ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖЮЩИМ МИРОМ |
Труд | |||
Автор: Павлова Анна Михайловна | |||
25.04.2023 13:46 | |||
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖЮЩИМ МИРОМ Трудовое воспитание в настоящее время является одной из главных сторон воспитания, как для педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО), так и для родителей. Оно начинается в раннем возрасте, когда у детей впервые появляется потребность в самостоятельной деятельности. Главной целью трудового воспитания выступает развитие четкого представления о труде взрослых и формирование положительного отношения к любому виду трудовой деятельности. Труд представляет собой естественную форму активности детей. Перед педагогами ДОО стоит задача подвести дошкольников к осознанию ценности и значимости труда, акцентируя внимание на том, что трудовая деятельность приносит удовлетворение, а результат может доставлять радость. В процессе трудовой деятельности расширяется кругозор детей, развиваются такие качества, как бережливость, исполнительность, дисциплинированность, терпеливость, усидчивость, трудолюбие. Научный руководитель - Салпыкова Индира Маратовна. канд.пед.наук,доцент. В исследованиях Н.А. Рыжовой, Л.И. Павловой, П.Т. Саморуковой отмечается, что для развития трудовых навыков у детей немаловажное значение имеет ознакомление с окружающим миром. В ходе знакомства с окружающим миром педагоги и родители обогащают знания детей о материалах и предметах, об инструментах труда, их использовании и назначении, о процессе ухода за растениями и животными. Разнообразная трудовая деятельность в окружающем мире – это интересный вид деятельности для дошкольников, в котором воспитывается бережное отношение и любовь к природе. В процессе ознакомления с окружающим миром дети узнают о внешнем виде живых существ, сезонных изменениях с ними, об образе жизни, привычках, способах передвижения; знакомятся с качествами и свойствами растений, сезонных изменениях, способах выращивания, стадиях развития, потребностях, их строении. Трудовая деятельность в рамках ознакомления с окружающим миром способствует развитию любознательности, наблюдательности, воспитывает уважение к труду взрослых, интерес к труду, к объектам окружающего мира, любовь к родной природе, которая заключается в приумножении и воссоздании богатства нашего государства, в бережном отношении к результатам труда, ко всему живому. С целью развития и улучшения трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром был разработан комплекс мероприятий по трудовому воспитанию. В основу разработки комплекса мероприятий легли методические рекомендации В.Г. Нечаевой, Р.С. Буре, Л.В. Куцаковой. Его новизна состояла в том, что дошкольники благодаря ненавязчивому участию различных персонажей учились различным трудовым навыкам и умениям. В задачи проведения занятий по данному комплексу вошли:
Для реализации данных задач была организована трудовая деятельность для дошкольников в рамках ознакомления с окружающим миром. Формами организации детского труда в ДОО стали коллективная трудовая деятельность, поручения (самостоятельная деятельность) и организованная образовательная деятельность детей. В процессе работы с детьми соблюдались гигиенические требования:
В данном комплексе мероприятий по трудовому воспитанию в рамках ознакомления с окружающим миром были выделены 12 тем, по которым проводились организованные занятия с дошкольниками экспериментальной группы:
Каждое проведенное занятие в условиях группы занимало 20-25 минут, на улице, на групповом участке 45-50 минут. Рассмотрим специфику проведения каждого занятия с детьми. Так, первое занятие из данного комплекса «Знакомство с Замарашкой» подразумевало знакомство с персонажем, который не знаком с понятием чистоты. Дети учили его различным правилам и показывали свои умения. Занятие по теме «Залог здоровья – чистота во всем!» сопровождалось новым персонажем «Буратино», который заболел. Дошкольники знакомились с понятием о микробах, и как они распространяются в окружающей среде, с правилами поведения при болезни. В виде трудовой деятельности использовались действия с пульверизатором, которые выполнялись по инструкции педагога. Занятие по теме «Поработаем с книгами» подразумевало