Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Воспитание ранней профориентации у детей дошкольного возраста посредством промышленного туризма».
Воспитание
Автор: Озерова Наталья Владимировна   
28.08.2022 22:03

«Воспитание ранней профориентации у детей дошкольного возраста посредством промышленного туризма».«Воспитание ранней профориентации у детей дошкольного возраста посредством промышленного туризма».

Озерова Наталья Владимировна воспитатель МБДОУ д/с 88 г. Белгород

Аннотация: актуальность ознакомления старших дошкольников с профессиями своего региона очевидна и родителям необходима помощь в развитии у ребенка интереса к выбору будущей профессии ребёнка.

Ключевые слова: Профориентация — (профессиональная ориентация, выбор профеccии, ориентация на професccию, профессиональное самоопределение) – это процесс выявления у человека склонностей к определённому роду профессиональной деятельности.

Туризм — вид путешествий, cсовершаемых для отдыха или c образовательными целями

Профессия — род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся источником средств к cсуществованию.

Промышленный туризм – это организация целевых экcкурcи й на действующие промышленные предприятия города.

 

Проблема выбора профессии известна с давних времен. Проблема, точнее, её решение очень важны, поскольку затрагивают интересы не только отдельно взятого человека, но и общества в целом.

Подготовить ребенка к труду, это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Труд дошкольника имеет свою специфику. Макаренко А.С. в своей работе отмечал, что правильное воспитание — это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни. Психологическая готовность к труду означает уровень развития личности, который является достаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.

Первым главным средством является социальная действительность, воздействующая на ребенка, питающая его ум и душу. Ведь главное – показать детям социальный мир «изнутри», помочь ребенку накопить социальный опыт и понять свое место в этом мире. Труд – тоже социальное явление, поэтому центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Содержание знаний имеет непреходящее значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества каждого человека. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, отношения к труду и результатам труда уже в дошкольном возрасте.

В вопросе ознакомления дошкольников с профессиями взрослых существуют различные подходы. С.А. Козлова и А.Ш. Шахманова предлагают знакомить детей с тружениками, с отношением к труду, формировать представления о том, что профессии появились в ответ на потребности людей (нужно довести груз, приготовить обед). М.В. Крулехт и В.И. Логинова делают упор на формирование представлений о содержании труда, о продуктах деятельности людей различных профессий. Педагоги, такие как Н.Е. Веракса и Т.С. Комарова, рекомендуют знакомить детей с видами труда и наиболее распространенными в конкретной местности.

Авторы, рассматривали вопросы овладения ребенком трудовыми операциями и навыками, не ориентацию его в сфере будущей профессиональной деятельности, а выявления и развития профессионально важных человеческих качеств.

Н. С. Пряжников пишет: «…при определении возможного объекта профориентационного исследования можно исходить из предположения о многоуровневой организации психического, которое в разных своих проявлениях (и на разных уровнях) характеризуется способностью к самостоятельности, автономии, непредсказуемости, внутренней активности и рефлексии…».

«Ранняя» (детская) профориентация проводится заблаговременно, до непосредственного выбора профессии остается еще много лет. Преимущественно она носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), и не исключает совместного обсуждения мечты, опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.

Н. Н. Захаров выделял задачи профориентации детей дошкольного возраста: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности. Цель ранней профориентации — это сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему должна быть предоставлена возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

Развитие идеи непрерывной профессиональной ориентации при введении вариативного и профильного обучения целесообразно, учитывая особенности психологического развития ребенка, осуществлять раннюю профессиональную ориентацию ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Наиболее распространенные в практике ДОУ комплексные и парциальные программы предусматривают ознакомление детей с трудом взрослых и отдельными профессиями, но не на уровне отдельной задачи, а попутно и в ограниченном масштабе. При всех их достоинствах ни одна из программ не нацеливается на более полное использование возможностей игровой деятельности для формирования у дошкольников представлений о мире профессий.

Трудовая деятельность взрослых, которую дети могут непосредственно наблюдать, оказывает более действенное влияние. Живые и достаточно привлекательные примеры скорее вызывают подражание. Поэтому действенным методом для воздействия на эмоциональную сферу детей являются целевые экскурсии.

Экскурсии имеют большое воcпитательно-образовательное значение, воспитатель имеет возможность формировать у детей конкретные представления о труде человека. Всё это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности.

Таким образом: формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

Одним из важнейших подходов при ознакомлении дошкольников c профессиями взрослых является промышленный туризм.

Посещение предприятия позволяет детям получить конкретные впечатления, знания и представления о современных технологиях и заглянуть в мир «живого» производства. Экскурсия может заменить серию занятий, так как она расширяет кругозор, прививает навыки общественного поведения.

Помощь родителей в таком ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, важна и необходима. Ведь именно родители чувствуют и знают своего ребенка, наблюдая его характер.

Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности, у каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не замечая, передаём ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. Таким образом, необходимо организовывать работу с семьями воспитанников по профессиональной ориентации детей дошкольного возраста и в первую очередь, такая работа в семье должна быть направлена на формирование у детей положительного отношения к труду.

Список литературы:

  1. Кирилова О.П. Позвольте ребенку выбирать/ М., Эврика, Детский сад – открытое пространство.
  2. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов. — Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. — 52
  3. Красновский Л.И. Опыт ранней профориентации / Л.И. Красновский. // Дошкольное воспитание. — 1991. — №10. — С.39—44.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год