Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖЮЩИМ МИРОМ
Труд
Автор: Павлова Анна Михайловна   
25.04.2023 13:46

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖЮЩИМ МИРОМТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖЮЩИМ МИРОМ

Трудовое воспитание в настоящее время является одной из главных сторон воспитания, как для педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО), так и для родителей. Оно начинается в раннем возрасте, когда у детей впервые появляется потребность в самостоятельной деятельности. Главной целью трудового воспитания выступает развитие четкого представления о труде взрослых и формирование положительного отношения к любому виду трудовой деятельности. Труд представляет собой естественную форму активности детей. Перед педагогами ДОО стоит задача подвести дошкольников к осознанию ценности и значимости труда, акцентируя внимание на том, что трудовая деятельность приносит удовлетворение, а результат может доставлять радость. В процессе трудовой деятельности расширяется кругозор детей, развиваются такие качества, как бережливость, исполнительность, дисциплинированность, терпеливость, усидчивость, трудолюбие.

 Научный руководитель  - Салпыкова Индира Маратовна. канд.пед.наук,доцент.

В исследованиях Н.А. Рыжовой, Л.И. Павловой, П.Т. Саморуковой отмечается, что для развития трудовых навыков у детей немаловажное значение имеет ознакомление с окружающим миром. В ходе знакомства с окружающим миром педагоги и родители обогащают знания детей о материалах и предметах, об инструментах труда, их использовании и назначении, о процессе ухода за растениями и животными. Разнообразная трудовая деятельность в окружающем мире – это интересный вид деятельности для дошкольников, в котором воспитывается бережное отношение и любовь к природе. В процессе ознакомления с окружающим миром дети узнают о внешнем виде живых существ, сезонных изменениях с ними, об образе жизни, привычках, способах передвижения; знакомятся с качествами и свойствами растений, сезонных изменениях, способах выращивания, стадиях развития, потребностях, их строении. Трудовая деятельность в рамках ознакомления с окружающим миром способствует развитию любознательности, наблюдательности, воспитывает уважение к труду взрослых, интерес к труду, к объектам окружающего мира, любовь к родной природе, которая заключается в приумножении и воссоздании богатства нашего государства, в бережном отношении к результатам труда, ко всему живому.

С целью развития и улучшения трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром был разработан комплекс мероприятий по трудовому воспитанию. В основу разработки комплекса мероприятий легли методические рекомендации В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре, Л.В. Куцаковой. Его новизна состояла в том, что дошкольники благодаря ненавязчивому участию различных персонажей учились различным трудовым навыкам и умениям. В задачи проведения занятий по данному комплексу вошли:

  1. Привлекать дошкольников к трудовой деятельности.
  2. Научить выполнять различные поручения, которые связаны с уходом за растениями в группе и на участке.
  3. Обучать оценке результатов своего труда, умениям делиться своими впечатлениями.
  4. Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, воспитывать наблюдательность и трудолюбие.

Для реализации данных задач была организована трудовая деятельность для дошкольников в рамках ознакомления с окружающим миром. Формами организации детского труда в ДОО стали коллективная трудовая деятельность, поручения (самостоятельная деятельность) и организованная образовательная деятельность детей.

В процессе работы с детьми соблюдались гигиенические требования:

  • организация трудовой деятельности в утренние и вечерние часы
  • соблюдение правильного положения тела при выполнении трудовых действий (например, посадка за столом при рыхлении растений)
  • наличие соответствующего инвентаря для труда (по возрасту детей)
  • чередование различных видов работы для снятия утомления и пресыщаемости
  • мытье рук после выполненной работы.

В данном комплексе мероприятий по трудовому воспитанию в рамках ознакомления с окружающим миром были выделены 12 тем, по которым проводились организованные занятия с дошкольниками экспериментальной группы:

  1. «Знакомство с Замарашкой»
  2. «Залог здоровья – чистота во всем!»
  3. «Поработаем с книгами»
  4. «Работа с игрушками»
  5. «Уборка снега»
  6. «Наши комнатные растения»
  7. «Помощники Федоры»
  8. «Вырастим рассаду»
  9. «Поможем растениям»
  10. «Уголок природы»
  11. «Мир вокруг нас»
  12. «Труд в нашей жизни»

Каждое проведенное занятие в условиях группы занимало 20-25 минут, на улице, на групповом участке 45-50 минут.

Рассмотрим специфику проведения каждого занятия с детьми. Так, первое занятие из данного комплекса «Знакомство с Замарашкой» подразумевало знакомство с персонажем, который не знаком с понятием чистоты. Дети учили его различным правилам и показывали свои умения.

Занятие по теме «Залог здоровья – чистота во всем!» сопровождалось новым персонажем «Буратино», который заболел. Дошкольники знакомились с понятием о микробах, и как они распространяются в окружающей среде, с правилами поведения при болезни. В виде трудовой деятельности использовались действия с пульверизатором, которые выполнялись по инструкции педагога.

