Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формы взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании дошкольников.
Воспитание
Автор: Шишкина Наталья Николаевна   
05.02.2025 09:05

Формы взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании дошкольников.Формы взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании дошкольников.

Шишкина Наталья Николаевна МБДОУ детский сад №5 с. Кневичи, Артёмовский городской округ

Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. (А. С. Макаренко)

Главными воспитателями своих детей являются родители, но воспитывать детей невозможно без определённых знаний по педагогике и психологии. Родители нередко полагаются на свой индивидуальный опыт, не задумываясь над последствиями неверных воспитательных воздействий на ребенка, недооценивают силу педагогических знаний и умений. Жизнь убеждает в справедливости слов.

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

С первых дней мы стремимся узнать, как ребенок живет в семье, что его там окружает, что дает ему семья. В первые посещения воспитатели детского сада начинают знакомиться с условиями семейного воспитания каждого ребенка. В беседе с родителями педагог начинает разговор о том, к какому режиму привык ребенок, какие игрушки есть у него и какие из них любимые, как он с ними играет.

 

Воспитатель должен быть всегда с добрыми намерениями. Родители должны видеть в воспитателе человека, который любит их ребенка, живет заботой о нем. Это вызывает у них откровенность, они доверительно о своих трудностях, просят совета. Педагог — это ведь еще и психолог.

Система взаимодействия между педагогами ДОУ и семьями воспитанников строится на основании следующих форм работы:

- Коллективная работа. Она предполагает организацию родительских собраний для обсуждения конкретных вопросов и проблем воспитания детей, ознакомления родителей с методами и формами воспитательной работы в ДОУ, а также теми методами, которые могут быть применены в домашних условиях. Сюда также входит проведение конференций, на которых выступаю специалисты конкретной области, освещая вопросы психического развития детей, социальной адаптации, влияние семейной обстановки на гармоничное развитие ребенка и иные проблемы и аспекты воспитания и развития ребенка.

- Индивидуальная работа. Она ориентирована на просвещение отдельных родителей по отдельным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка. Сюда входят беседы и консультации родителей. Педагог может вызвать родителя, если у него возникают какие-то вопросы к нему, по ходу наблюдения за поведением ребенка, если у ребенка имеются какие-то проблемы во взаимоотношениях с другими детьми и воспитателями. Если родитель желает что-то узнать о своем ребенке, разрешить какую-то проблему, решить вопрос с воспитанием, то может обратиться к педагогу за помощью. Кроме того, беседа с родителями может быть инициативой самого ребенка, когда его беспокоит какая-то семейная проблема, обстановка, ситуация и он желает ее разрешить, прося помощи у педагога.

- Индивидуальные консультации позволяет выявить причины того или иного поведения дошкольников, выбрать методы оптимального педагогического воздействия и просто сближают педагога с родителями и иными опекунами воспитанников. На консультации возможно приглашение каких-то специалистов, как для самого родителя, так и для ребенка.

- Наглядная работа. Она связана с созданием досок объявлений для родителей, проведение дня открытых дверей, создание выставки работ детей, создание творческих мероприятий, на которых дети демонстрируют свои достижения.

- Информационно-аналитическая работа. Она связана с проведением опросов родителей, заполнением анкет, прохождением тестов. Это необходимо педагогу для диагностирования семьи и семейной обстановки каждого воспитанника, знания мнений родителей в отношении какой-то текущей проблемы, взглядов на конкретные воспитательные мероприятия и т.д.

- Досуговая деятельность. Она связана с проведением совместных мероприятий с родителями и детьми: отмечание праздников, походы, прогулки, поездки, экскурсии, проведение детских утренников, семейные вернисажи.

- Проектная деятельность как способ повышения педагогической компетентности родителей. Применение метода проектов в образовательной работе ДОУ обусловлено его огромным воспитательным потенциалом. Использование проектов хорошо тем, что они обеспечивают развитие ребенка, помогают включить в воспитательный процесс родителей, обеспечить им психолого-педагогическую поддержку и повысить их педагогические знания и навыки в вопросах воспитания, обучения и развития детей. Метод проекта используется педагогами в качестве формы работы с родителями. Его применение нацелено на развитие у родителей заинтересованности родителей в полноценном гармоничном развитии их чада, усвоении им социального опыта, а также формирование собственной педагогической позиции родителей, которая помогает понять своего ребенка и сформировать с ним продуктивное взаимодействие.

Проекты формируются по разным тематикам. Родители и дети могут сами вносить предложения и идеи по теме и способам реализации того или иного проекта дошкольной организации. Проекты могут быть социальной направленности т.е. ориентированы на рассмотрение и решение значимых социальных задач, могут затрагивать вопросы семейного уклада, взаимоотношений и воспитания. Главное условие проектной деятельности – участие в ней родителей воспитанников. Именно они должны извлечь из проекта максимум полезной информации и повысить свою педагогическуюкомпетентность.

-Вечера вопросов и ответов. Это форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания, применить их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей.

-Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новыеистины.

Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетенции педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьёй должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии специалистов и родителей, при условии открытости детского сада.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 6 (368) выйдет
23 февраля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год