Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Развитие креативной личности детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Театральные занятия
Автор: Воробьева Екатерина Александровна   
06.08.2025 16:25

Развитие креативной личности детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.Развитие креативной личности детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

«Театр — волшебная страна,
где дети раскрывают свою фантазию,
учатся творчески мыслить и выражать эмоции,
превращаясь в маленьких художников жизни».
О.А. Васильева.

Детство — удивительный и неповторимый мир, полный тайн и загадок, непохожий ни на какой другой возраст. Невозможно постичь душу ребенка, не погрузившись в этот особенный мир фантазий, мечтаний и ярких впечатлений. Только открыв дверь в детскую вселенную, мы сможем разгадать многие загадки и разрешить важные проблемы современности.

Сегодняшнее поколение дошкольников растет совсем другим, нежели раньше. Их мышление отличается большей динамичностью, восприимчивостью к новой информации и стремлением к самостоятельности. Наше общество нуждается в людях, способных уверенно ориентироваться в стремительно меняющемся мире, не боящихся искать уникальные решения и смело выражать свое мнение.

 

Однако зачастую именно в раннем детстве возникают трудности, препятствующие полноценному развитию. Работая с детьми в дошкольном учреждении, мы неоднократно сталкиваемся с подобными сложностями.

Сегодня нередко встречаются ребята, испытывающие сложности с поведением: замкнутые, неуверенные в себе, излишне агрессивные или пассивные.

Многие ребята испытывают затруднения при взаимодействии с группой сверстников, неспособны выразить свои мысли и проявить себя.

Часто наблюдается недостаток красноречия, бедность лексикона, низкая культура общения. Заметно, что фантазия многих ребят ограничена, креативность практически отсутствует, а желание пробовать новое подавлено.

И вот тут возникает главный вопрос: каким образом мы, педагоги можем помочь нашим воспитанникам раскрыть свой талант, обрести внутреннюю гармонию и вырасти полноценной, самостоятельной личностью? Как воспитать ребенка так, чтобы он вырос чутким, наблюдательным, любопытным человеком, способным размышлять, мечтать и созидать?

Размышления над этими вопросами привели нас к убеждению, что эффективным решением может стать театрализованная деятельность. Ведь театр — это живое, яркое и доступное направление, обладающее колоссальным воспитательным потенциалом. Помимо своей развлекательной природы, театрализация способна заинтересовать ребенка, вызвать искреннюю увлеченность и глубокое понимание внутреннего мира окружающих людей.

Театрализация как эффективное средство воспитания и обучения дошкольников применяется в педагогике давно. Основой ее служит театрализованная игра.

А. С. Макаренко писал: «Каждую минуту он (ребенок) немного играет, он что-то из себя немного воображает. Он более высоким себя чувствует, играя». Игра пронизывает всю жизнь ребенка, способствует физическому и духовному здоровью. В игре дети чувствуют себя комфортно, потому что по своему желанию включаются в творческий процесс, играя по правилам, предусмотренные ролью.

Важнейшей целью воспитания в детском саду — является воспитание креативной личности, открытой миру, ищущей нестандартные решения и стремящейся внести вклад в культурное наследие общества.

Именно поэтому мы выбрали тему: «Развитие креативного потенциала дошкольников через театрализованную деятельность».

Креативность личности ребёнка выражается в активности, смелости искать необычные решения, желании познавать новое, умении рассказывать о своих делах и результатах, сильном стремлении добиваться успеха и богатом воображении. Ребёнок легко придумывает интересные и оригинальные образы, быстро переключается с одного замысла на другой и свободно адаптируется к новым ситуациям.

Главная цель — открыть творческий потенциал каждого ребенка, поддержать его уникальность и подчеркнуть ценность индивидуального видения мира.

Чтобы достичь этой цели, мы поставили перед собой ряд важных задач:

  • Организовать условия, позволяющие детям осознавать собственную индивидуальность и уникальную одаренность.
  • Познакомить малышей с миром театра, прививать любовь к искусству, познакомить с различными театральными жанрами и направлениями.
  • Способствовать раскрытию творческих талантов каждого воспитанника, помогать развивать креативность и воображение.
  • Формировать стойкий интерес к творчеству, закладывать фундамент будущей любви к художественному слову и прекрасному.
  • Поддерживать каждого ребенка в ситуации успеха, укреплять веру в свои силы и способности.

Основополагающей идеей нашей работы стала мысль о том, что лишь через игровые техники театрализации возможно гармонично и естественно развивать креативный потенциал детей. Чем больше усилий мы вложим в развитие творческих способностей наших воспитанников, тем увереннее и счастливее они будут жить в будущем.

Наш детский сад уделяет большое внимание театрализованным играм и представлениям. Мы считаем важным подбирать такие сказки и сюжеты, которые будут интересны нашим воспитанникам, легко воспринимаются ими и помогают развивать творческий потенциал.

Наши ребята обожают погружаться в удивительный мир театра, примеряя на себя роли любимых героев сказочных историй. Они весело и увлечённо участвуют в ярких театральных постановках, таких как «Стрекоза и муравей», «Муха-Цокотуха», «Красная Шапочка», «Маша и Медведь», «Волк и семеро козлят», «Дюймовочка», «Золушка» итд. Особое восхищение вызывает незабываемый новогодний спектакль «Щелкунчик», неизменно привлекающий внимание зрителей своей красотой и волшебством.

