Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Консультация для воспитателей «Настольный театр»
Театральные занятия
Автор: Филимонова Анастасия Андреевна   
19.08.2025 19:01

Консультация для воспитателей «Настольный театр»Консультация для воспитателей «Настольный театр»

МБУДОУ «ДС «НЬЮТОН» Г. ЧЕЛЯБИНСКА» ОСП НЕЗАБУДКА

Выполнила музыкальный руководитель ОСП Незабудка А. А.Филимонова Челябинск 2024 год

Цель: познакомить воспитателей, как озвучивать сказки и стихи музыкальными и шумовыми инструментами.

Задачи:

  • Воспитывать: любовь к природе, способность чувствовать ее красоту, стремление сохранять, беречь её богатство; уважение друг к другу и взаимопонимание;
  • Развивать: смелость, решительность, целеустремлённость, уверенность в себе, инициативность и самостоятельность; музыкальный слух, творчество, артистизм; речевые и умственные способности, а также мелкую моторику рук;
  • Обучать: счёту (количество героев, игроков, цветов на поляне, яблок на дереве и т. п.); умению выделять высоту, ширину, длину предметов; различать понятия выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, цвета и формы, времена года, время (утро, обед, вечер, ночь) и т. д.

 Скачать конспект

Оборудование: презентация, брошюры, схемы, музыкальные инструменты, стол.

Использовать можно в музыкальном уголке группы в свободном доступе для детей.

Ход консультации:

Добрый день! Меня зовут, Анастасия Андреевна Филимонова, я муз. руководитель ОСП Незабудка.

Темой моей консультации является Настольный театр. Настольный театр играет большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе большие возможности для их всестороннего развития.

Настольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образы-персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, в силу образно-конкретного мышления ребенка, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.

Даже самому замечательному ребёнку надоедают все его игрушки, книжки, пазлы и хочется чего-то новенького, интересного и необычного, а именно того, где он мог бы проявить своё творчество, свой талант, свою индивидуальность; «примерить» на себя разные роли (актёра, режиссера, костюмера, ведущего и т. д., самому придумать игру, персонажей, сюжет и т. д.

Возникновение и существование настольного театра, а также его широкое применение в работе с детьми дошкольного возраста очень естественное, так как исходит из основной деятельности детей – игровой, а все театральное действие построено по тому же принципу, что и любая детская игра.

Еще одной разновидностью настольного театра являются сказка-шумелка, озвучивание стихов. Я в своей работе с детьми применяю именно эти виды деятельности.

Сказка-шумелка – это повествование сказки с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. Сказка с шумовым оформлением является весёлым и эффективным упражнением для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти и творческой фантазии у дошкольников. Ребёнок реализует свои образные представления в шумах, звуках, что всегда сопровождается положительными эмоциями, способствует созданию эмоционального благополучия.

Дети все хотят играть. Взяв в руки инструмент, ребенок преображается, светится от счастья и радости, становится почти волшебником. И именно волшебники творят чудеса. Музыкальный инструмент, попав в руки стеснительного малыша, помогает стать более решительным и отважным, заставляет превратиться в активного рассказчика.

Перед началом разучивания сказки-шумелки рекомендуется:

Взять любимое детьми произведение, либо ознакомить детей с произведением путём очень выразительного исполнения.

Заранее подготовить инструменты, которые понадобятся для озвучивания сказки (музыкальные инструменты, подходящие по звучанию предметы, найти необходимый звуковой эффект (приём игры).

Раздать инструменты с учётом возможностей детей. Проверить их звучание дети должны до начала сказки. Инструмент должен отзвучать прежде, чем продолжиться сказка. Поэтому дети берут инструменты в руки только для игры, после чего откладывают.

Научить детей бережному обращению с инструментами.

Алгоритм озвучивания на консультации с педагогами:

  1. знакомство со сказкой: чтение или просмотр мультфильма;
  2. выбор музыкальных и шумовых инструментов для озвучивания;
  3. выделение в тексте пауз для звукоподражания и музицирования;
  4. распределение музыкальных инструментов среди педагогов, проба их звучания;
  5. озвучивание сказки.

В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты. К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д.

К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука:

  • барабаны;
  • тарелки;
  • бубен;
  • треугольник;
  • кастаньеты и т. д.

