Дошкольник - сайт воспитателя              
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Образовательный проект «ВЕСЕННИЙ ХОРОВОД» С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Занятия по теме "Весна"
Автор: Смирнова Екатерина Вячеславовна, Тарасенко Надежда Олеговна   
03.08.2019 14:42

Образовательный проект «ВЕСЕННИЙ ХОРОВОД» С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАОбразовательный проект «ВЕСЕННИЙ ХОРОВОД» С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы: воспитатели высшей квалификационной категории:

  • Смирнова Екатерина Вячеславовна
  • Тарасенко Надежда Олеговна

ГБДОУ детский сад №64 Выборгского района г.Санкт-Петербурга

«Народ в наиболее чистом виде всегда представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации».
Г.Н. Волков

Аннотация проекта.

 

Скачать конспект

Проект направлен на развитие у детей старшего дошкольного возраста личностных, интеллектуальных, физических качеств, творческих, музыкальных способностей, умение воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему.

Тип проекта: творческий

Вид проекта: групповой.

По продолжительности: среднесрочный (3 месяца: февраль, март, апрель)

Участники: дети старшей группы, родители детей, воспитатели.

Возрастная категория детей: 5-6 лет

Целевая аудитория: дети и родители.

1. 1. Актуальность

Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни человека — в быту, на телевидении, в музыке и т.п. в магазинах сплошь иностранные игрушки, которые нередко оказывают отрицательное воздействие на развитие ребёнка, книгам с русскими сказками противостоят глянцевые журналы для детей, рассказывающие о супергероях. Место богатырей заняли «люди – пауки», а место Василисы Прекрасной – Рапунцель. Не только дети, но и взрослые не знают народных праздников, обычаев, обрядов, и в то же время в нашу культуру проникают такие праздники как Хэллоуин, День Святого Валентина. Материальные ценности преобладают над нравственными ценностями, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве.

Мы считаем, что проблема заключается в том, что имея богатейшие народные традиции мы отходим от них, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. Исходя из этого, мы видим острую необходимость приобщения детей к русской народной культуре уже с дошкольного возраста. Поэтому, мы решили изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к традициям русской народной культуре.

Учитывая актуальность темы, определили цель своего педагогического проекта:

Развитие познавательного интереса к календарно-обрядовым праздникам русского народа у детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели, нами были определены следующие задачи:

собственно-педагогические:

  1. Расширение представлений о русской народной культуре, через знакомство с календарно-обрядовыми праздниками весеннего цикла.
  2. Приобретение положительного опыта проектной деятельности по изучению традиционных народных праздников.

функционально-педагогические:

  1. Обобщение и закрепление знаний детей о календарно-обрядовых праздниках весеннего цикла «Масленица», «Сороки», «Пасха», «Троица».
  2. Знакомство с традиционно-бытовой культурой русского народа (жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой).
  3. Развитие творческих и познавательных способностей детей.
  4. Знакомство с народно-прикладным искусством.
  5. Формирование положительно-эмоционального фона при приобщении к традиционным русским народным праздникам.
  6. Организация поисковой деятельности детей и родителей по знакомству с русскими народными традициями.
  7. Воспитание уважения, гордости к истории и культуре своей страны.

При внедрении своего педагогического проекта «Весенний хоровод» мы предполагаем следующие прогнозируемые результаты

На уровне детей:

  • Сформируются представления о русских национальных календарно-обрядовых праздниках в весенний период;
  • Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
  • Сформируется интерес к народным играм, как жанру устного народного творчества;
  • Развитие умения широкого использования календарного детского фольклора в самостоятельной деятельности;
  • Тесное общение детей и родителей в совместной деятельности по приобщению к русским национальным традициям.

На уровне родителей:

  • Сформирована активная родительская позиция в воспитании духовно-нравственных качеств детей на основе русских народных традиций.
  • Повышение компетентности родителей в вопросах изучения русской национальной культуры.
  • Активное участие родителей в совместной деятельности с детьми по знакомству с национальными традициями русского народа.

