Нетрадиционные методы и формы обучения хакасскому языку. |
Учим Языки | |||
Автор: Субракова Ольга Александровна, Косточакова Евгения Святославна | |||
12.02.2022 13:37 | |||
Нетрадиционные методы и формы обучения хакасскому языку. Субракова Ольга Александровна, воспитатель группы с изучением хакасского языка «Звездочка» МБДОУ «Детский сад «Зоренька». Косточакова Евгения Святославна, воспитатель группы с изучением хакасского языка «Звездочка» МБДОУ «Детский сад «Зоренька». Речевое развитие ребёнка – это сложный многоаспектный процесс. Овладение речью – одно из сложнейших направлений детской психологии и педагогики. Чтобы заинтересовать изучением хакасского языка в рамках игровой деятельности мы знакомим детей с культурой, фольклором и языком хакасского народа через использование нетрадиционных форм и приемов. Принимая участие в интересной деятельности дети проявляют любознательность, что положительно сказывается на эффективности работы.
Использование нетрадиционных форм и методов обучения позволяют поддерживать мотивацию и требует от воспитанников активизации имеющегося речевого опыта в нестандартной ситуации. Для обогащения словарного запаса наиболее употребляемых хакасских слов и фраз, в группе создаются такие речевые ситуации, которые мотивирую детей спросить или сказать что-то на хакасском языке. Это может быть и ситуация знакомства, рассказа о своей семье, любимой игрушке и т. д. Когда словарный запас дошкольника достигнет нескольких десятков слов, можно разнообразить непосредственную образовательную деятельность с помощью аудиосказок на хакасском языке. Аудиосказки можно разделить на: Аудиосказки «в чистом виде». Аудиосказки являются отличным подспорьем для изучения хакасского языка детьми. Для начала вполне подойдут крохотные хакасские рассказы. Например, с детьми можно слушать такие сказки как «Турач, ах» ( «Теремок»), «Салfан» ( «Репка»), «Тоfылаfас» ( «Колобок»). Крайне важно, чтобы суть аудиосказки была понятна, ведь в противном случае ребенок быстро потеряет интерес. А непосредственная образовательная деятельность без интереса не будет настолько плодотворной и эффективной. Аудиосказки в сочетании с иллюстративным материалом. По ходу звучания аудиосказки дети вместе с воспитателем рассматривают картинки и одновременно проговаривают слова. Аудиосказки и метод «полного погружения». Чтобы сделать прослушивание аудиосказок более интересным, можно задействовать один из методов сказкотерапии – рисование сказки. Но рисовать в процессе прослушивания получится в том случае, если сюжет сказки хотя бы немного ребенку знаком. Поэтому детям следует давать карандаши и бумагу тогда, когда сказка слушается во второй или третий раз. Дело в том, что рисование во время прослушивания – процесс, который затрагивает глубинные навыки одновременного восприятия и воспроизведения информации. В ходе рисования у ребенка образуются ассоциативные связи с услышанным. Вольно или невольно, хакасские слова запоминаются, ассоциируясь с изображаемым на рисунке сюжетом. Попутно, необходимо обратить внимание, умеет ли он одновременно слушать и рисовать услышанное. В четыре-пять лет навыки быстрого воспроизведения услышанной информации у большинства малышей отсутствуют. Но к шести годам у тех детей, которые регулярно слушают и воспроизводят только что услышанную информацию в виде пересказа, рисунка, аппликации и пр., развивается умение одновременно слушать, слышать, понимать и интерпретировать услышанное. Мультфильмы на хакасском языке – также является одним из лучших помощников в обучении хакасскому языку. Дети любят мультики и с удовольствием смотрят их много раз подряд. Поэтому мультфильмы на хакасском языке помогают решить сразу много задач обучения иностранному языку малышей: у ребенка не встает вопрос «зачем учить эти слова»; ему интересно смотреть мультфильмы и он с удовольствием повторяет фразы героев; мультфильмы помогают ребенку не только узнать и выучить новые слова, но и усвоить звуки хакасской речи; повторяемость – если ребенку понравился мультфильм, он готов смотреть один и тот же мультик раз за разом, пока не выучит его наизусть. Понимать такие мультики ребенку будет значительно проще – из-за доступности тем – счет, названия животных и т.д. и спокойного темпа. Занятия по обучению детей хакасскому языку — это благодатная почва для формирования всех видов компетенций, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий нас мир во всех его проявлениях, традиции хакасского народа и быт. Раннее изучение способствует не только более свободному практическому владению хакасским языком, но и несет в себе большой интеллектуальный, нравственный, творческий потенциал.
|