Развитие креативной личности детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. |
Театральные занятия | |||
Автор: Воробьева Екатерина Александровна | |||
06.08.2025 16:25 | |||
«Театр — волшебная страна, Детство — удивительный и неповторимый мир, полный тайн и загадок, непохожий ни на какой другой возраст. Невозможно постичь душу ребенка, не погрузившись в этот особенный мир фантазий, мечтаний и ярких впечатлений. Только открыв дверь в детскую вселенную, мы сможем разгадать многие загадки и разрешить важные проблемы современности. Сегодняшнее поколение дошкольников растет совсем другим, нежели раньше. Их мышление отличается большей динамичностью, восприимчивостью к новой информации и стремлением к самостоятельности. Наше общество нуждается в людях, способных уверенно ориентироваться в стремительно меняющемся мире, не боящихся искать уникальные решения и смело выражать свое мнение.
Однако зачастую именно в раннем детстве возникают трудности, препятствующие полноценному развитию. Работая с детьми в дошкольном учреждении, мы неоднократно сталкиваемся с подобными сложностями. Сегодня нередко встречаются ребята, испытывающие сложности с поведением: замкнутые, неуверенные в себе, излишне агрессивные или пассивные. Многие ребята испытывают затруднения при взаимодействии с группой сверстников, неспособны выразить свои мысли и проявить себя. Часто наблюдается недостаток красноречия, бедность лексикона, низкая культура общения. Заметно, что фантазия многих ребят ограничена, креативность практически отсутствует, а желание пробовать новое подавлено. И вот тут возникает главный вопрос: каким образом мы, педагоги можем помочь нашим воспитанникам раскрыть свой талант, обрести внутреннюю гармонию и вырасти полноценной, самостоятельной личностью? Как воспитать ребенка так, чтобы он вырос чутким, наблюдательным, любопытным человеком, способным размышлять, мечтать и созидать? Размышления над этими вопросами привели нас к убеждению, что эффективным решением может стать театрализованная деятельность. Ведь театр — это живое, яркое и доступное направление, обладающее колоссальным воспитательным потенциалом. Помимо своей развлекательной природы, театрализация способна заинтересовать ребенка, вызвать искреннюю увлеченность и глубокое понимание внутреннего мира окружающих людей. Театрализация как эффективное средство воспитания и обучения дошкольников применяется в педагогике давно. Основой ее служит театрализованная игра. А. С. Макаренко писал: «Каждую минуту он (ребенок) немного играет, он что-то из себя немного воображает. Он более высоким себя чувствует, играя». Игра пронизывает всю жизнь ребенка, способствует физическому и духовному здоровью. В игре дети чувствуют себя комфортно, потому что по своему желанию включаются в творческий процесс, играя по правилам, предусмотренные ролью. Важнейшей целью воспитания в детском саду — является воспитание креативной личности, открытой миру, ищущей нестандартные решения и стремящейся внести вклад в культурное наследие общества. Именно поэтому мы выбрали тему: «Развитие креативного потенциала дошкольников через театрализованную деятельность». Креативность личности ребёнка выражается в активности, смелости искать необычные решения, желании познавать новое, умении рассказывать о своих делах и результатах, сильном стремлении добиваться успеха и богатом воображении. Ребёнок легко придумывает интересные и оригинальные образы, быстро переключается с одного замысла на другой и свободно адаптируется к новым ситуациям. Главная цель — открыть творческий потенциал каждого ребенка, поддержать его уникальность и подчеркнуть ценность индивидуального видения мира. Чтобы достичь этой цели, мы поставили перед собой ряд важных задач:
Основополагающей идеей нашей работы стала мысль о том, что лишь через игровые техники театрализации возможно гармонично и естественно развивать креативный потенциал детей. Чем больше усилий мы вложим в развитие творческих способностей наших воспитанников, тем увереннее и счастливее они будут жить в будущем. Наш детский сад уделяет большое внимание театрализованным играм и представлениям. Мы считаем важным подбирать такие сказки и сюжеты, которые будут интересны нашим воспитанникам, легко воспринимаются ими и помогают развивать творческий потенциал. Наши ребята обожают погружаться в удивительный мир театра, примеряя на себя роли любимых героев сказочных историй. Они весело и увлечённо участвуют в ярких театральных постановках, таких как «Стрекоза и муравей», «Муха-Цокотуха», «Красная Шапочка», «Маша и Медведь», «Волк и семеро козлят», «Дюймовочка», «Золушка» итд. Особое восхищение вызывает незабываемый новогодний спектакль «Щелкунчик», неизменно привлекающий внимание зрителей своей красотой и волшебством. Уже стало доброй традицией ежегодно организовывать в нашем детском саду «Фестиваль сказок». Это мероприятие проводится во