Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Сборник методик для изучения семьи и опыта семейного воспитания.
Воспитание
Автор: Скакалина Софья Олеговна   
11.06.2024 02:36

Сборник методик для изучения семьи и опыта семейного воспитания.Сборник методик для изучения семьи и опыта семейного воспитания.

Для родителей:

Анкета на выявление уровня педагогической культуры родителей.

Цель – определить уровень педагогической культуры родителей в вопросах воспитания детей.

Предъявляемое задание. Воспитатели предлагают родителям отметить в анкетном бланке готовые ответы на предлагаемые вопросы.

1. На основе каких знаний вы воспитываете своего ребенка:

а) слушаете передачи по радио и телевидению;

б) посещаете лекции для родителей;

 

в) на основе рекомендаций педагогов;

г) используете жизненный опыт;

д) читаете педагогическую литературу.

2. Какие методы в воспитании считаете наиболее эффективными:

а) поощрение; б) наказание; в) требование; г) убеждение; д) приучение.

3. Какие виды поощрения вы используете чаще всего:

а) словесная похвала; б) подарки; в) ласки.

4. Какие виды наказания наиболее действенны в воспитании:

а) физическое наказание; б) словесная угроза; в) лишение развлечения;

г) проявление вами обиды.

По результатам анкетирования воспитатель сможет определить насколько повысился уровень педагогической культуры родителей, сравнив с результатами первичной диагностики.

Анкета для родителей

Цель анкеты состоит в том, что бы выяснить проблемы, возникающие у родителей в воспитании здорового ребенка, а также проанализировать знания родителей о здоровом образе жизни.

  1. Состав Вашей семьи.
  2. Есть ли у ребенка братья или сестры? Какие отношения складываются у него с ними?
  3. Имеет ли ребенок отдельную комнату?
  4. Какая обстановка «царит» в Вашей семье (часто ли Вы ссоритесь между собой, нервничаете)?
  5. В какое время Вы уходите на работу и когда приходите домой?
  6. Много ли времени Вы уделяете ребенку (играете, занимаетесь с ним)?
  7. Приходится ли Вам наказывать ребенка? Как часто? Почему?
  8. Интересуетесь ли Вы тем, что беспокоит ребенка, что он чувствует, в чем заинтересован?
  9. Посещает Ваш ребенок кружки, спортивные секции?
  10. Много ли времени проводит Ваш ребенок перед телевизором? Какие программы предпочитает смотреть?
  11. Есть ли дома компьютер? Умеет ли ребенок им пользоваться? Если «да», то, сколько времени он проводит перед ним?
  12. Умеет ли ребенок играть самостоятельно? Какие игры предпочитает?

Вовлекает ли Вас в игру?

13. Как Вы проводите свои выходные?

14. Выезжаете ли Вы за город? Как часто?

15. Часто ли Вы гуляете с ребенком?

16. Где Ваш ребенок проводит лето, время Вашего отпуска?

17. Что Вы понимаете под определением «здоровый образ жизни»?

18. Что для Вас значит здоровый ребенок?

19. Часто ли Ваш ребенок болеет? Чем?

20. Часто ли жалуется на усталость, недомогания, капризничает, плачет?

Если «да», то в чем, по Вашему мнению, причина такого поведения?

21. Соблюдаете ли Вы режим дня дошкольника? Почему?

22. Делаете ли Вы утреннюю гимнастику вместе с ребенком?

23. Как часто Ваш ребенок принимает ванну? С удовольствием ли он это

делает?

24. Умеет ли ребенок следить за своим внешним видом? Как он это делает.

25. Знакомите ли Вы ребенка с различными способами укрепления здоровья?

26. Какие закаливающие процедуры Вы проводите?

27. Кто, по Вашему мнению, должен проводить работу по ознакомлению детей с основами здорового образа жизни (воспитатели, специалисты, медицинские работники, родители)?

28. Какие вопросы Вы хотели бы задать нам по этой теме?

