Cоциально-бытовая и профориентационная работа в условиях реабилитационного центра |
Труд | |||
Автор: Шакирзянова Татьяна Кузьминична | |||
05.10.2024 08:11 | |||
Cоциально-бытовая и профориентационная работа в условиях реабилитационного центра «Инструктор по труду учреждения социального обслуживания: содержание и организация деятельности» ИЗ ОПЫТА СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ. Т.К. Шакирзянова Инструктор по трудугосударственного автономного учреждения социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Возрождение» министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Бугульминском муниципальном районе» Профессиональная ориентация подростков с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра имеет свои особенности и уникальна тем, что используется комплексный подход в решении проблемы самоопределения. Специалисты реабилитационного центра помогают подросткам в правильном выборе профессии, в соответствии с его индивидуальными возможностями и интересами, для этого проводится огромный спектр мероприятий по активизации, информированию, консультированию, развитию, что дает возможность подростку определить свой круг интересов и склонностей, сопоставить их с имеющимися профессиями с учетом своего заболевания или функциональных отклонений и тем самым определяя трудовой прогноз. За год реабилитационный центр посещают 350 получателей услуг. В ходе предварительной беседы с родителями и получателями услуг, стало известно, что 73% подростков в возрасте 14-18 летне имеют представления о технологии приготовления пищи, о свойствах продуктов, совершенно отсутствуют навыки взаимодействия с бытовой техникой и бытовыми предметами. Это обусловлено тем, что родители стараются уберечь детей от какой-либо дополнительной нагрузки и выполняют всю работу сами, тем самым не дают возможность получения практического опыта детьми. Сотрудниками было проведено анкетирование в ходе которого мнение родителей на вопросы
Анализ потребностей выявил заинтересованность родителей в социально- трудовой адаптации детей и подростков, тем самым определил основные цели и задачи дальнейшей работы. Специалистами была разработана и внедренапрограмма, где одним из приоритетных направлений является социальная адаптация и подготовка детей к самостоятельной жизни в плане организации питания. Этапы реализации программы:
Цель программы: содействовать процессу социальной адаптации воспитанников центра реабилитации через получение знаний, умений и навыков по кулинарии, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности и применения в быту. Целевая аудитория
Главный результат:
Дополнительные результаты:
Работа с детьми с ограничениями здоровья многообразна и многогранна. Каждый специалист в ходе диагностики выявляет проблемные места и трудности в работе, тем самым определяет круг кратковременных и долговременных задач, выбирает методы и приемы обучения, основываясь на свой опыт работы. Психолог и профконсультант центра занятости населения проводит диагностику получателей услуг и составляет индивидуальный маршрут, выделяя основные направления:
Социальный педагог при участии волонтеровготовит и проводит массовые мероприятия. Реабилитологотрабатывает двигательные упражнения, проводит обучение и консультации по использованию адаптивного оборудования и малых средств реабилитации, особое внимание уделяя удобному и комфортному положению ребенка на занятиях в центре и в домашних условиях. Инструктор по труду проводит обучающие занятия по программе. Специалисты выбирают удобные формы работы для детей и родителей, помогают запомнить простые операционные моменты, последовательность действия в решении повседневных задач. Для успешной социализации детей с множественными нарушениями особенно необходима индивидуальная форма работы. В такой форме ребенок без стеснения может отрабатывать и закреплять необходимые двигательные операции на практических занятиях. В реабилитационном центре оборудовали кабинет для проведения занятий по кулинарии и освоению первичных профессиональных навыков по компетенции «Повар, кондитер». Была закуплена бытовая техника, кухонный инвентарь, посуда, электроприборы и другое необходимое оборудование. Особое внимание уделили адаптивному оборудованию и малым средствам реабилитации для детей, имеющих двигательныенарушения. Адаптивное оборудование и малые средства реабилитации: универсальная разделочная доска, помогающая удерживать и фиксировать предметы и продукты, а также специальные ножи, вилки, открывашки, посуда и многое другое для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Все столовые приборы имеют несколько эргономичных рукояток тем самым позволяют людям испытывающих трудности с захватом и удержанием обычных столовых предметов принимать активное участие в коллективной работе. Программа «Вкусные истории», состоит из 3 блоков, каждый из которых имеет свой цикл занятий. Реализация программы способствуетформированию у детей навыков самообслуживания, умения приготовить пищу, содержания в чистоте рабочего места, посуды, помещения, навыков личной гигиеной, воспитание творческого подхода к своей работе и самостоятельности. На первом занятии дети знакомятся с правилами техники безопасности по работе с оборудованием, правилами санитарии и культуры гигиены. Далее следуетобъяснение технологии приготовления блюда и затем дети делятся на 2-3 подгруппы по 2 или 7 человек для выполнения практической работы. По окончании занятия дается оценка готового блюда