всех возрастных группах учреждения, предоставляя детям возможность проявить свои таланты и раскрыть скрытые способности. Фестиваль позволяет каждому ребёнку ощутить себя полноценным участником театрализованного представления, приобрести опыт публичных выступлений, развить актерские навыки и расширить кругозор посредством знакомства с различными сюжетами народных и авторских сказок. Ведь именно сказки помогают ребенку увидеть мир глазами разных персонажей, научиться понимать и уважать чужие мнения, обогащают внутренний мир новыми впечатлениями и переживаниями. Для многих ребят участие в фестивале становится первым опытом выступления перед публикой, шансом попробовать себя в роли артиста, испытать радость творчества и гордость за собственные достижения. Таким образом, «Фестиваль сказок» является уникальным инструментом воспитания и развития детей, способствующим формированию гармоничной и творческой личности, открытию новых возможностей каждого ребёнка. Эффективная организация театрализованной деятельности в условиях детского сада предполагает создание специальной развивающей среды, способствующей свободному самовыражению и полету творческой фантазии. Именно такая среда провоцирует возникновение у детей желания проявить индивидуальность, развивать свое воображение и превращает повседневную жизнь в красочное и насыщенное приключение. Создание подобной атмосферы требует внимательного подхода со стороны педагога, включая организацию пространства, подбор репертуара, подготовку необходимых материалов и оборудования, а также тесное взаимодействие с семьями воспитанников для усиления эффекта воздействия театрализации на личность ребенка. Ведущую роль в театрализованном творчестве играет конечно же — педагог, выступая ориентиром, помощником и вдохновителем для детей. Задача педагога — стать вдохновляющим наставником и проводником ребят в удивительный мир творчества. Активно участвуя в процессе подготовки и реализации мероприятий, мы, педагоги помогаем воспитанникам выбрать наиболее подходящие для них роли, регулярно занимаемся постановочной работой над текстом, сценическими диалогами и ролями. Такая форма совместной деятельности способствует эффективному раскрытию творческого потенциала детей, развивает воображение, артистизм и чувство коллективизма. Благодаря продуманному подходу и профессиональной организации процесса, детский сад становится особой средой, пропитанной ощущением счастья, согласия и подлинного чуда. Одним из ключевых аспектов успешности театрализованной деятельности является поддержание постоянной позитивной обратной связи с каждым ребенком. Важно отмечать успехи и достижения всех участников, подчеркивая индивидуальные особенности и уникальные качества каждого ребёнка. Такая поддержка создает благоприятную среду для роста уверенности в собственных силах, формирует положительную мотивацию и укрепляет чувство собственной значимости. Привлечение родителей к участию в театрализованных мероприятиях обогащает опыт детей, укрепляет семейные отношения и усиливает эффект воспитания. Родителям предоставляется возможность стать частью захватывающего процесса: они могут внести вклад в создание оригинальных костюмов и красивых декораций. Их присутствие в зале, искренняя поддержка и горячие аплодисменты создают особую атмосферу успеха, гордости и счастья, позволяя маленьким актерам почувствовать важность и значимость своих достижений. Наблюдая заинтересованность взрослых, дети чувствуют дополнительную мотивацию и желание совершенствоваться. Родители же получают возможность взглянуть на своего ребенка с новой стороны, оценить его способности и таланты, поддержать инициативу и поощрить творческий рост. Регулярная и целенаправленная работа по развитию творческих способностей дошкольников в рамках театрализованной деятельности демонстрирует высокие результаты. У детей наблюдается ускоренное развитие речи, расширение активного словарного запаса, улучшение способности осознанно выражать свои мысли и чувства. Формируется богатое воображение, повышается уровень самоконтроля и саморегуляции поведения. Ребята приобретают большую свободу и раскованность в общении, демонстрируют искренний интерес и увлеченность процессом театрального творчества. Особенно значимым результатом является появление устойчивого стремления к выступлению на сцене, сопровождаемое яркими положительными эмоциями и ярко выраженным желанием продолжать заниматься театральной деятельностью. Таким образом, именно театр открывает перед нами мощные ресурсы, способные обогатить всю жизнь маленького человека. Искренняя вера в силу театра, любовь к своему делу и постоянное совершенствование профессиональных компетенций, позволят нам создавать прекрасные условия для раскрытия творческого потенциала детей. Пусть каждый ребёнок сможет насладиться радостью творчества и почувствует вкус победы в своем маленьком театре!
|