Благодарим Вас за ответы.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Заполните, пожалуйста, анкету, ответив на следующие вопросы:

  1. Оставляете ли Вы своего ребёнка одного дома?
  2. Отпускаете ли Вы его гулять одного во двор?
  3. Разрешаете ли Вы открывать ребёнку входную дверь, когда он один дома?
  4. Разрешаете ли Вы ему подходить к телефону?
  5. Разрешаете ли Вы зажигать газ, включать электроприборы, аппаратуру?
  6. Что больше всего тревожит Вас, что является наиболее опасным для Вашего ребёнка?
  7. Учите ли Вы своего ребёнка тому, как нужно вести себя в сложных и неожиданных ситуациях?
  8. Считаете ли Вы, что у Вас доверительное отношение с ребёнком, что он с Вами откровенен?

Спасибо за сотрудничество!

Беседа для родителей «Наша семья и ребёнок»

Цель: выявление традиций семей дошкольников, увлечения ребенка и

его близких, особенностей семейного микроклимата и отношений близких к

ребенку.

Методика проведения: В индивидуальной беседе родителям

предлагается ответить на следующие вопросы:

  1. Как вы отмечаете семейные праздники?
  2. Существуют ли особые традиции при проведении этих торжеств?
  3. Какое участие в семейных праздниках принимает ребенок?
  4. Любит ли Ваш ребенок делать что-нибудь вместе со взрослыми?
  5. Какие дела Вы можете ему доверить?
  6. В какие игры он любит играть дома? Во что Вы чаще всего играете с

ребенком?

7. Кто из членов семьи чаще всего играет с ребенком? Какие роли

разыгрываются?

8. Если в семье есть старший брат или сестра, наблюдаете ли вы, во что

играю дети, организуют ли старшие дети игры?

9. Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к Вам и другим

членам семьи?

10. Умеет ли ваш ребенок словами выражать сочувствие,

сопереживание? Приведите примеры.

11. Самостоятельно ли ребенок проявляет свое заботливое отношение к

близким или по Вашему совету, просьбе, требованию?

12. В каких конкретных поступках проявлялась инициатива ребенка в

оказании помощи, заботы?

13. В каком настроении обычно находится Ваш ребенок? Часто ли

проявляет радость, удовольствие? Как часто меняется его настроение?

(Отметить причины отрицательных реакций: плач, страх).

14. Какие черты характера ребенка Вам не нравятся? Что бы вам

хотелось изменить в нем? Как вы думаете, почему возникли эти черты?

15. Какие книги вы читаете ребенку? Обсуждаете ли вы прочитанное?

Любит ли ребенок слушать сказки, рассказы? Сопереживает ли он героям?

В результате имеющихся данных воспитатель получает информацию

об особенностях взаимоотношений родителей с детьми детей, что интересует

и волнует их в воспитании ребенка, какие проблемы испытывают родители в

процессе семейного воспитания.

Беседа для родителей «Мой ребенок»

(Модифицированный вариант О. И. Бочкаревой)

Цель: выявление представлений родителей о своем ребенке, некоторых

особенностей семейного воспитания.

Методика проведения: В индивидуальной беседе родителям

предлагается ответить на вопросы об особенностях ребенка,

Вопросы:

  1. Каков Ваш ребёнок? (уверенный, нерешительный и т.д.)
  2. Считаете ли вы ребёнок ребёнка самостоятельным? Почему?
  3. Замыкается ли Ваш ребёнок после замечаний?
  4. Насколько общителен с окружающими?
  5. Что в Вашем ребёнке вас раздражает; как вы с этим справляетесь?
  6. Что вам особенно нравится в Вашем ребенке?
  7. Как вы обычно общаетесь с ребёнком? Отвечаете ли на все его

вопросы?

8. Даёте ли вы ребёнку возможность высказаться, даже если

рассуждения кажутся Вам глупыми?

9. Наказываете ли Вы ребёнка, и как ребёнок реагирует на это?

10. Считаете ли вы важным помогать ребенку в случаях затруднений?

11. Решаете ли вы с ним его проблемы?