Уже стало доброй традицией ежегодно организовывать в нашем детском саду «Фестиваль сказок». Это мероприятие проводится во всех возрастных группах учреждения, предоставляя детям возможность проявить свои таланты и раскрыть скрытые способности. Фестиваль позволяет каждому ребёнку ощутить себя полноценным участником театрализованного представления, приобрести опыт публичных выступлений, развить актерские навыки и расширить кругозор посредством знакомства с различными сюжетами народных и авторских сказок. Ведь именно сказки помогают ребенку увидеть мир глазами разных персонажей, научиться понимать и уважать чужие мнения, обогащают внутренний мир новыми впечатлениями и переживаниями. Для многих ребят участие в фестивале становится первым опытом выступления перед публикой, шансом попробовать себя в роли артиста, испытать радость творчества и гордость за собственные достижения. Таким образом, «Фестиваль сказок» является уникальным инструментом воспитания и развития детей, способствующим формированию гармоничной и творческой личности, открытию новых возможностей каждого ребёнка.

Эффективная организация театрализованной деятельности в условиях детского сада предполагает создание специальной развивающей среды, способствующей свободному самовыражению и полету творческой фантазии. Именно такая среда провоцирует возникновение у детей желания проявить индивидуальность, развивать свое воображение и превращает повседневную жизнь в красочное и насыщенное приключение. Создание подобной атмосферы требует внимательного подхода со стороны педагога, включая организацию пространства, подбор репертуара, подготовку необходимых материалов и оборудования, а также тесное взаимодействие с семьями воспитанников для усиления эффекта воздействия театрализации на личность ребенка.

Ведущую роль в театрализованном творчестве играет конечно же — педагог, выступая ориентиром, помощником и вдохновителем для детей. Задача педагога — стать вдохновляющим наставником и проводником ребят в удивительный мир творчества. Активно участвуя в процессе подготовки и реализации мероприятий, мы, педагоги помогаем воспитанникам выбрать наиболее подходящие для них роли, регулярно занимаемся постановочной работой над текстом, сценическими диалогами и ролями. Такая форма совместной деятельности способствует эффективному раскрытию творческого потенциала детей, развивает воображение, артистизм и чувство коллективизма. Благодаря продуманному подходу и профессиональной организации процесса, детский сад становится особой средой, пропитанной ощущением счастья, согласия и подлинного чуда.

Одним из ключевых аспектов успешности театрализованной деятельности является поддержание постоянной позитивной обратной связи с каждым ребенком. Важно отмечать успехи и достижения всех участников, подчеркивая индивидуальные особенности и уникальные качества каждого ребёнка. Такая поддержка создает благоприятную среду для роста уверенности в собственных силах, формирует положительную мотивацию и укрепляет чувство собственной значимости.

Привлечение родителей к участию в театрализованных мероприятиях обогащает опыт детей, укрепляет семейные отношения и усиливает эффект воспитания. Родителям предоставляется возможность стать частью захватывающего процесса: они могут внести вклад в создание оригинальных костюмов и красивых декораций. Их присутствие в зале, искренняя поддержка и горячие аплодисменты создают особую атмосферу успеха, гордости и счастья, позволяя маленьким актерам почувствовать важность и значимость своих достижений. Наблюдая заинтересованность взрослых, дети чувствуют дополнительную мотивацию и желание совершенствоваться. Родители же получают возможность взглянуть на своего ребенка с новой стороны, оценить его способности и таланты, поддержать инициативу и поощрить творческий рост.

Регулярная и целенаправленная работа по развитию творческих способностей дошкольников в рамках театрализованной деятельности демонстрирует высокие результаты. У детей наблюдается ускоренное развитие речи, расширение активного словарного запаса, улучшение способности осознанно выражать свои мысли и чувства. Формируется богатое воображение, повышается уровень самоконтроля и саморегуляции поведения. Ребята приобретают большую свободу и раскованность в общении, демонстрируют искренний интерес и увлеченность процессом театрального творчества. Особенно значимым результатом является появление устойчивого стремления к выступлению на сцене, сопровождаемое яркими положительными эмоциями и ярко выраженным желанием продолжать заниматься театральной деятельностью.

Таким образом, именно театр открывает перед нами мощные ресурсы, способные обогатить всю жизнь маленького человека.

Искренняя вера в силу театра, любовь к своему делу и постоянное совершенствование профессиональных компетенций, позволят нам создавать прекрасные условия для раскрытия творческого потенциала детей. Пусть каждый ребёнок сможет насладиться радостью творчества и почувствует вкус победы в своем маленьком театре!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 29 (391) выйдет
10 августа 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 28 (390) за 2025 год
Скачать Номер 27 (389) за 2025 год
Скачать Номер 26 (388) за 2025 год
Скачать Номер 25 (387) за 2025 год
Скачать Номер 24 (386) за 2025 год
Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год
Скачать Номер 21 (383) за 2025 год
Скачать Номер 20 (382) за 2025 год