Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых
Труд
Автор: Агаджанян Оксанна Зармиковна   
18.04.2021 15:17

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослыхОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых

Выбор профессии занимает важное место в жизненном и профессиональном становлении человека. От правильного выбора профессии зависит благополучное и гармоничное становление личности в обществе.

Подготовка к выбору профессии очень важна, так как связанна с системой учебно-воспитательного процесса, и является неотъемлемой частью всестороннего развития личности. В дошкольном возрасте дети проявляют большой интерес к профессиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста подражают старшим, испытывают удовлетворение и радость от трудовых действий, осознают пользу своих действий, проявляют бережное отношение к труду взрослых.

Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются предпосылки будущих профессий:

  • закладываются представления о труде взрослых, их профессий
  • дети учатся ценить труд
  • воспитывается чувство уважения к труду взрослых
  • проявляются стремления к трудовой деятельности
  • формируются такие личностные качества как, трудолюбие, настойчивость, исполнительность и т.д.

В.И. Логинова пишет: «Знание о труде, отношение к труду взрослых, мотивах, направленности труда, начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, предметам созданными людьми. Отсюда знания о труде и профессии должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада …».

 

ФГОС ДО установил 5 образовательных областей – «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольном учреждении. А так же, формирование позитивных установок к различным видам труда через решение следующих задач:

  • развитие трудовой деятельности
  • воспитание ценностного отношения к собственному труду, к труду других людей и к результатам трудовой деятельности
  • формирование представлений о труде взрослых, его роли в жизни человека и в обществе в целом.

ФГОС ДО выделяет основную цель трудового воспитания – это практическая и нравственно-психологическая подготовка детей к труду, формирование позитивного отношения к труду.

Системные знания о труде способствуют развитию речи. Называя предметы и орудия труда, трудовые действия и их характеристики – увеличивается и обогащается словарный запас. Устойчивый интерес к труду, желание учиться трудовым процессам взрослых, обеспечивается системными знаниями о труде. Отношение детей к овладению трудовой деятельностью становится осознанным: возникает стремление учиться тому, что не умеет делать. Можно сказать, что основу для освоения детьми трудовых процессов, подготавливается за счет формирования системных знаний о труде.

Первой ступенью в ознакомлении дошкольников с трудом взрослых – это формирование знаний о результате труда. Знания о результатах труда позволяют показать своеобразие труда, как деятельности, так как получение результатов, предназначено для удовлетворения потребностей человека. Это отличительная особенность от всякой другой деятельности. Показателем правильно организованного трудового процесса – является получение задуманного результата труда.

Многими учеными были исследованы средства и пути формирования у дошкольников представлений о труде взрослых. Ученые выделяют, что формирование представлений и знаний о социальной значимости труда, благотворно влияют на отношение детей к труду и в дальнейшем способствует выбору будущей профессии. В.И. Логинова в своих работах рассматривает необходимость формирования у детей дошкольного возраста системных знаний о различных профессиях, которые значительно перестраивают их собственную трудовую деятельность и существенно повышают ее производительность.

Ребенок узнает о значении труда взрослых, с помощью непосредственных наблюдений, словесных объяснений, которые дает воспитатель. За счет этого у дошкольников очень рано начинает формироваться положительное отношение к труду, уважение к трудящемуся человеку, дети начинают стремиться подражать взрослому в своей деятельности. Представление о важности труда, его полезности, приобретает действенный характер, если ознакомление с трудом взрослых сочетается с посильным для дошкольника участием в трудовой деятельности семьи или коллектива детского сада – это перерастает в трудолюбие, стремление принять участие в трудовой деятельности и как можно лучше выполнить порученное дело.

Знакомство с профессиями — является одним из путей формирования у дошкольников представления о социальной значимости труда. Это элементарные знания о труде людей из близкого окружения ребенка, видах и орудиях труда, труде людей на фабриках и заводах, в сельском хозяйстве и т.д.

Центральным звеном знаний о социальной действительности, являются знания о трудовой деятельности. Они обеспечивают понимание задач общества и каждого человека в отдельности. Формирование у детей правильных представлений о труде взрослых, развитие интереса и уважения к трудящимся людям, положительное отношение к трудовой деятельности других людей – важнейший компонент психологической готовности к труду.

Дети дошкольного возраста обладают высоким уровнем познавательной активности и очень рано начинают интересоваться трудовой деятельностью людей. Ребенок растет и воспитывается в определенной социальной среде, в которой ежедневно дошкольник имеет возможность наблюдать за трудом взрослых, накапливать впечатления, а в дальнейшем, в играх и в быту стремится подражать взрослым. Первостепенное значение имеет поддерживание и поощрение интереса к труду взрослых, создание условий для получения максимального объема знаний и наиболее эффективное ее усвоение, утоление жажды знаний о труде взрослых.

Вычленение результатов труда является более сложной задачей. Дети в основном смешивают процесс труда и его результат (учитель – учит детей, врач – лечит людей и т.д.). Ребенку трудно самостоятельно дифференцировать эти компоненты, особенно в тех профессиях, где результат труда наглядно не представлен. Представления о социальной значимости труда, являются наиболее значимыми в процессе формирования представлений у детей о труде взрослых. Дети старшего дошкольного возраста в основном правильно понимают социальную значимость результатов труда различных профессий, знают, зачем нужна работа воспитателя, врача, строителя или шофера.

На основе конкретных представлений о результатах труда отдельных профессий, можно формировать общие представления о необходимости того или иного вида деятельности человека определенной профессии. Няня вымыла пол – пол чистый; накрыла на стол к обеду – можно есть; приготовила кровати — детям можно ложиться спать и т.д., следовательно, няня заботится о детях в отсутствие родителей. Повар готовит суп, котлеты, компот – заботится о том, чтобы дети были сыты.

Огромную роль в правильном формировании представлений о труде взрослых играет семья. Наиболее благоприятная обстановка для выполнения задач трудового воспитания детей создается именно в семье. Родители и другие члены семьи служат для ребенка примером, дети видят, как в семье проявляют интерес к трудовым успехам друг друга, помогают полезными советами. А.С. Макаренко писал, что дети, которые не получили в семье никакого трудового опыта, не могут определиться с профессиями и получить хорошую квалификацию, они зачастую бывают плохими работниками.

Анализируя психолого-педагогические исследования можно сделать вывод, что мир взрослых – это особая социальная среда развития дошкольников. Эта среда включает в себя родителей, воспитателей и людей из близкого окружения, с которыми ребенок взаимодействует. Дошкольник ориентируется на них как на образец, выстраивает свою деятельность и поведение.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год