Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Театрализованная деятельность в детском как средство развития речи
Театральные занятия
Автор: Волошина Полина Александровна   
14.11.2025 13:46

Театрализованная деятельность в детском как средство развития речиТеатрализованная деятельность в детском как средство развития речи

Речь является фундаментом всего психического развития ребенка и основным средством общения. В современном мире, несмотря на обилие информационных источников, педагоги и логопеды констатируют рост количества детей с нарушениями речевого развития. В этой связи поиск эффективных, естественных для ребенка методов и приемов развития речи становится особенно актуальным.

Одним из таких методов является театрализованная деятельность. Это не просто развлечение, а мощный педагогический инструмент, который в увлекательной, игровой форме позволяет решить комплекс задач, связанных с формированием речевой культуры ребенка.

 

Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие

Театр синтезирует в себе слово, движение, музыку и изобразительное искусство. Его влияние на речь ребенка многогранно:

1. Совершенствование звуковой культуры речи.

  • Работа над ролью требует четкой, внятной дикции. В процессе репетиций дети отрабатывают сложные звуки, слова и фразы.
  • Использование скороговорок, чистоговорок и ритмических упражнений в рамках подготовки к спектаклю делает процесс автоматизации звуков интересным и мотивированным.
  • Дети учатся управлять силой голоса, темпом, интонацией, чтобы передать характер персонажа (например, говорить грубым голосом для медведя или тонким, дрожащим – для зайчика).

2. Обогащение активного словаря.

  • Театрализованные игры погружают ребенка в определенный литературный контекст, где он сталкивается с новыми словами, образными выражениями, эпитетами.
  • Исполняя роль, ребенок не просто пассивно запоминает слова, а активно их использует, «проживает» их, что способствует переходу слова из пассивного словаря в активный.

3. Формирование грамматического строя речи.

  • Участвуя в инсценировках, ребенок на практике осваивает правила согласования слов в роде, числе и падеже, учится правильно строить предложения различной сложности.
  • Педагог, помогая ребенку понять и верно произнести реплику, ненавязчиво корректирует грамматические ошибки.

4. Развитие связной речи (диалогической и монологической).

  • Театр по своей сути – это диалог. Ребенок-актер учится слушать партнера, вовремя вступать в речевое взаимодействие, строить свои высказывания в логике диалога.
  • Монологи (например, вступления сказочника или эмоциональные высказывания персонажей) являются прекрасной практикой для построения развернутого, логичного высказывания.

5. Развитие невербальных средств общения.

  • Театрализованная игра учит ребенка подкреплять свою речь мимикой, жестами, пластикой, что делает высказывание более выразительным и понятным для окружающих.

Практическая организация театрализованной деятельности в ДОУ

Чтобы театрализованная деятельность стала эффективным инструментом развития речи, ее необходимо грамотно организовать.

Этапы работы:

1. Подготовительный этап.

  • Выбор произведения. Для начала лучше выбирать хорошо знакомые детям сказки ( «Колобок», «Теремок», «Репка»), где есть повторяющиеся диалоги и простой сюжет.
  • Чтение и обсуждение. Педагог выразительно читает текст, обращает внимание на характеры героев, их манеру речи.
  • Работа над интонацией и выразительностью. Проводятся этюды и упражнения на передачу различных эмоций (радость, грусть, удивление, гнев) с помощью голоса.

2. Основной этап (репетиционный).

  • Распределение и разучивание ролей. Важно дать каждому ребенку возможность попробовать себя в разных ролях, даже без слов (например, роль дерева или грибка).
  • Работа над репликами. Педагог помогает ребенку понять, почему герой говорит именно так, с какой интонацией.
  • Создание декораций и костюмов. Этот процесс также сопровождается активной речевой практикой: обсуждение, планирование, описание.

3. Заключительный этап – показ спектакля.

  • Премьера перед зрителями (другими детьми, родителями) – это мощный стимул для ребенка. Он учится владеть собой, доносить свою речь до аудитории, что является высшей формой проявления речевых умений.

Виды театра, используемые в детском саду:

  • Настольный театр (игрушки, фигурки из бумаги, природного материала).
  • Театр на фланелеграфе.
  • Пальчиковый театр (идеален для развития мелкой моторики, связанной с речью).
  • Театр бибабо (куклы, надевающиеся на руку).
  • Верховые куклы (используются в старших группах).
  • Театр живой куклы (ростовые куклы, костюмированные представления).

Роль педагога и родителей

Педагог является режиссером, сценаристом и вдохновителем процесса. Он создает благоприятную атмосферу, поощряет любые проявления творчества, тактично исправляет речевые ошибки.

Не менее важна поддержка родителей. Привлечение их к изготовлению костюмов, посещению спектаклей, а также организация домашних театров помогает закрепить достигнутые в детском саду результаты.

Заключение

Театрализованная деятельность – это неотъемлемый элемент развивающей среды в детском саду. Она уникальна тем, что естественным образом, через игру и творчество, решает важнейшие задачи речевого развития. Участвуя в театрализованных играх, ребенок не только совершенствует свою речь, но и учится empathize, управлять эмоциями, работать в коллективе. Таким образом, театр – это универсальное средство, которое воспитывает в ребенке не только грамотного собеседника, но и гармонично развитую, творческую личность.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 42 (404) выйдет
16 ноября 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год
Скачать Номер 33 (395) за 2025 год