Консультация для воспитателей «Настольный театр» |
Театральные занятия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Филимонова Анастасия Андреевна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19.08.2025 19:01 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МБУДОУ «ДС «НЬЮТОН» Г. ЧЕЛЯБИНСКА» ОСП НЕЗАБУДКА Выполнила музыкальный руководитель ОСП Незабудка А. А.Филимонова Челябинск 2024 год Цель: познакомить воспитателей, как озвучивать сказки и стихи музыкальными и шумовыми инструментами. Задачи:
Оборудование: презентация, брошюры, схемы, музыкальные инструменты, стол. Использовать можно в музыкальном уголке группы в свободном доступе для детей. Ход консультации: Добрый день! Меня зовут, Анастасия Андреевна Филимонова, я муз. руководитель ОСП Незабудка. Темой моей консультации является Настольный театр. Настольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития. Настольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления ребенка, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса. Даже самому замечательному ребёнку надоедают все его игрушки, книжки, пазлы и хочется чего-то новенького, интересного и необычного, а именно того, где он мог бы проявить своё творчество, свой талант, свою индивидуальность; «примерить» на себя разные роли (актёра, режиссера, костюмера, ведущего и т. д., самому придумать игру, персонажей, сюжет и т. д. Возникновение и существование настольного театра, а также его широкое применение в работе с детьми дошкольного возраста очень естественное, так как исходит из основной деятельности детей – игровой, а все театральное действие построено по тому же принципу, что и любая детская игра. Еще одной разновидностью настольного театра являются сказка-шумелка, озвучивание стихов. Я в своей работе с детьми применяю именно эти виды деятельности. Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. Сказка с шумовым оформлением является весёлым и эффективным упражнением для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти и творческой фантазии у дошкольников. Ребёнок реализует свои образные представления в шумах, звуках, что всегда сопровождается положительными эмоциями, способствует созданию эмоционального благополучия. Дети все хотят играть. Взяв в руки инструмент, ребенок преображается, светится от счастья и радости, становится почти волшебником. И именно волшебники творят чудеса. Музыкальный инструмент, попав в руки стеснительного малыша, помогает стать более решительным и отважным, заставляет превратиться в активного рассказчика. Перед началом разучивания сказки-шумелки рекомендуется: Взять любимое детьми произведение, либо ознакомить детей с произведением путём очень выразительного исполнения. Заранее подготовить инструменты, которые понадобятся для озвучивания сказки (музыкальные инструменты, подходящие по звучанию предметы, найти необходимый звуковой эффект (приём игры). Раздать инструменты с учётом возможностей детей. Проверить их звучание дети должны до начала сказки. Инструмент должен отзвучать прежде, чем продолжиться сказка. Поэтому дети берут инструменты в руки только для игры, после чего откладывают. Научить детей бережному обращению с инструментами. Алгоритм озвучивания на консультации с педагогами:
В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты. К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д. К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука:
Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками путём превращения предметов обихода в музыкальный инструмент: пластиковые банки с рисом, горохом, гречкой;
Изготовленные своими руками либо только украшенные или модернизированные инструменты вызывают особый интерес к сказке. Предлагаю вам угадать, к какому герою из сказки «Теремок» подходит этот музыкальный инструмент? (играю на колокольчике), педагоги угадывают, например, мышка. Так проигрываю еще парочку героев, педагоги угадывают. Так же можно озвучить природные явления, чаще всего использую стихотворения. Показываю дудочки, свистульки, педагоги отвечают, что похоже на пение птиц, шуршание пакетов, похоже на шелест листьев или шум ветра. Далее предлагаю, попробовать педагогам озвучить сказку «Теремок», приглашаю к столу, педагоги выбирают, какой инструмент им понравился, пробуют поиграть. Раздаю схемы для удобства.
Предлагаю, проиграть стихотворение Весна (Г. Ладонщиков) Отшумела злая вьюга, Стала ночь короче дня. (маракасы шумят) Тёплый ветер дует с юга, (шумофон из песка) Капли падают звеня. (треугольник) Солнце землю нагревает, (металлофон) Гонит с нашей речки лёд. (барабан) Тает баба снеговая (треугольник) И ручьями слёзы льёт. (металлофон) Раздаю раздаточный материал: брошюра приложение сказок. Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших воспитанников интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни. Благодарю за внимание.
|