Результаты беседы позволяют воспитателю увидеть, каким

представляется дошкольник его близким, какие методы наиболее типичны

для воспитания ребенка в данной семье.

Для изучения педагогических потребностей родителей, источников

повышения их педагогической культуры воспитатель может использовать

анкетирование родителей.

Беседа на тему: «Семья. Семейный климат»

Цель: Выяснить общие условия семейного воспитания. Формирование у родителей представления о семейном климате и его влияния на развитие ребёнка.

Вопросы 1. Что такое семья? 2. Что родители понимают под словами «семейный климат?» 3. От чего он зависит? 4. Каким он должен быть? 5. Чему в семье должны учиться

Психолого-педагогические тренинги

«Погружение в детство»

Звучит тихая, легкая музыка.

Педагог-психолог: Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство – в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза.

Рефлексия:

– Удалось ли окунуться в детство?

– Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?

– Что для вас значит «надежное плечо»?

– Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?

– Что хотелось сделать?

«Письмо о счастье» (3-5 минут)

Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.

Инструкция: группа делится на 2 команды.

  1. команда – «ДЕТИ»: «Представьте, что вы дети. Вам предлагается написать письмо родителям о том, что нужно для счастья детей»
  2. команда – «РОДИТЕЛИ»: «А вам предстоит написать письмо детям, о том, что нужно для счастья родителей»

Обсуждение.

Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».

Я предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Счастье – это просто» (Приложение 1). Автор видеоролика Алиса Пашкова.

Рефлексия.

  • Что вы чувствуете сейчас?
  • Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?
  • Захотелось что-нибудь сделать?
  • Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?

Педагог-психолог: Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.

В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).

Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.

Упражнение «Ситуации»

Педагог-психолог: Дорогие родители, в повседневной жизни вам приходится разрешать многие ситуации с вашими детьми, и во всех случаях вы должны поступать мудро и ответственно, ведь для малышей мама и папа – пример для подражания. Сейчас я предлагаю вам вытянуть карточки, где описаны разные ситуации. За три минуты вы должны обдумать ситуацию и ответить, как вы поступите, а родители, у которых в действительности была такая ситуация, расскажут, какой выход из нее был на их опыте.

Ситуация 1.

Ваш ребенок играет, по всей комнате разбросаны игрушки. Подошло время обеда. Вы объясняете ребенку, что нужно быстро собрать игрушки и садиться за стол. Ребенок никак не реагирует на ваши слова и продолжает играть. Что вы предпримете?

Ситуация 2.

Вы забрали ребенка из детского сада и по пути домой зашли в супермаркет за продуктами. Ребенок увидел очень дорогую игрушку и громко требует ее купить. У него начинается истерика. Какими будут ваши действия?

Ситуация 3.

На ужин вы приготовили для малыша вкусную кашу, но ребенок отказывается ее есть. Он говорит, что каша невкусная, горячая, с пенкой. Вы понимаете, что, если ребенок не поест кашу, то спать ляжет голодным. Что вы собираетесь делать?

Ситуация 4.

Вы едете в автобусе из детского сада, ваш ребенок начинает выкрикивать неприличные слова. Ваши действия.

Последние две ситуации высвечиваются на экране для обеих команд.

Ситуация 5.

Ваш ребенок отказывается уходить с детской площадки, пока там остается хотя бы один ребенок. Как вы разрешите конфликт?

Ситуация 6.

Вы пришли с ребенком в детский сад, открываете шкафчик, начинаете раздевать ребенка. Он не хочет снимать верхнюю одежду, начинает кричать, падает на пол, бьет ногами, плачет. Вы понимаете, что уже опаздываете на работу. Как вы успокоите ребенка?

У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, родителям самим нужно отлично в этом разбираться.

Ведущий: Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладая их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.

Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.

Наблюдение — метод, который заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения наблюдаемых с целью выявления его смысла, мотивов, содержания.

В процессе наблюдения:

  1. ставится задача;
  2. составляется план;
  3. идет фиксация данных;
  4. следует обработка зафиксированных данных;
  5. делаются соответствующие выводы.