На уровне педагога:

  • Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада;
  • Способность педагога обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации педагогических проектов;
  • Усвоение алгоритма создания проекта;
  • Повышение профессионализма педагогов в вопросах национальной культуры;
  • Установлены партнерские и доверительные отношения с родителями;
  • Являются активными партнерами в воспитательно-образовательном процессе, понимая, что это необходимо их детям.

На уровне педагогических технологий:

  • Обогащение методов, приемов, средств и форм патриотического воспитания дошкольников в детском саду.

На уровне предметно-пространственной среды:

  • Создание материально — технической базы для плодотворной работы по данной теме.

Продукты проектной деятельности:

  • Фольклорный праздник «Весенние посиделки»;
  • Лэпбуки по теме проекта.

По окончании проекта будет проведен повторный мониторинг с целью подведения итогов работы, определения эффективности проекта «Весенний хоровод».

Содержание проекта

Исходя из данных анкетирования родителей и мониторинга с детьми, был составлен план мероприятий работы с родителями и тематический перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Содержание педагогического проекта «Весенних хоровод» включает в себя материалы по ознакомлению старших дошкольников с календарно-обрядовыми праздниками как одной из ветвей русской национальной культурой в разных видах детской деятельности, таких как: игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение (восприятие) художественной литературы.

Практическая часть

Этапы реализации проекта «Весенний хоровод»

Реализация педагогического проекта включает ряд последовательных и взаимообусловленных этапов, которые представляют собой единую систему, направленную на достижения целей и решение задач проекта. Внутри каждого из этих этапов, в свою очередь, выделяются определенные процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий.

I этап

(аналитический)

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора; определение цели и задач проекта; подбор литературы, пособий, атрибутов; обсуждение с родителями и детьми вопросов, связанных с проведением проекта; проведение первичной диагностики, анкетирование родителей.

II этап (организационный)

Разработка материалов в соответствии с планом работы, создание тематических альбомов, организация творческой деятельности воспитателей, детей и родителей. Составление перспективных планов работы с детьми, родителями. педагогами; разработка содержания праздников; подбор дидактического материала, литературы; подбор и изготовление костюмов.

III этап   (практический)

Проведение, бесед, НОД, народных праздников; рассматривание иллюстраций, тематических альбомов; чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, закличек; индивидуальная работа с детьми и родителями.

IV этап (итоговый)

Проведение диагностического обследования, анкетирование, беседы, самоанализ проделанной работы, внесение корректив и планирование перспективы.

На I этапе (аналитическом) был проведен анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по приобщению детей к русской народной культуре, через знакомство с календарно-обрядовыми весенними русскими народными праздниками. Была подобрана литература, выявлен уровень сформированности знаний основ русской народной культуры у детей. После анкетирования на тематическом родительском собрании «Чаепитие за русским самоваром» родителям было предложено участие в проекте.

         На II этапе (организационном) был составлен календарь народных весенних праздников, с которыми планировалось знакомить детей, разработан перспективный план по реализации проекта в совместной, в самостоятельной деятельности и образовательной деятельности с детьми. А так же план работы с родителями, педагогами и социальными партнерами. Подбирались беседы, занятия, потешки, заклички, игры которые соответствовали календарным весенним праздникам. Оснащение и организация работы музея «Русская горница».

         На III этапе (практическом) были проведены беседы, НОД, народные игры, календарные праздники; индивидуальная работа с детьми и родителями. Была апробирована системапо приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре.

Система включает работу по образовательным областям. (Таблица 1)

Таблица 1

Образовательная область

Образовательная деятельность с детьми

Совместная деятельность педагогов и детей детьми

Совместная деятельность с родителями

«Социально-коммуника-тивное развитие»

 

1). Дидактические игры «Русское лото», «Оденем куклу в русский народный костюм», «Подбери головной убор к сарафану», «Традиционные весенние народные праздники»

2)Сюжетно-ролевая игра «Семья».

