Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Cоциально-бытовая и профориентационная работа в условиях реабилитационного центра
Труд
Автор: Шакирзянова Татьяна Кузьминична   
05.10.2024 08:11

Cоциально-бытовая и профориентационная работа в условиях реабилитационного центраCоциально-бытовая и профориентационная работа в условиях реабилитационного центра

«Инструктор по труду учреждения социального обслуживания: содержание и организация деятельности»

ИЗ ОПЫТА СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ. Т.К. Шакирзянова

Инструктор по трудугосударственного автономного учреждения социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Возрождение» министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в Бугульминском муниципальном районе»

Профессиональная ориентация подростков с ограниченными возможностями в условиях реабилитационного центра имеет свои особенности и уникальна тем, что используется комплексный подход в решении проблемы самоопределения.

 Скачать конспект

Специалисты реабилитационного центра помогают подросткам в правильном выборе профессии, в соответствии с его индивидуальными возможностями и интересами, для этого проводится огромный спектр мероприятий по активизации, информированию, консультированию, развитию, что дает возможность подростку определить свой круг интересов и склонностей, сопоставить их с имеющимися профессиями с учетом своего заболевания или функциональных отклонений и тем самым определяя трудовой прогноз.

За год реабилитационный центр посещают 350 получателей услуг. В ходе предварительной беседы с родителями и получателями услуг, стало известно, что 73% подростков в возрасте 14-18 летне имеют представления о технологии приготовления пищи, о свойствах продуктов, совершенно отсутствуют навыки взаимодействия с бытовой техникой и бытовыми предметами. Это обусловлено тем, что родители стараются уберечь детей от какой-либо дополнительной нагрузки и выполняют всю работу сами, тем самым не дают возможность получения практического опыта детьми.

Сотрудниками было проведено анкетирование в ходе которого мнение родителей на вопросы

  • выявление заинтересованности и желания ребенка учиться готовить
  • необходимости развития максимально возможного уровня самостоятельности ребенка через формирование навыков по социально- бытовой адаптации
  • наличие у ребенка собственного опыта приготовления блюд с использованием бытового кухонного инвентаря и оборудования.

Анализ потребностей выявил заинтересованность родителей в социально- трудовой адаптации детей и подростков, тем самым определил основные цели и задачи дальнейшей работы. Специалистами была разработана и внедренапрограмма, где одним из приоритетных направлений является социальная адаптация и подготовка детей к самостоятельной жизни в плане организации питания.

Этапы реализации программы:

  1. Создание системы работы по комплексной программе «Вкусные истории».
  2. Создание условий для успешной реализации практики (оборудование и оснащение кабинета по кулинарии).
  3. Установление сотрудничества с другими учреждениями
  4. Проведение плановых мероприятий.
  5. Итоговое занятие в форме фестиваля национальных культур.

Цель программы: содействовать процессу социальной адаптации воспитанников центра реабилитации через получение знаний, умений и навыков по кулинарии, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности и применения в быту.

Целевая аудитория

  • дети и подростки с инвалидностью от 3 до 18 лет;
  • семьи, воспитывающие детей и подростков с инвалидностью в возрасте от 3 до 18 лет.

Главный результат:

  • в ходе реализации проекта у детей повысилась мотивация к занятиям по приготовлению пищи;
  • 282 ребенка участвовали в мероприятиях.

Дополнительные результаты:

  • 530 человекстали участниками онлайн- урока по кулинарии;
  • основные мероприятия проекта позволили повысить качество жизни.

Работа с детьми с ограничениями здоровья многообразна и многогранна. Каждый специалист в ходе диагностики выявляет проблемные места и трудности в работе, тем самым определяет круг кратковременных и долговременных задач, выбирает методы и приемы обучения, основываясь на свой опыт работы.

Психолог и профконсультант центра занятости населения проводит диагностику получателей услуг и составляет индивидуальный маршрут, выделяя основные направления:

  • тип будущей профессии
  • подбор вариантов профессии с учетом имеющегося ограничения здоровья
  • место получения профессии.

Социальный педагог при участии волонтеровготовит и проводит массовые мероприятия.

Реабилитологотрабатывает двигательные упражнения, проводит обучение и консультации по использованию адаптивного оборудования и малых средств реабилитации, особое внимание уделяя удобному и комфортному положению ребенка на занятиях в центре и в домашних условиях.

Инструктор по труду проводит обучающие занятия по программе.

Специалисты выбирают удобные формы работы для детей и родителей, помогают запомнить простые операционные моменты, последовательность действия в решении повседневных задач.

Для успешной социализации детей с множественными нарушениями особенно необходима индивидуальная форма работы. В такой форме ребенок без стеснения может отрабатывать и закреплять необходимые двигательные операции на практических занятиях.

В реабилитационном центре оборудовали кабинет для проведения занятий по кулинарии и освоению первичных профессиональных навыков по компетенции «Повар, кондитер». Была закуплена бытовая техника, кухонный инвентарь, посуда, электроприборы и другое необходимое оборудование. Особое внимание уделили адаптивному оборудованию и малым средствам реабилитации для детей, имеющих двигательныенарушения. Адаптивное оборудование и малые средства реабилитации: универсальная разделочная доска, помогающая удерживать и фиксировать предметы и продукты, а также специальные ножи, вилки, открывашки, посуда и многое другое для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Все столовые приборы имеют несколько эргономичных рукояток тем самым позволяют людям испытывающих трудности с захватом и удержанием обычных столовых предметов принимать активное участие в коллективной работе.

