Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ В ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Труд
Автор: Амирханова Зухра Зуфаровна   
09.06.2023 13:45

ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ В ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ В ПРИРОДЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ

  • Нуриева Алеся Радиевна, ст. преподаватель кафедры ТиМДиНО
  • Амирханова Зухра Зуфаровна, студент ЕИКФУ

Аннотация. В данной статье проанализированы возможности педагогического влияния для положительного отношения к труду в природе у дошкольников, рассмотрены задачи, включаемые в систему трудового воспитания, упомянуты формы организации труда в природе.

Ключевые слова: труд, старший дошкольный возраст, трудовое воспитание, познавательный интерес к окружающему миру, экологическое воспитание.

FOSTERING A POSITIVE ATTITUDE TO WORK IN NATURE AMONG PRESCHOOLERS

Abstract: In this article, the possibilities of pedagogical influence for a positive attitude to work in nature among preschoolers are analyzed, the tasks included in the system of labor education are considered, the forms of labor organization in nature are mentioned.

Key words: labor, senior preschool age, labor education, cognitive interest in the surrounding world, environmental education.

 

Воспитание у дошкольников положительного отношения в природе является важнейшей социально значимой задачей. Именно в дошкольном возрасте происходит формирование познавательного интереса к окружающему миру, что свидетельствует о необходимости давать экологическое воспитание с дошкольного возраста. Трудовое воспитание способствует формированию целеустремленной и активной личности, способной к творчеству, самореализации и самосовершенствованию. Но сегодня этой теме начали уделять мало внимания. Созданные в прежние годы пособия стали библиографической редкостью, и можно предположить, что во вновь открывающихся дошкольных учреждениях их вовсе нет. Новое поколение воспитателей не имеет возможности познакомиться с имеющимися в них рекомендациями по организации трудового воспитания дошкольников. Многие современные образовательные программы воспитания и обучения дошкольников уделяют этим вопросам незначительное место. Труд детей в детском саду становится все более эпизодическим, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере.

С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной его стороны. Опыт трудового воспитания показывает, что начало трудолюбия формируются у ребенка рано и зависят от тех условий, которые представляют детям взрослые при первых проявлениях у детей самостоятельности, активности, инициативного отношения к замыслу игры, выполнению трудового поручения. В тех случаях, когда такое отношение к ребенку взрослых в семье и детском саду совпадает, воспитание трудолюбия происходит более успешно. Следует иметь в виду, что все намеченные задачи осуществляются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Комплекс этихзадач в педагогическом процессе осуществляется одновременно.

Система трудового воспитания включает следующие задачи:

  1. Воспитание в детях уважительного отношения к труженику и результатам его труда, желания подражать ему в своей деятельности, проявлять нравственные качества. Решение этой задачи должно привести к развитию осознания важности труда для общества.
  2. Обучение детей трудовым умениям, навыкам организации и планирования своего труда, осуществлению самоконтроля и самооценки. Решение этой задачи должно привести к формированию интереса к овладению новыми навыками, ощущению радости от своих умений, самостоятельности.
  3. Воспитание нравственных мотивов деятельности, побуждающих включаться в труд при необходимости. Действие этих мотивов должно вызывать у ребенка активное стремление к получению качественного результата, ощущению радости от собственного труда.

Следует особо подчеркнуть, что задачи трудового воспитания решаются не только в труде, но и в любом виде деятельности, присущей ребенку дошкольного возраста. Трудовое воспитание является частью всестороннего воспитания. Так, в процессе самообслуживания и хозяйственно-бытовых работ у ребенка воспитываются самостоятельность, культура внешнего вида, формируются мотивы, связанные с осознанием его важности.

Необходимо так же упомянуть о формах организации труда в природе.

  1. Трудовые поручения — наиболее простая форма организации труда детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Под трудовым поручением понимается возложение на ребёнка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-нибудь из своих сверстников. Поручить значит обязать ребенка выполнить какую-то работу, связанную как с самообслуживанием, так и с трудом для коллектива.
  2. Дежурства — более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей. Они требуют от ребенка большей самостоятельности. Дежурства имеют большое значение в воспитании детей: дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива. Это помогает в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять отношение к своим товарищам, к животным и растениям, находящимся в уголке природы, а также воспитывать умение у них помогать взрослому, замечать, в чём необходима помощь.
  3. Коллективный труд. В старшей и подготовительной к школе группах детского сада систематически организовывается общая трудовая деятельность, объединяющая сразу всех детей группы.

Содержание труда детей, объединенных совместной деятельностью, как считает П.Г. Саморукова, должно быть заранее продумано педагогом с тем, чтобы количество самостоятельных операций не превышало трёх — четырёх. В этом возрасте значительную роль играют дежурства. Навыки труда у детей, опыт, приобретенный ими при выполнении поручений, позволяют педагогу придавать дежурству характер систематических обязанностей, ставить детей в условиях, когда должно проявляться чувство ответственности перед сверстниками за качество и своевременность выполнения работы. Труд дежурных принимает характер коллективной деятельности.