Единицей регистрации в наблюдении может быть тот или иной поступок, акт поведения. Например, эмоциональная реакция детей и родителей; речевое обращение братьев (сестер) к братьям (сестрам); речевое обращение сыновей (дочерей) к матери (отцу, другим членам семьи). На основании зарегистрированных данных производится количественный учет данного явления, затем ему дается соответствующая оценка. В процессе получения и трактовки информации, которая приобретена при наблюдении, необходимо соблюдать ряд требований:

  1. Фиксировать поступки и поведение детей и родителей продолжительное время, во многих ролях и ситуациях.
  2. Сравнивать случаи совпадения показаний нескольких наблюдателей.
  3. Оценивать поступки и поведение детей и родителей объективно, не поддаваясь субъективным влияниям (симпатии к одним детям и родителям, антипатии — к другим).
  4. Помнить, что при наблюдении доступны только внешние факты, которые имеют речевые и двигательные проявления. Это означает, что наблюдать можно то, что и как говорит ребенок, каким образом он реагирует на слова отца, матери, других членов семьи, какие действия при этом предпринимает.

Результаты, полученные в процессе наблюдения, представляют собой только эмпирические факты. Поэтому установление каких-либо закономерностей возможно лишь при весьма тщательном анализе по-лученных фактов. Следует непременно дополнять другими методами изучения семьи и опыта семейного воспитания (анкетирование, беседа, интервьюирование, опрос, эксперимент и др.).

Метод анкетирования (фр. enqimte — список вопросов) — письменный опрос, предполагающий получение ответов респондентов для установления некоторых массовых фактов.

Виды проведения анкетирования:

  1. контактное (когда исследователь проводит анкетирование непос-редственно сам);
  2. заочное (когда анкета с инструкциями рассылается респондентам).

Типы анкет:

  1. открытая (когда на вопросы отвечает сам испытуемый);
  2. закрытая (когда к вопросам даются варианты ответов);
  3. смешанная (предлагаются возможные ответы на вопросы, но предо-ставляется возможность некоторые ответы сформулировать по-своему).

Интервьюирование (англ, interview — беседа, встреча) — способ получения информации с помощью устного опроса, при котором про-исходит контакт интервьюера с респондентом.

Обычно бывает два вида интервью: свободное, которое не регла-ментируется темой и формой беседы, и стандартизованное, которое близко к анкете с закрытыми вопросами.

Запись ответов респондентов (детей, родителей) производится ин-тервьюером или его помощником (ассистентом) или механическим спо-собом (на пленку магнитофона, диктофона).

Основные требования по проведению интервью:

  1. Правильный выбор места проведения интервью и создание бла-гоприятной атмосферы для общения, с тем чтобы не было никаких пре-пятствий при его проведении.
  2. Перед началом интервью обязательно краткое слово интервьюера, в котором четко оговариваются цель, задачи, гарантируется анонимность опроса.
  3. Соблюдение нейтральной позиции интервьюера, предполагающей полное невмешательство в содержание опроса.
  4. Организация правильной записи (дословная запись, краткая запись, запись по памяти, запись на магнитофон, диктофон).

Беседа — метод получения информации на основе словесной ком-муникации при сотрудничестве его участников.

Обычно этот метод применяется для подтверждения, конкретизации или опровержения каких-то гипотетических выводов, сделанных на основе предварительного изучения опыта семейного воспитания с помощью других методов.

Особенности беседы, ее подготовка и проведение:

  1. Она в отличие от интервью более свободна в организации, содержании, в отношениях между собеседниками.
  2. Составляется план беседы с выделением ключевых вопросов.
  3. Умение педагога (исследователя) слушать, создавать атмосферу заинтересованного разговора и совместного поиска истины.
  4. Умение педагога (исследователя) обращать внимание не только на слова родителей, но и на такие косвенные показатели, как интонация, мимика, пантомимика, жесты, эмоциональные реакции и т. п.
  5. Проявление такта и осторожности при оценке личностных качеств родителей, членов семьи, детей.
  6. Умение отметить положительные черты и качества детей, дать возможность родителям почувствовать уверенность, надежду, перспективу в улучшении воспитанности ребенка.
  7. Ход и содержание беседы фиксируются с помощью записей, маг-нитофона, диктофона и др.
  8. Результаты беседы непременно сопоставляются с результатами других методов.