Программа «Вкусные истории», состоит из 3 блоков, каждый из которых имеет свой цикл занятий. Реализация программы способствуетформированию у детей навыков самообслуживания, умения приготовить пищу, содержания в чистоте рабочего места, посуды, помещения, навыков личной гигиеной, воспитание творческого подхода к своей работе и самостоятельности.

На первом занятии дети знакомятся с правилами техники безопасности по работе с оборудованием, правилами санитарии и культуры гигиены. Далее следуетобъяснение технологии приготовления блюда и затем дети делятся на 2-3 подгруппы по 2 или 7 человек для выполнения практической работы.

По окончании занятия дается оценка готового блюда и приятной частью любого кулинарного обучения всегда бывает дегустация. Дети с удовольствием и гордостью съедают то, что приготовили сами.

Помимо этого ребята учатся правильно хранить продукты, узнают о скоропортящихся продуктах и продуктах длительного хранения. Практическими тренировками приобретают навыки грамотного размещения продуктов питания, раскладывая их на полки холодильника, осваивают безопасное использование оборудования и инвентаря, знакомятся с основами базового этикета.

Кроме того, использование на занятиях адаптивного оборудования позволяет каждому ребенку активно включаться в процесс по приготовлению пищи, и выполнить посильную задачу наравне со всеми.

Для получения хороших результатов используется широкий спектр форм и методов работы. В рамках года народного искусства и нематериального и культурного наследия народов России появилась возможность расширить программу с учетом национального колорита населения Республики Татарстан. Был дополнен раздел, знакомящий получателей услуг с культурой, традициями и технологией приготовления национальных блюдРебята и родители с интересом включаются в процесс изучения традиций народов и блюд нашего многонационального населения, родительский комитет помогает проводить практикумы и знакомит со своими семейными традициями и национальными блюдами.

Так как успех реализации программы невозможен без участия родителей, мы ищем новые активные формы работы, позволяющие вовлечь законных представителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребёнка Например, издание книги кулинарных рецептов. Для ее создания получатели социальных услуг делают фотографии, ведут записи, рисуют, расспрашивают своих родных и близких о традиционных блюдах семьи, стараются выполнить инструкционные карты, подобрать инвентарь, инновационные технологии в приготовление блюд облегчающие выполнение трудовых операций, и окончательно оформить свои рецепты в собственную книгу. Готовые книги периодически выставляются на творческих выставках.

Еще одно из активирующих методов является участие в ежегодномгородском конкурсе на лучший архитектурно- кулинарный шедевр «Пряничный домик». Дети проектируют и изготавливают сладкую экспозицию, подбирают форму и цвет, продумывают украшение и декор.

Ежегодное участие дает возможность проявить творческие и кулинарные способности, учит работать в команде, уступать и, договариваться между собой, что улучшает межличностные отношения в коллективе.

Активизировать интерес среди детей получилось посредством современных интернет-технологий, таких как онлайн-конкурс «Библиотека вкусов России», где родители вместе с детьми готовили одно из любимых блюд и выкладывали на Интернет-ресурсах нашего центра, дети знакомились с новыми блюдами, участвовали в интернет-голосовании с интересом наблюдали за рейтингом конкурсных работ.

Внедрение технологии и реализации плановых мероприятий программы заключается в проведении занятий 1-2 раза в неделю и организации проведения совместных культурно-досуговых мероприятий.

Полученные на занятиях знания и умения обязательно применяются, закрепляются и совершенствуются в домашних условиях.

Было отмечено, что в процессе таких занятий по кулинарии у детей появляется интерес к профессии повара или кондитера, а решающим фактором выбора профессии служат экскурсии на предприятия города, СПО «Бугульминский строительно-технический колледж» которые дают возможности получения дополнительной информации о профессии повара.

Планомерная и слаженная работа всех специалистов ведущих просветительскую деятельность, диагностическую работу, участвующих в реализации индивидуальной профессиональной программы дает свои результаты. Ежегодно наши воспитанники становятся студентами колледжа по специальности «Повар», «Кондитер».

Учебный год Количество воспитанников с ограниченными возможностями обучающихся по специальности «Повар» Количество воспитанников с ограниченными возможностями обучающихся по специальности

Не все дети получив диплом, будут работать по специальности, но полученные умения готовить пригодятся нашим воспитанникам в жизни, что придаст уверенности в собственных силах. Например, Юля И. окончила колледж по специальности «Повар», ноне работает в этом направлении. Мама девочки также прошла обучение в данном колледже по такой же специальности и сейчас стала самозанятой, готовит выпечку и кулинарные изделия на заказ, а Юля ей в этом помогает.

Информативность населения о реализации программы для детей и подростков с ограниченными возможностями осуществляется на официальном сайте учреждения, и размещается на страницах учреждения в социальных сетях (ВКонтакте, Телеграмм).

Наглядно — информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях нашего центра, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, при необходимости пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателей.

Особый акцент, как инструктор по труду, делаю на познавательные формы работы. Особенно интересны для совместных занятий творческие мастер-классы с использованием новых технологий.

Из своего опыта могу отметить, что использованиеинновационных форм работы призваны устанавливать теплые неформальные отношения, а также делать их более доверительными между педагогом, ребенком и родителем.

Комплексная работа всех специалистов в ходе реализации программы, позволяет получателям услуг сформировать необходимые практические навыки по приготовлению простых блюд и сохранить культуру, традиции этноса нашей многонациональной России.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год