1). Папка-передвижка «Русское народное творчество в воспитании детей»

2).Информацион-ный материал «Окраска пасхальных яиц».

«Познава-тельное развитие»

1). НОД: «Традиции и обычаи русского народа»

2). «Жаворонки прилетели»

3). «Знакомство с жилищем, предметами быта и одеждой казаков, как ветви русского народа»

1). «Обрядовое печенье-жаворонки» и др.

2). Беседа "Широкая масленица

3). Беседа на тему «Почему мы красим яйца?»

4). Беседа «Праздник русской березки – Троица»

1). Тематическое собрание «Чаепитие за русским самоваром»

2).Анкетирование

3). Консультация для родителей.

«Лэпбук - новый вид совместной деятельности взрослого и детей»

«Речевое развитие»

1). Составление рассказа о птицах «Как птицы весну встречают»

1). Разучивание закличек, потешек.

2). Чтение сказок, стихов, пословиц про весну.

3). Загадывание загадок про весну, весенние праздники

1). Папка – передвижка «Роль фольклора в развитии детей»

«Художест-венно-эстетическое развитие»

1). Изобразительная деятельность. Рисование: «Дети рисуют образы весны».

2). Ручной труд «Изготовление традиционной тряпичной куклы Веснянка»

3). «Весенние птички»

4). Изготовление печенья из соленого теста «Жаворонки»

5). Аппликация «Пасхальный кулич»

1). Пение закличек«Жавороночки перепёлочки»,

«Весна красна», Жавората,жавората» и т.д

2). Праздник на улице «Приди весна с радостью»

3). Фольклорный праздник «Весенний хоровод»

4). Стенгазета "Приглашаем на блины"

1). Мастер-класс по изготовлению обрядовой куклы «Северная берегиня»

«Физическое развитие»

 

1). Физкультурный досуг «Вечер народных подвижных игр»    

2). Народные игры: «Гори, гори, ясно», «Горелки», «Ай да птица, что за птица!», «Каравай»,«Заря – заряница»,«Солнышко – ведрышко»,«Венок»,«Водяной».

 

        На IV этапе (итоговом) был проведен итоговый мониторинг выявления сформированности основ русской народной культуры у детей, что и подтвердило эффективность данного проекта.

Список использованной литературы

  1. Адаскина, О.Н. Русский фольклор. – М.: АСТ, 2001. — 256 с.
  2. Богомолова, М.И. Народная педагогика в системах прошлого и на современном этапе: Учебно-методическое пособие. — Набережные Челны, 1995. — 40 с.
  3. Бударина, О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М.: Детство-Пресс, 2015. — 114 с.
  4. Ватаман, В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры: Программа, разработки занятий и мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2008. – 181с.
  5. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. "Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. ФГОС" Издательство: "Мозаика-Синтез" 2014.
  6. Ефимова, Л.В. Русский народный костюм //Государственный Исторический музей. — М.: Издательство Советская Россия, 1989. — 314 с.
  7. Зацепина, М.Б., Антонова Т.В. Учебное пособие «Народные праздники в детском саду» Издательство Москва: Наука 2012. -148 с.
  8. Князева, О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. Спб. Детство-Пресс, 2015 – 120с.
  9. Лапшина, Г.А. Календарные и народные праздники в детском саду. Выпуск 2. Весна. Издательство: «Учитель» 2015.
  10. Науменко, Г.М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Часть 1 — зима, весна. Часть — 2 — лето, осень. — М., 2012.
  11. Пантелеева, Н.Г. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие Издательство: "Мозаика-Синтез" 2014-72 с.
  12. Покровский, Е.А. Русские народные игры: Образовательные проекты. – М.: Сфера, 2009. – 192с.
  13. Пугачёва, Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. – Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 144с.
  14. Соловьёва, Е.В., Царенко Л.И. Наследие. Программа по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной отечественной культуре: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2010. – 203с.
  15. Шейко, Н.И. Пословицы и поговорки русского народа – М.: Вече, 2006. – 304с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год