Воспитатель, руководя коллективным трудом детей, одновременно решает две основные задачи. Он направляет усилия каждого ребенка на достижение общей цели, обращает внимание на затруднение, на своевременное окончание работы, то есть руководит самим процессом трудовой деятельности. В то же время педагог формирует положительные взаимоотношения между детьми, организует взаимопомощь и так далее.

На базе МБДОУ Детский сад №32 «Садко» г. Елабуга Республики Татарстан, было проведено опытно-экспериментальное исследование по проблеме воспитания у дошкольников положительного отношения к труду в природе.

Руководствуясь целью данной работы, на предварительном этапе был проведен анализ научно-учебно-методической литературы исследования, осуществлен подбор методик исследования.

На констатирующем этапе мы провели авторский опрос для выявления положительного отношения к труду. В данном исследовании участвовали 2 группы детей старшего возраста (6-7 лет), в экспериментальной группе было 15детей, в контрольной группе было 14 детей. Опрос состоял из 5 вопросов:

  1. Нравиться ли тебе трудиться, помогать взрослым или своим друзьям?
  2. Для чего нужно ухаживать за живыми существами и растениями?
  3. Как ты помогаешь взрослым в детском саду и дома?
  4. Какие поговорки и пословицы о труде ты знаешь?
  5. Почему ты любишь трудиться?

Благодаря опросу мы выяснили, что только 40% детей понимают, что нужно помогать взрослым, ухаживать за живыми существами и в принципе им нравиться трудиться, 60% ответили, что не помогают своим родителя, не соблюдают дежурство в уголке природы и не знают пословицы о труде.

На формирующем этапе был разработан перспективный план на полгода, который включал мероприятия, направленные на воспитание у дошкольников положительного отношения к труду в природе.

Данные мероприятия были разработаны с целью обогащения знаниями о труде взрослых, прививания любви и интереса к природе, расширения познавательной активности, закрепления таких понятий, как «труд в природе», «бережное отношение», «коллективный труд» и показа детям способы выращиваний растений, ухаживаний за животными, уборки как на площадке, так и в группе.

По результатам выполнениязаданий, дети обеих групп показали хороший результат. Детей в экспериментальной группе с низким уровнем (менее 20 баллов) нет; средний уровень (от 21 до 29 баллов) показали 5детей; высокий уровень (от 30 до 39 баллов) показали 6 детей– это количество детей которые имеют представление о том, как нужно ухаживать за домашними животными, птицами, в каких условиях их можно держать, знают, что они едят. Очень высокий уровень (свыше 40 баллов) набрало 4 ребенка — эти дети очень хорошо владеют знаниями о природном окружении. Им известно, что к природе нужно относиться бережно; помогают родителям работать на участке (в огороде); с помощью родителей выращивают цветы, овощи; знают какие условия необходимы для выращивания растений; знают, как нужно ухаживать за животными и чем их кормить. В контрольной группе результаты были следующими: низкий уровень- 0 детей, средний уровень- 8 детей, высокий уровень – 4 ребенка, очень высокий уровень- 2 ребенка.

После проведения комплекса заданий в обеих группах, была проведена повторная диагностика. Результаты диагностики детей контрольной и экспериментальной групп показали следующие результаты: в экспериментальной группе высокий уровень развития представлений о труде в природе достиг 50%, т. е. на 10% больше, чем в контрольной группе. Средний уровень в экспериментальной группе, составил 40% детей, так же на 10% больше соответствующего уровня контрольной группы. Низкий уровень экспериментальной и контрольной группы составляет 10% детей.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведение мероприятий, направленных на воспитание положительного отношения детей к труду в природе, оказывает значительное влияние и способствует формированию ценностного отношения к миру природы.

Список литературы

  1. Бобылева, Л.А. О программе экологического воспитания старших дошкольников [Текст] / Л.А. Бобылева, О.Н. Дупленко // Дошкольное воспитание. — 2016 — № 7 — С. 36-42.
  2. 7 Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу [Текст] / А.И. Васильева – Минск, 2016 – 297 с.
  3. Екимова, В. В. Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста [Текст] / В. В. Екимова // Теория и практика образования в современном мире: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2016 г.). — Т. 1 — Санкт-Петербург: Реноме, 2016— С. 104-105.
  4. Кулешова, М.Н. Экологическое воспитание заботы и любви к окружающей среде [Текст] / М.Н. Кулешова // Информация и образование: границы коммуникаций. – 2016 – № 8 (16). – С. 149-151.
  5. Федотова, А.М. Познаем окружающиймир, играя в сюжетно-дидактические игры для дошкольников [Текст] / А.М. Федотова. –М.: ТЦ Сфера, 2015 – 112 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год