Нетрадиционный подход в организации совместной театрализованной деятельности взрослых и детей |
Театральные занятия | |
Автор: Сидоренко Людмила Михайловна | |
23.07.2025 22:17 | |
Воспитатель: Сидоренко Л. М. Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате ‚ нев продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении. Л. С. Выготский Современная развивающая педагогика видит результаты своей деятельности в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Разностороннее влияние этой деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её как одно из эффективных педагогических средств. Воспитательные и развивающие возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в различных видах театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет ребёнку усваивать опыт взрослых естественно и непринуждённо, так же, как взрослый естественно и непринуждённо задаёт собственным примером образцы поведения и способы деятельности. Кроме того, в совместной деятельности воспитатель лучше узнаёт детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создаётся микроклимат, в основе которого лежат уважение к личности маленького человека, забота о нём, доверительные отношения между взрослыми и детьми. Театрализованная деятельность детей, безусловно, не появится сама собой. В этом огромную роль играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Но ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Обеспечивая взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе, решаются ряд задач, направленных на всестороннее развитие ребёнка:
Ориентируясь на годовую тему нашего ДОУ, мне хотелось в своей работе применить интеграцию театрализованной деятельности и валеологической культуры. При этом важно, с одной стороны позаботиться об удовлетворении биологической потребности детей в двигательной активности, являющейся основным источником полноценного развития детского организма, с другой стороны, не менее важна содержательная сторона: рациональное соотношение разных форм театрализованной деятельности и накопление эмоционально- чувственного опыта детей. Известно, что основной формой деятельности детей является игра. Среди различных игр я выделила сюжетно-ролевые и театрализованные игры, которые способствуют развитию мышления, памяти, внимания, воображения, активности и эмоционального настроя. Одним из средств воздействия на психическое и физическое состояние ребёнка сейчас считается и пользуется большой популярностью ритмическая гимнастика. В своём роде ритмическая гимнастика уникальна: здесь и темп, и работа всех мышц и суставов, и весёлая ритмическая музыка, и яркая одежда. Всё это создаёт положительные эмоции. На мой взгляд, как раз сочетание ритмической гимнастики с сюжетно-ролевой и театрализованной игрой может стать универсальным средством, позволяющим успешно решать задачи как двигательного, так и эмоционального, психического развития детей дошкольного возраста. Далее результат этой интеграции буду называть «театрализованной ритмической гимнастикой». Итак, театрализованная ритмическая гимнастика для дошкольников позволяет одновременно решать как общие, так и частные задачи. Общие задачи- оздоровительные, развивающие, обучающие, воспитательные. К частным можно отнести следующие:
Разнообразие движений, их всесторонняя направленность, выразительность и музыкальность способствуют гармоничному развитию детей. А сказочные сюжеты превращают занятия в увлекательные игры, в которых средствами ритмической гимнастики ребёнок получает возможность передать образ каждого героя сказки. Особенностью этой системы занятий является интеграция двигательной, познавательной и, соответственно, театрализованной деятельности на основе единства четырёх основных компонентов: движения, игры, сюжета, музыки. Занятия театрализованной ритмической гимнастикой помогают детям всем своим существом ещё глубже почувствовать, понять, оценить события и поступки персонажей сказочных произведений. Можно говорить о возможности «прочтения» сказок всем телом, каждой мышцей, каждой клеткой организма. Сопереживание через выразительную эмоциональную двигательную деятельность значительно усиливается. Дети с помощью физических упражнений, жестов и мимики создают образы героев и антигероев, выражая своё отношение к ним. Через выразительные движения легче, проще, естественнее передавать образы и характеры героев любимых сказок. Максимально используемая игровая деятельность, повышая интерес детей к физическим упражнениям, помогает развивать творческое мышление, произвольное внимание, различные виды памяти, которые являются основой интеллектуальной деятельности. Изучение сказок народов мира расширяет кругозор детей. Музыкальное оформление создаёт благоприятный фон для развития ритмопластических, музыкально-двигательных способностей. Театрализованная ритмическая гимнастика также предполагает включать специальные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики кисти, дыхательного и артикуляционного аппарата, элементы релаксации, двигательные этюды и этюдный тренаж. Приведу пример основного комплекса упражнений на основе театрализованной ритмической гимнастики для старшего дошкольного возраста. Костюмы к этим упражнениям должны подбираться так, чтобы они не сковывали движения детей. (см. приложение) Старший дошкольный возраст характеризуется активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего, а затем и творческого. Этот период — сензитивный для формирования фантазии. Дошкольники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Что такое воображение ВООБРАЖЕНИЕ — это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путём переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют ФАНТАЗИЕЙ. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Значение функции воображения в психическом развитии ребёнка очень велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грёзами. Для выполнения этой задачи педагогам необходимо помогать ребёнку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития. Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребёнка нераздельны. Используя богатство эмоциональных состояний ‚ можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребёнка культуру чувств. Эмоции детей имеют очень яркую форму выражения через мимику, жесты и пантомимику, т.