Психолого-педагогический тренинг — метод, помогающий одновременно и изучать, и корректировать педагогическую позицию родителей.

Родителям предлагаются задания, выполняя которые, они вырабатывают определенные умения, корректируют взгляды и позиции, участвуют в рефлексивной деятельности. Темы тренинга: "Как вести себя с агрессивным ребенком", "Как вести себя с гиперактивным ребенком", "Если ребенок отстает в развитии", "Как воспитывать ребенка без отца", "Особенности воспитания приемного ребенка", "Специфика воспитания в семье многих детей", "Особенности воспитания единственного ребенка", "Как воспитывать близнецов" и др.

Выполнение ребенком в присутствии матери, отца, бабушки, дедушки определенного практического задания — метод, позволяющий сделать вывод об особенностях семейного воспитания.

Педагог (воспитатель) создает ситуацию: перед приходом матери (отца) предлагается сыну разобрать детали из конструктора и разложить их в коробку. Педагог (воспитатель) наблюдает реакцию матери (отца) на выполнение сыном задания, характер их помощи, приемы стимуляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества работы и т. д. Здесь педагог (воспитатель) может заметить два варианта поведения матери (отца): первый — мать (отец) быстро помогает сыну разложить детали в коробку; второй — мать (отец) лишь подбадривает сына, хвалит за ловкость и быстроту операций, но сама (сам) непомогает ему выполнять задание. В первом случае педагог утверждается в своей гипотезе о наличии лености у мальчика, во втором — о наличии трудолюбия, добросовестности, прилежания.

Метод написания родителями (отцом, матерью) мини-сочинения "Мой ребенок". Изучая эти сочинения, педагог может увидеть черты характера ребенка, его интересы, способности, любимые занятия, позитивные и негативные стороны его развития в семейных условиях. Сравнивая данные родителей о детях и данные своих наблюдений, педагог может более точно и объективно составить независимую характеристику воспитанника, методы и приемы воспитания.

Рисуночная методика — это методика, направленная на изучение представлений ребенка о семье, родителях, своей позиции в семье, вза-имоотношениях членов семьи.

Ребенку предлагают нарисовать свою семью. Не навязывая ничего, говорят: "Рисуй так, как тебе хочется". Когда рисунок закончен, можно уточнить некоторые детали о членах семьи.

Педагог обращает внимание на такие детали:

  1. как расположены члены семьи;
  2. насколько они удалены друг от друга;
  3. каково местонахождение самого ребенка среди всех членов семьи;
  4. с кого ребенок начал рисовать семью, а кем — закончил;
  5. кто выше ростом, а кто ниже;
  6. кто большой по размерам, а кто — маленький;
  7. кто в каких красках нарисован.

Что можно узнать при раскодировании рисунка?

  1. Отсутствие членов семьи на рисунке — признание дискомфорта ребенка в семье.
  2. Отсутствие самого художника на рисунке — сигнал конфликта между ним и членами семьи.
  3. Наличие на рисунке только самого художника — сигнал одиночества, признак семейного неблагополучия, дискомфорта.
  4. Наличие на рисунке какого-то постороннего человека — признак того, что ребенок мечтает об улучшении семейных отношений.
  5. Изображение ребенком самого себя, ростом с маму, папу — признак его комфортности в семье.
  6. Близкое расположение членов семьи друг к другу — показатель любви и заботы в семейных отношениях.

Родители и педагоги, познакомившись с рисунками детей, смогут найти ответ на такие волнующие вопросы: "Как распознать, что тревожит ребенка?", "Как дети воспринимают нас и наши отношения?", "Какими мы видим самих себя и наших детей?", "Как выявить скрытый конфликт в семье?" и др.