и приятной частью любого кулинарного обучения всегда бывает дегустация. Дети с удовольствием и гордостью съедают то, что приготовили сами. Помимо этого ребята учатся правильно хранить продукты, узнают о скоропортящихся продуктах и продуктах длительного хранения. Практическими тренировками приобретают навыки грамотного размещения продуктов питания, раскладывая их на полки холодильника, осваивают безопасное использование оборудования и инвентаря, знакомятся с основами базового этикета. Кроме того, использование на занятиях адаптивного оборудования позволяет каждому ребенку активно включаться в процесс по приготовлению пищи, и выполнить посильную задачу наравне со всеми. Для получения хороших результатов используется широкий спектр форм и методов работы. В рамках года народного искусства и нематериального и культурного наследия народов России появилась возможность расширить программу с учетом национального колорита населения Республики Татарстан. Был дополнен раздел, знакомящий получателей услуг с культурой, традициями и технологией приготовления национальных блюдРебята и родители с интересом включаются в процесс изучения традиций народов и блюд нашего многонационального населения, родительский комитет помогает проводить практикумы и знакомит со своими семейными традициями и национальными блюдами. Так как успех реализации программы невозможен без участия родителей, мы ищем новые активные формы работы, позволяющие вовлечь законных представителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка Например, издание книги кулинарных рецептов. Для ее создания получатели социальных услуг делают фотографии, ведут записи, рисуют, расспрашивают своих родных и близких о традиционных блюдах семьи, стараются выполнить инструкционные карты, подобрать инвентарь, инновационные технологии в приготовление блюд облегчающие выполнение трудовых операций, и окончательно оформить свои рецепты в собственную книгу. Готовые книги периодически выставляются на творческих выставках. Еще одно из активирующих методов является участие в ежегодномгородском конкурсе на лучший архитектурно- кулинарный шедевр «Пряничный домик». Дети проектируют и изготавливают сладкую экспозицию, подбирают форму и цвет, продумывают украшение и декор. Ежегодное участие дает возможность проявить творческие и кулинарные способности, учит работать в команде, уступать и, договариваться между собой, что улучшает межличностные отношения в коллективе. Активизировать интерес среди детей получилось посредством современных интернет-технологий, таких как онлайн-конкурс «Библиотека вкусов России», где родители вместе с детьми готовили одно из любимых блюд и выкладывали на Интернет-ресурсах нашего центра, дети знакомились с новыми блюдами, участвовали в интернет-голосовании с интересом наблюдали за рейтингом конкурсных работ. Внедрение технологии и реализации плановых мероприятий программы заключается в проведении занятий 1-2 раза в неделю и организации проведения совместных культурно-досуговых мероприятий. Полученные на занятиях знания и умения обязательно применяются, закрепляются и совершенствуются в домашних условиях. Было отмечено, что в процессе таких занятий по кулинарии у детей появляется интерес к профессии повара или кондитера, а решающим фактором выбора профессии служат экскурсии на предприятия города, СПО «Бугульминский строительно-технический колледж» которые дают возможности получения дополнительной информации о профессии повара. Планомерная и слаженная работа всех специалистов ведущих просветительскую деятельность, диагностическую работу, участвующих в реализации индивидуальной профессиональной программы дает свои результаты. Ежегодно наши воспитанники становятся студентами колледжа по специальности «Повар», «Кондитер». Учебный год Количество воспитанников с ограниченными возможностями обучающихся по специальности «Повар» Количество воспитанников с ограниченными возможностями обучающихся по специальности Не все дети получив диплом, будут работать по специальности, но полученные умения готовить пригодятся нашим воспитанникам в жизни, что придаст уверенности в собственных силах. Например, Юля И. окончила колледж по специальности «Повар», ноне работает в этом направлении. Мама девочки также прошла обучение в данном колледже по такой же специальности и сейчас стала самозанятой, готовит выпечку и кулинарные изделия на заказ, а Юля ей в этом помогает. Информативность населения о реализации программы для детей и подростков с ограниченными возможностями осуществляется на официальном сайте учреждения, и размещается на страницах учреждения в социальных сетях (ВКонтакте, Телеграмм). Наглядно — информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях нашего центра, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, при необходимости пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателей. Особый акцент, как инструктор по труду, делаю на познавательные формы работы. Особенно интересны для совместных занятий творческие мастер-классы с использованием новых технологий. Из своего опыта могу отметить, что использованиеинновационных форм работы призваны устанавливать теплые неформальные отношения, а также делать их более доверительными между педагогом, ребенком и родителем. Комплексная работа всех специалистов в ходе реализации программы, позволяет получателям услуг сформировать необходимые практические навыки по приготовлению простых блюд и сохранить культуру, традиции этноса нашей многонациональной России.
|