Занятие по теме «Поработаем с книгами» подразумевало развитие у детей бережного отношения к книгам. В виде трудовой деятельности использовался ремонт книг: дети отрезали бумагу, клеили, надевали обложку. С целью привлечения интереса детей к данной деятельности применялся сказочный сюжет в виде Королевы книжного царства, которая рассказывает про девочку, Иру Неряшкину, небрежно обращающуюся с книгами.

Занятие по теме «Работа с игрушками» предполагало ремонт игрушек, то есть педагог рассказывал про игрушки, из чего они сделаны, как их починить. Детям предлагались игрушки из фетра, которые необходимо было «починить»: прицепить руки к кукле (на пуговицы), закрыть замочек у рыбки, придав ей нормальный вид и пр. Дети также играли в разные игры, выполняли просьбы педагога, и делились необходимым материалом для ремонта друг с другом.

Занятие по теме «Уборка снега» предполагала трудовую деятельность на улице. Дошкольники после небольшой вводной беседы отправились на участок, вооружившись лопатами. Педагог организовала коллективную деятельность по группам: одним детям предложила расчистить дорожки, построив лабиринт, другим детям сгребать снег в большую гору, третья группа складывала снег в форме стены-крепости. Педагог по очереди помогала каждой группе детей.

Занятие по теме «Наши комнатные растения» проходило в уголке природы, где дошкольники знакомились с названиями растений, наблюдали за последовательностью действий педагога. Впоследствии между детьми были распределены обязанности по уходу за растениями, которые дети с удовольствием выполняли. Для интерактивности и повышения познавательной активности был введен персонаж «мышка», который сопровождал дошкольников на протяжении всего занятия.

Занятие по теме «Помощники Федоры» основывалось на сказке К.Чуковского «Федорино горе», только в измененной интерпретации: дети учили Федору заботиться не о посуде, а об игрушках. В процессе трудовой деятельности дети мыли игрушки, вытирали, обучая этим навыкам бабушку Федору.

На занятии по теме «Вырастим рассаду» отсутствовал какой-либо сказочный сюжет. Весь процесс организованной деятельности был построен на обучении практическим навыкам посадки растений. Для этого дошкольникам предлагался зубчик чеснока и головка лука, которые дети посадили в воду и в землю с целью наблюдения в процессе их роста. Педагог не только показывала и рассказывала о необходимости выращивания рассады в домашних условиях, но и предложила творческий подход к выполнению деятельности: в виде украшения стаканчиков с рассадой.

Занятие по теме «Поможем растениям» предполагало совершенствование навыков по уходу за растениями. Дошкольники были разделены на подгруппы, между которыми были распределены обязанности: одна группу вытирает пыль, другая – рыхлит землю в растениях, третья – поливает. В конце, после выполнения данных поручений, дошкольники совместно вытирали остатки земли и воды на поверхностях.

Занятие по теме «Уголок природы» также предполагало совершенствование навыков по уходу за растениями. Только дети сами договаривались, кто, что будет выполнять. Самостоятельно подбирали необходимый материал: тряпку для пыли, палочку для рыхления и пр.

Занятие по теме «Мир вокруг нас» было посвящено труду и трудолюбию. Для наглядности педагогом была прочитана басня А.И. Крылова «Стрекоза и муравей». По окончании обсуждались поступки Стрекозы и Муравья, дети выражали свое мнение по отношению к этим персонажам. В процессе занятия детям была предложена творческая работа по созданию домика для Стрекоза из подручных средств (это были палочки, ветки, шишки, бумага, пластиковые баночки и пр.)

Занятие по теме «Труд в нашей жизни» было завершающим. На этом занятии дошкольники усвоили понятие о том, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Дети выполняли трудовые действия, связанные с уборкой мусора (салфеток, бумажек, раскиданных по группе), играли в различные игры, расширяли свой словарный запас.

Таким образом, дети старшего дошкольного возраста учились не только определенным трудовым навыкам и умениям, но и усваивали различные понятия, расширяли свой кругозор, сознательное отношение к окружающему миру, стремились к самостоятельности и ответственности, учились наблюдательности и трудолюбию, умению доводить начатое дело до конца.

Литература

  1. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание ребенка-дошкольника [Текст] / Л.В. Куцакова. — М.: ВЛАДОС. – 2021. – 143 с.
  2. Нечаева, В.Г. Дошкольники в труде [Текст] / В.Г. Нечаева. – СПб.: Сфера. – 2021. – 102с.
  3. Павлова, Л.И. Работа с дошкольниками в уголке природы [Текст] / Л.И. Павлова// Ребенок в детском саду. – 2015. — № 5. – С.19-22
  4. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду [Текст] / Н.А. Рыжова. – М.: Владос. – 2021. – 183с.
  5. Тафинцева, Н.А. Трудовое воспитание дошкольников в свете ФГОС ДО [Текст] / Н.А. Тафинцевa // Преемственность в образовании. – 2019. — №21 (03). – С.169-174
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год