развитие у детей бережного отношения к книгам. В виде трудовой деятельности использовался ремонт книг: дети отрезали бумагу, клеили, надевали обложку. С целью привлечения интереса детей к данной деятельности применялся сказочный сюжет в виде Королевы книжного царства, которая рассказывает про девочку, Иру Неряшкину, небрежно обращающуюся с книгами. Занятие по теме «Работа с игрушками» предполагало ремонт игрушек, то есть педагог рассказывал про игрушки, из чего они сделаны, как их починить. Детям предлагались игрушки из фетра, которые необходимо было «починить»: прицепить руки к кукле (на пуговицы), закрыть замочек у рыбки, придав ей нормальный вид и пр. Дети также играли в разные игры, выполняли просьбы педагога, и делились необходимым материалом для ремонта друг с другом. Занятие по теме «Уборка снега» предполагала трудовую деятельность на улице. Дошкольники после небольшой вводной беседы отправились на участок, вооружившись лопатами. Педагог организовала коллективную деятельность по группам: одним детям предложила расчистить дорожки, построив лабиринт, другим детям сгребать снег в большую гору, третья группа складывала снег в форме стены-крепости. Педагог по очереди помогала каждой группе детей. Занятие по теме «Наши комнатные растения» проходило в уголке природы, где дошкольники знакомились с названиями растений, наблюдали за последовательностью действий педагога. Впоследствии между детьми были распределены обязанности по уходу за растениями, которые дети с удовольствием выполняли. Для интерактивности и повышения познавательной активности был введен персонаж «мышка», который сопровождал дошкольников на протяжении всего занятия. Занятие по теме «Помощники Федоры» основывалось на сказке К.Чуковского «Федорино горе», только в измененной интерпретации: дети учили Федору заботиться не о посуде, а об игрушках. В процессе трудовой деятельности дети мыли игрушки, вытирали, обучая этим навыкам бабушку Федору. На занятии по теме «Вырастим рассаду» отсутствовал какой-либо сказочный сюжет. Весь процесс организованной деятельности был построен на обучении практическим навыкам посадки растений. Для этого дошкольникам предлагался зубчик чеснока и головка лука, которые дети посадили в воду и в землю с целью наблюдения в процессе их роста. Педагог не только показывала и рассказывала о необходимости выращивания рассады в домашних условиях, но и предложила творческий подход к выполнению деятельности: в виде украшения стаканчиков с рассадой. Занятие по теме «Поможем растениям» предполагало совершенствование навыков по уходу за растениями. Дошкольники были разделены на подгруппы, между которыми были распределены обязанности: одна группу вытирает пыль, другая – рыхлит землю в растениях, третья – поливает. В конце, после выполнения данных поручений, дошкольники совместно вытирали остатки земли и воды на поверхностях. Занятие по теме «Уголок природы» также предполагало совершенствование навыков по уходу за растениями. Только дети сами договаривались, кто, что будет выполнять. Самостоятельно подбирали необходимый материал: тряпку для пыли, палочку для рыхления и пр. Занятие по теме «Мир вокруг нас» было посвящено труду и трудолюбию. Для наглядности педагогом была прочитана басня А.И. Крылова «Стрекоза и муравей». По окончании обсуждались поступки Стрекозы и Муравья, дети выражали свое мнение по отношению к этим персонажам. В процессе занятия детям была предложена творческая работа по созданию домика для Стрекоза из подручных средств (это были палочки, ветки, шишки, бумага, пластиковые баночки и пр.) Занятие по теме «Труд в нашей жизни» было завершающим. На этом занятии дошкольники усвоили понятие о том, что чисто не там, где убирают, а там, где не сорят. Дети выполняли трудовые действия, связанные с уборкой мусора (салфеток, бумажек, раскиданных по группе), играли в различные игры, расширяли свой словарный запас. Таким образом, дети старшего дошкольного возраста учились не только определенным трудовым навыкам и умениям, но и усваивали различные понятия, расширяли свой кругозор, сознательное отношение к окружающему миру, стремились к самостоятельности и ответственности, учились наблюдательности и трудолюбию, умению доводить начатое дело до конца. Литература
|