е. то, что нам необходимо использовать в разных формах театрализованной деятельности. Следующие упражнения как раз и связывают развитие воображения и мимически — пантомимических реакций. УПРАЖНЕНИЕ «ТАНЕЦ» Это упражнение относится к особой форме психологического тренинга — танцевальной психотерапии. Детям предлагается потанцевать. Причём каждый танцует то, что он хочет. Ребёнок должен выразить в танце какой — либо образ. Лучше, если образ он придумает сам. При затруднении вы можете помочь ему подсказкой. НАПРИМЕР: станцуй «бабочку» ‚ «зайчика»... ‚ «дерево» ‚ «цветок» ‚ «чайник», «молоток» и т.д. Главное правило подбора тем — идти от простого к сложному и от одушевлённого к неодушевлённому. Далее в качестве предлагаемых тем для танца выступают чувства. ПРИМЕР: станцуй «радость», «страх», «удивление», «каприз», «жалость» и т.д. Музыку для задания можно использовать любую танцевальную, вальсовую, плясовую, джазовую. Исключить песни со смысловым ‚ понятным для детей текстом. ИГРАх ТРОПИНКА» Строится на активизации воображения и сопровождающих его положительных эмоций. Очень эффективно влияет на формирование личности и оптимистичного чувственного фона. Все дети выстраиваются в затылок друг другу и идут в помещении (или в летний период на улице) змейкой по воображаемой тропинке. По команде взрослого они пере- ходят воображаемые препятствия. «Спокойно идём по тропинке... Вокруг кусты, деревья, зелёная травка... Птицы поют... Шелестят листья... Вдруг на тропинке появились лужи... Одна... вторая... третья... Снова спокойно идём по тропинке... Перед нами ручей. Через него перекинут перилами. Переходим по мостику, держась за перила... Спокойно идём по тропинке... Тропинка пошла через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз... два... три.. ‚четыре... Перешли болото, снова идём спокойно. Перед нами овраг. Через него брошено бревно. Переходим овраг по бревну... Осторожно, идём!. „, Ух! Наконец-то перешли... Идём спокойно... Что это? Тропинка вдруг стала липкой от мокрой раскисшей глины. Ноги таки прилипают к ней... Еле-еле поднимаем ноги от земли... Идём с трудом... Вновь стала хорошая дорога. Можем спокойно идти дальше. А теперь, посмотрите, через тропинку упало дерево. Да такое большое! Раскинуло ветви во все стороны. Перелезаем через упавшее дерево... Идём спокойно по тропинке... Как хорошо вокруг! Глубоко вдыхаем свежий запах леса. Слушаем пение птии. Наслаждаемся красотой летней природы. Вот и пришли опять в детский сад. Молодцы!» Текст необходимо говорить спокойно, с соответствующими интонациями. Можно импровизировать препятствия и условия продвижения по тропинке ( «засыпало песком», «лежит огромный камень», «заросла крапивой» и т.д.) Игра очень хорошо воспринимается детьми и активно стимулирует образное двигательное представление, воображение и пантомимические навыки. Варианты этой игры различны, например «Путешествие по другой планете» ‚ «В сказанном королевстве» и другие. ИГРА «ПАНТОМИМА» Развивающая и оптимизирующая за счёт активизации воображения эмоциональный фон игра. Дети становятся в круг. По очереди каждый выходит в середину круга и с по — мощью пантомимы показывает какое-либо действие. НАПРИМЕР: рвёт воображаемые груши или сливы и кладёт их в корзину, стирает бельё, переносит тяжести ит. д. Все стоящие в круге отгадывают эти действия. Используя различные мотивации ‚ добиваться наиболее яркого и правильного изображения пантомимической картинки. УПРАЖНЕНИЕ «ОЖИВИ КАРТИНЫ» Хорошо развивает образное воображение, но не менее эффективно как ролевая или театрализованная игра для оптимизации системы социальных отношений. Группа разбивается на две команды. Каждая придумывает сюжет для своей картины в секрете от противников. Затем противоположной команде показывается немая сценка, иллюстрирующая сюжет картины. Другая команда должна объяснить, что они увидели. Потом команда артистов объясняет, что они изображали. Затем команды меняются местами. Перед началом упражнения дать установку детям, как можно лучше представить немую сценку, чтобы она была «узнана» противником в форме, соответствующей описанию. УПРАЖНЕНИЕ-ИГРА «МУЗЫКА» Музыкальное творчество — одна из обязательных сфер преломления и развития фантазии ребёнка. Это упражнение — игра связывает воедино зрительное, слуховое и образное воображение ребёнка. Детям предлагается конкретная музыка (например пьеса 1. И. Чайковского «Песня жаворонка» или любая другая из цикла «Времена года»). Эта музыка способствует тому, чтобы провести ребёнком ассоциативную связь с каким-либо образом или сюжетом и представить его другим детям в виде танца или пантомимической композиции. Рекомендуется использование костюмов (или их элементов), различных атрибутов и декораций, а также предметов заместителей. ИГРА «СЦЕНАРИЙ» За короткий промежуток времени дети совместно должны придумать сценарий к фильму и, полученная в результате история, разыгрывается детьми в ролях. ИГРА «КОРОЛЕВСТВО СКАЗОК» Каждый ребёнок предварительно рисует любимого сказочного героя. Затем, используя эти рисунки, начинаем сочинять свою историю. Все выбранные герои живут в одном королевстве. Далее дети должны начать взаимодействовать в воображаемых событиях и ролях в этом королевстве. Однако в своих действиях им необходимо придерживаться сказочного характера героя (Буратино — шалун, Красная Шапочка — доверчивая, Золушка — добрая и заботливая и т.д.). Можно предложить детям конкретный эпизод жизни сказочного королевства и разыграть его. НАПРИМЕР: урок в сказочной школе ‚ жители королевства на базаре, один из героев именинник и ему устраивают день рождения и т.д. Существует множество различных нетрадиционных форм театрализованной деятельности. Большинство из них мы используем в своей работе систематически и поэтому для нас они постепенно переходят в разряд традиционных. Необходимо только разумно сочетать и ПОСТОЯННО ВНОСИТЬ разнообразие в театрализованную деятельность, не зацикливаясь на традиционном применении кукольного, настольного и теневого театров. Образцом такого сочетания и разнообразия в данный момент служит программа «Театр, творчество, дети» Н. Ф. Сорокиной и Л. Г. Миланович.
|