Метод игровых заданий — это методика, дающая возможность ребенку в игровой ситуации сделать выбор.

Игра "Чем я маму (папу, бабушку, дедушку) порадую, чем могу огорчить?". Детям предлагаются два контура лица человека (улыбающегося и хмурого) и набор сюжетных картинок, которые отражают разные жизненные события:

Мальчик разбил чашку дергает кошку за хвост

Мальчик бьет мальчика несет мамину сумку

Мальчик держит цветок подает бабушке лекарство

Мальчик чистит ботинки выносит мусор в мусоропровод

Мальчик убирает постель поливает цветы и т. п.

Если маме (папе, бабушке, дедушке) поступок нравится, то картинку надо положить к улыбающемуся лицу, не нравится — к хмурому. Анализ игрового задания дает основание увидеть:

  • отношение взрослых к ребенку
  • согласованность (несогласованность) в семейном воспитании
  • ценности семьи

-стиль семейных отношений.

Методика комментирования картинок. Ребенку по очереди показывают картинки, на которых изображены сцены из семейной жизни (утро, ребенок проснулся, в комнату входит мама; вечер, мальчик сидит у телевизора, в дверях стоит папа и др.). После показа картинок ребенку предлагается сказать "Что нарисовано?" и "озвучить" нарисованное ("Как ты думаешь, что сказала мама проснувшейся дочери?", "Что говорит папа сыну, который смотрит телевизор?"). Ребенок рассказывает о картинке и "проявляет" свой личный опыт и свои семейные эпизоды, которые помогут педагогу увидеть стиль отношений и общения в его семье.

Методика завершения рассказа. Педагог предлагает ребенку сочинить вместе рассказ о мальчике (девочке). "Я придумаю начало, а ты конец. Мама ушла в магазин, а Лена осталась дома с маленьким братиком Сашей. Он стал плакать. Лена взяла краски, банку с водой, бумагу и стала рисовать. Саша успокоился, увидя ежика с яблоком, потянул лист и опрокинул банку с водой. Лена очень сильно расстроилась, и в это время пришла мама..." Далее ребенок придумывает конец рассказа (несомненно, он описывает то, как вела бы в такой ситуации его мама).

Методика неоконченных предложений. Педагог начинает фразу, ребенок — заканчивает. "Если я упаду или ударюсь, то мама...", "Если я плохо мою руки, то папа...", "Если у мамы болит голова, то мы с папой...", "Мама хвалит меня, если я...", "Бабушка огорчается, когда я..." и т. д.

Анализ результатов творческой деятельности детей и родителей. Это могут быть письменные (сочинения, сказки, песни, рассказы, стихотворения, воспоминания), иконографические (кино- и фотодокументы, рисунки, фотографии), технические (поделки, предметы ремесла — изделия из соломки, лозы, глины и др.).

Педагогический эксперимент (лат. experimentum — опыт, проба) — опыт в точно учитываемых условиях, с помощью которого в контролируемой и управляемой ситуации исследуются педагогические явления.

По целям организации обычно различаются констатирующий и фор-мирующий (преобразующий) эксперименты. Констатирующий ставит целью измерить наличный уровень развития (например, уровень развития волевых качеств личности ребенка, уровень его воспитанности). Формирующий эксперимент предполагает формирование или воспитание тех или иных качеств личности ребенка, тех или иных сторон его психики. Для этого создается специальная экспериментальная ситуация, которая дает возможность:

  1. выявить условия, необходимые для организации формирования этих качеств;
  2. экспериментально осуществить целенаправленное развитие новых видов деятельности;
  3. изучить конкретные пути формирования личности ребенка.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 33 (349) выйдет
6 сентября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год
Скачать Номер 24 (340) за 2024 год
Скачать Номер 23 (339) за 2024 год
Скачать Номер 22 (338) за 2024 год
Скачать Номер 21 (337) за 2024 год
Скачать Номер 20 (336) за 2024 год