Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Воспитание у детей дошкольного возраста толерантности и уважения к людям разных национальностей
Воспитание
Автор: Керефова Светлана Хасановна   
30.06.2024 17:40

Воспитание у детей дошкольного возраста толерантности и уважения к людям разных национальностейВоспитание у детей дошкольного возраста толерантности и уважения к людям разных национальностей

В наше время, когда глобализация и миграция с каждым днём становятся всё более обыденными явлениями, воспитание у детей чувства толерантности и уважения к людям других национальностей приобретает довольно значимый характер. Умение проявлять толерантность, еще с раннего возраста, научит ребёнка взаимопониманию и последующему принятию всех различий и особенностей, окружающих его людей, что, в конце концов, гармонично отразится на картине взаимоотношений ребёнка, с его сверстниками и позволит избежать конфликтных ситуаций, по мере дальнейшего взросления. В данной статьемы рассмотрим основные понятия и методы воспитания детей, с целью привить им правильную модель поведения, для дальнейшего комфортного сосуществования с людьми, независимо от их мировоззрения и национальности.

Толерантность — это способность, с уважением и обязательно без агрессии принимать мысли, поведение и особенности других людей, будь то этнические, культурные и религиозные различия. Важно отметить, что это не просто терпимость к другим, но и активное стремление к пониманию и сотрудничеству между людьми. Не стоит отрицать значимость такого важного качества, ведь, как и уважение, оно должно приобретаться ребёнком от родителя в процессе раннего воспитания. Толерантное сознание помогает детям лучше адаптироваться в многонациональной среде и избегать конфликтов, а также является неотъемлемой частью демократического общества, в связи с чем, процесс обучения, обязательно должен начинаться еще в семье и в дальнейшем, только больше закрепляться в образовательном учреждении. Это позволяет понять, что подобная практика должна стать одним из важнейших приоритетов в воспитании, как для родителя, так и для педагога, ведь позволяет укрепить социальную стабильность. Несмотря на то, что педагог имеет возможность, оказывать воздействие на мировоззрение ребёнка, ключевую роль в формировании у детей уважительного отношения

Скачать конспект

играет именно родитель, так как является непосредственной моделью поведения, которую ребёнок будет стараться копировать. Следовательно, крайне важно, чтобы родители демонстрировали для ребёнка правильный пример, а также поощряли доброжелательное общение с людьми других этнических групп. Образовательные учреждения же, напротив, должны закреплять это чувство у ребёнка, создавая инклюзивную и поддерживающую среду, где дети могут учиться, избегая стрессовых ситуаций, вызванных недопониманием или травлей со стороны одногруппников, ведь один раз столкнувшись с подобным, он может получить психологическую травму или вовсе закрыться в себе. Для того чтобы не допустить подобного исхода, образовательная программа должна включать в себя проекты, направленные на изучение культурного разнообразия, чтобы детям было проще принять чужие ценности и познать особенности разных этносов. Медиа и социальные сети, так же имеют свой вес, в данном процессе, поэтому важно, чтобы ребёнок фильтровал информацию, получаемую оттуда, ведь она может сильно подорвать его отношение к другим людям, тем самым создавая негативные ассоциации, которые только сильнее закрепятся в его картине мира. Важно демонстрировать детям только положительные примеры межкультурного взаимодействия, чтобы развеять остатки возможного недопонимания и избежать формирования новых проблем. Уважение и толерантность это две разные, но при этом совсем не взаимозаменяемые категории, так как без первого, не может быть и второго, как и наоборот.

Рассмотрим возможные методики и методологии, которые могут быть использованы в целях обучения ребёнка этим качествам.

Некоторые из методов, которые могут использовать родители, включают в себя:

Обсуждение культурных различий: Родители рассказывают своим детям о разнообразии мировых культур, свойственных им традиций и объясняют, что эти различия не являются чем-то плохим, а делают мир интересным и уникальным.

Празднование культурных праздников/мероприятий: Участие в подобных мероприятиях позволяет детям лучше понять и на себе прочувствовать чужие традиции, позволяя свести к минимуму различного рода недопонимание.

Пример поведения: Родитель должен показывать живой пример толерантного и уважительного отношения, однако для этого обязан сам верить в подобные идеалы, чтобы не добиться обратной реакции у ребёнка, по сути, это является основным и самым эффективным методом, ведь пока ребёнок только растёт, он как губка впитывает в себя всё что ему преподнести.

В случае с образовательными учреждениями могут быть успешными, подобные практики:

Инклюзивное образование: Создание инклюзивной среды, где дети разных культур, учатся вместе, узнают друг друга лучше и формируют гармоничные взаимоотношения. Это может оказаться значительным фактором, ведь ребёнок будет иметь непосредственный положительный пример в своей жизни, которым он сможет руководствоваться в будущем.

Образовательные проекты и мероприятия: Данный метод является одной из практик, которую часто используют, не только в дошкольных образовательных учреждениях, но даже в вузах и школах. Он характеризуется, организацией школьных проектов, проведением различных мероприятий, направленных на изучение культурного разнообразия, что помогает приобщиться к чужим ценностям даже в осознанном возрасте, не говоря уже о детстве. Собой эти мероприятия представляют выставки национальных блюд, творчества, и прочих культурных ценностей, характерных для определённого народа.

Занятия, направленные на принудительное приобщение: Введение специальных занятий, с программой, направленной на развитие межкультурного понимания и уважения. Нельзя насильно заставить ребёнка проявлять толерантность к другим людям, однако можно объединить образовательный процесс с культурным развитием и тем самым вручную подкорректировать отношение ребёнка в принудительном порядке.

Таким образом, воспитание толерантности и уважения у детей является многогранным процессом, требующим активного участия и сотрудничества семьи, образовательных учреждений и общества, в котором живёт и взрослеет ребёнок.

Литература:

  1. Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию
  2. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность (введение в проблему). — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011.
  3. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности. — М.: Академический проект, 2020.
  4. Риэрдон Б. Э. Толерантность — дорога к миру. — М., 2001.
  5. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. — 2001. — № 9. — С. 91–97.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (361) выйдет
15 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год