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками путём превращения предметов обихода в музыкальный инструмент:

пластиковые банки с рисом, горохом, гречкой;

  • калька;
  • крышки от кастрюль;
  • расчески;
  • камешки;
  • целлофан.

Изготовленные своими руками либо только украшенные или модернизированные инструменты вызывают особый интерес к сказке.

Предлагаю вам угадать, к какому герою из сказки «Теремок» подходит этот музыкальный инструмент? (играю на колокольчике), педагоги угадывают, например, мышка. Так проигрываю еще парочку героев, педагоги угадывают. Так же можно озвучить природные явления, чаще всего использую стихотворения. Показываю дудочки, свистульки, педагоги отвечают, что похоже на пение птиц, шуршание пакетов, похоже на шелест листьев или шум ветра.

Далее предлагаю, попробовать педагогам озвучить сказку «Теремок», приглашаю к столу, педагоги выбирают, какой инструмент им понравился, пробуют поиграть.

Раздаю схемы для удобства.


Стоит в поле теремок.


БУБЕН


Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает — Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.


КОЛОКОЛЬЧИК


Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает 

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?


УДАРЫ ДЕРЕВЯННЫМИ ЛОЖКАМИ


— Я, мышка-норушка! А ты кто?


КОЛОКОЛЬЧИК


— А я лягушка-квакушка


ЛОЖКИ


Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.


КОЛОКОЛЬЧИК


Бежит мимо зайчик-побегайчик остановился и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?


ТРЕУГОЛЬНИК


— Я, мышка-норушка


КОЛОКОЛЬЧИК


— А я лягушка-квакушка

— А ты кто?


ЛОЖКИ


— А я зайчик-побегайчик.


ТРЕУГОЛЬНИК


— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.


ТРЕУГОЛЬНИК


Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живет?


ШУРШАЛОЧКА


— Я, мышка-норушка


КОЛОКОЛЬЧИК


— А я лягушка-квакушка


ЛОЖКИ


—А я зайчик - побегайчик — А ты кто?


ТРЕУГОЛЬНИК


— А я лисичка-сестричка— иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.


ШУРШАЛОЧКА


Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?


ШУМЕЛОЧКА


— Я, мышка-норушка


КОЛОКОЛЬЧИК


— А я лягушка-квакушка


ЛОЖКИ


—А я зайчик – побегайчик


ТРЕУГОЛЬНИК


— А я лисичка-сестричка

— А ты кто?


ШУРШАЛОЧКА


— А я волчок-серый бочок.


ШУМЕЛОЧКА


— Иди к нам жить!Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.


МЕТАЛЛОФОН


Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:— Терем-теремок! Кто в тереме живет?


УДАРЫ ПО БАРАБАНУ


— Я, мышка-норушка.


КОЛОКОЛЬЧИК


— А я лягушка-квакушка


ЛОЖКИ


—А я зайчик – побегайчик


ТРЕУГОЛЬНИК


— А я лисичка-сестричка


ШУРШАЛОЧКА


— А я волчок-серый бочок.— А ты кто?


ШУМЕЛОЧКА


— А я медведь косолапый


БАРАБАН


Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:— А я лучше у вас на крыше буду жить.


Мнем  БУМАГУ


Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился

 


Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.


КОЛОКОЛЬЧИК, ЛОЖКИ,ТРЕУГОЛЬНИК,ШУРШАЛОЧКА,ШУМЕЛОЧКА


Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.

Лучше прежнего построили!!


РАСЧЁСКОЙ ПО КРАЮ СТОЛА

МЕТАЛЛОФОН

Предлагаю, проиграть стихотворение Весна (Г. Ладонщиков)

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня. (маракасы шумят)

Тёплый ветер дует с юга, (шумофон из песка)

Капли падают звеня. (треугольник)

Солнце землю нагревает, (металлофон)

Гонит с нашей речки лёд. (барабан)

Тает баба снеговая (треугольник)

И ручьями слёзы льёт. (металлофон)

Раздаю раздаточный материал: брошюра приложение сказок.

Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших воспитанников интересной и содержательной, наполните ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

Благодарю за внимание.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 31 (393) выйдет
27 августа 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 30 (392) за 2025 год
Скачать Номер 29 (391) за 2025 год
Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год