Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РУЧНОГО ТРУДА В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Труд
Автор: Малютина Елена Васильевна Соколова Елизавета Викторовна   
09.11.2023 15:00

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РУЧНОГО ТРУДА В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РУЧНОГО ТРУДА В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время в развитии и воспитании детей дошкольного возраста активно используется такой вид детской деятельности как ручной труд. Положительным аспектом использования ручного труда в работе с детьми является возможность того, что его можно проводить как в малых, так и в больших группах. В процессе ручного труда дети совершенствуют свои ручные навыки, делятся впечатлениями, учатся общаться в группе сверстников, получают положительные эмоции от конечного результата своей деятельности, расширяют свой словарный запас[2]. Но самая важная задача, которая решается в процессе ручного труда с дошкольниками – это развитие их мелкой моторики рук.

Мелкая моторика оказывает влияние на все психические процессы детей – их речь, внимание, мышление, память, воображение и восприятие, поэтому уровень её развития играет важную роль в общем развитии старших дошкольников, успешность их воспитания и затем обучения в начальной школе, так как вся наша жизнь требует использования точных и скоординированных движений пальцев.

скачать конспект

На сегодняшний день разработано множество методов и технологий по развитию мелкой моторики дошкольников, однако при этом недооценивается важность развития их мелкой моторики средством ручного труда, как детской творческой работы с различными материалами, в процессе которой дети создают полезные и эстетически значимые предметы.

Ручнойтруд – это «творческая работа детей с различными материалами, в процессе которой они создают полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта» [1, с. 17].

Ручной труд тесно связан с познавательным развитием, что «помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Разновидность ручного труда повторяется в возрастных группах, изменяется только содержание, объём познавательного материала, сложность и длительность изучения» [3, с. 88].

С целью выявления уровня развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, нами была проведена диагностика на баземуниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Белоярский детский сад «Буратино»», Алтайского района, Республики Хакасия. В обследовании приняли участие 20 детей в возрасте от 5 до 7 лет.

В ходе проведения диагностики было выявлено, что большая часть детей старшего дошкольного возраста находятся на среднем уровне развития мелкой моторики, среднем уровне развития кинетического праксиса, среднем уровне развития точности движений и высоком уровне контроля за собственными действиями (см. рисунок 1).

Рисунок 1 – Уровни развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Результаты, полученныев ходе проведения диагностики, свидетельствовали о необходимости разработки и проведения специальной работы, направленной на развитие мелкой моторики детей старшегодошкольного возраста, в связи с чем была разработана программа «Волшебная мастерская» по развитию данных действий средством ручного труда.

Разработанная программа включала соблюдение таких условий как учет возрастных, индивидуальных и гендерных особенностей детей, содержательность поделок и практичность применения их детьми, использование усложнений технических и изобразительных средств обучения с целью придания занятиям обучающий и развивающий характер, регулярная демонстрация изготовленных поделок родителям и детям из других групп.

Задачами нашей работы являлось стимулирование относительно самостоятельного восприятия предметов окружающего мира, формирование способности замечать их выразительность, своеобразие, возможность научить детей изготавливать творческие и выразительные поделки и работы. В программу по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста были включены занятия с природным материалом, пластилином, глиной, крупой, занятия с использованием аппликации, конструирования, оригами, торцевание, бисерография, мозаика и др. (см. рисунок 2).

Рисунок 2 – Фрагмент занятия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики средством ручного труда

С целью создания предметно-развивающей среды нами был оборудован в группе уголок для детей с материалами для использования различных поделок, в котором предметным наполнением явились фломастеры, гуашевые и акварельные краски, пальчиковые краски, кисти, баночки для воды, цветные карандаши, пластилин, доска для лепки, глина, тесто, салфетки, палочки, стеки, клише, поролон, печатки, трафареты, обводки, цветная и белая бумага, картон, наклейки, ткани, нитки, маленькие доски для работы с пластилином и многое другое. Дидактический материал данного уголка включал образцы различных поделок, пооперационные карты, отражающие последовательность действий по созданию образа из бумаги и других материалов, дидактические игры для развития мелкой моторики.

Таким образом можно сделать вывод – важной проблемой в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их мелкой моторики, как скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук. Для решения данной проблемы нами разработана специальная программа «Волшебная мастерская», которая, по нашему предварительному прогнозу, будет способствовать развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста, их координации движений, постепенному развитию системы специальных умений и навыков работы с материалом. Кроме того, в ходе реализации данной программы, дети уже стали более усидчивыми, самостоятельными, и активными, научились доводить начатое дело до конца, что свидетельствует о предполагаемой эффективности составленной нами работы.

Список использованной литературы

  1. Амнолова Е.В. Использование ручного труда в развитии и воспитании детей дошкольного возраста с ДЦП // Специальное образование. 2020. № 8. С. 17.
  2. Богатырёва З.Н. Развитие мелкой моторики детей. М., 2017. 150 с.
  3. Соловьёв А.Г. Значение развития мелкой моторики у дошкольников // Дошкольное воспитание. 2018. № 4. С. 88-92.
  • Воспитатель, Малютина Елена Васильевна
  • Воспитатель Соколова Елизавета Викторовна

МБДОУ Белоярский детский сад «Буратино» Республика Хакасия, Алтайский район, село Белый Яр

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год