Особенности развития и воспитания леворуких детей, имеющих речевые нарушения. |
Воспитание | |
Автор: Ильченко Екатерина Валерьевна Корнеенко Альбина Радиковна | |
18.02.2025 16:56 | |
МБДОУ " ДС № 416 г. Челябинска" Воспитатель В начале 1960-х два полушария мозга считали анатомически если не парными, то аналогичными. Этот вывод скорректировал американский психолог, специалист по нейропсихологии, Сперри Роджер Уолкотт, который в 1981 году стал лауреатом Нобелевской премии в области физиологии и медицины за исследования функциональной специализации полушарий мозга. Он проводил исследования функциональной пластичности и избирательности мозговых связей. [ 2 ] Основные опыты Сперри были посвящены изучению животных, у которых хирургическим путем были рассчены связующие нервные волокна обоих полушарий головного мозга. Сперри обнаружил, что после операции каждое из полушарий перестает реагировать на происходящее во втором полушарии. В его опытах было показано, что кора левого полушария отвечает за вербальные (словесные) операции и речь, а кора правого полушария контролирует выполнение невербальных функций. При дальнейшем эксперименте было показано, что правое и левое полушария выполняют различные познавательные функции. [ 4 ]
В левом полушарии обрабатывается вербальная информация: языковые способности, контроль речи, письма и чтения. Память о датах, цифрах, именах. Аналитическое мыщление: логика. Математические символы, цифры и даты. Аналитика происходящих фактических, совершившихся явлений. Это полушарие отвечает за четкость и поэтапность восприятия любых фактов, систематизацию знаний. В правом полушарии обрабатывается невербальная информация: восприятие в символах и образах. Тип мышления — воображение: способность фантазировать, мечтать, сочинять истории и рассказы. Развитие в музыке и изобразительном искусстве. В правом полушарии происходит параллельная обработка информации, способность анализировать и видеть общую картину, обработка множества разнообразной информации. Специализация полушарий подразумевает, что любая деятельность " делится " между ними так, что одни этапы выполняются правым полушарием, а другие — левым. При таком устройстве необходимо взаимодействие полушарий, в ходе которого из одного в другое передается информация. Это взаимодействие осуществляется через специальные проводящие пути — комиссуры мозга. Основная из них — мозолистое тело. Это одна из наиболее поздно созревающих структур мозга. Есть данные, что до 3-4 лет полушария работают почти без связи друг с другом, так как мозолистое тело еще не способно передавать информацию. Его формирование продолжается даже на втором десятилении жизни ребенка. [ 1 ] Нервная система человека устроена таким образом, что каждое полушарие мозга получает информацию главным образом от противоположной стороны тела. Сперри разработал способ тестирования для оценки познавательных функций полушарий независимо друг от друга. Для этого на короткое время предъявлялись изображения в правое или левое поле зрения. Из-за частичного перекрещивания зрительных нервов информация от левого поля зрения обрабатывается корой правого полушария, а от правого поля зрения — левого. Асимметрия- является составляющей в развитии леворуких. Поэтому межполушарную асимметрию следует рассматривать в тесной связи с развитием леворукости детей. И.С. Макарьев отмечает: " открытие французского врача П. Брок буквально шокировал ученых. Ни один ученый до него не обращал внимание на то, что параличи правой руки зачастую сопровождается рарушением речи, а при параличе левых конечностей речь обычно не страдает." [ 6 ] И.С. Макарьев выделяет и другие концепции леворукости и доминантности руки. " Вскоре другой ученый, К. Вернике, обнаруживает в левом же полушарии сенсорный центр речи, поражение которого приводит к расстройству понимания речи — сенсорной афазии. Были обнаружены и другие речевые центры в левом полушарии. В конечном счете, оказалось, что нашей способностью говорить и писать, читать и понимать устную речь мы обязаны работе левого полушария. В ходе клинических наблюдений выявилось, что после поражения правого полушария нарушается зрительное восприятие и пространственное мышление". [ 6 ] В концепции Е.А. Михайловой установлено что " леворукие дети обладают определенной спецификой познавательной деятельности. Внимание левшей недостаточно устойчиво, ребенок не может длительное время концентрироваться на одном объекте, отмечается снижение скорости распределения и переключения внимания. Леворукие дети могут быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой. Они испытывают трудности концентрации внимания на нескольких объектах. Особенности восприятия леворуких дошкольников проявляются в замедленном осмыслении взаимодействий между частями целого изображения, в снижении способности к дифференцированному восприятию. У левшей несколько снижен объем кратковременной, долговременной, произвольной образной памяти." [ 7] Особенности познавательных процессов дошкольников с леворукостью (доминированием правого полушария) выдвигает О.В. Аксюта, которая отмечает, что: " дети- левши все воспринимают всерьез. Речь этих детей эмоциональна, богата интонациями и жестами. Эти дети достаточно открыты для окружающих, наивны, непосредственны в выражении чувств, внушаемы. Их легко огорчит и они также легко могут заплакать или прийти в состояние ярости. Левши с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. Им важно все потрогать и посмотреть. Левшам знакомо чувство единения, какой-то особой общности с природой и людьми, чувство " мы ". Этим определяется их целостный характер взаимодействия с миром. В сложных ситуациях дети- левши могут производить действия неосознанно, еще до реального их осмысления. Причем эти действия, словно учитывают все ключевые акценты ситуации- иными словами ребенок совершает необходимые в данной ситуации действия, которые помогают ему принять правильное решение. Именно поэтому среди левшей много литераторов, журналистов, деятелей искусства и организаторов." [ 5 ] Аналогичное мнение имеет и Е.И. Николаева, которая приводит в пример исследование, в котором были изучены устойчивость внимания, объем памяти, скорость сенсомоторной реакции, развитие моторики кисти ведущей руки. Автор описывает, что " дети с правым типом профиля имели лучшие показатели познавательных способностей по сравнению с детьми со смешанными показателями. Таким образом, высокий интелект связан с выраженной асимметрией, а адаптация улучшается при накоплении левых признаков. [ 8 ] Леворукость часто сочетается с комплексом нарушений или задержек в развитии устной и письменной речи, чтения, восприятия, моторных функций. Дети этой категории имеют особенности речевого развития: нарушается звукопроизношение, слоговая структура, грамматический строй речи, зеркальность письма. Они обладают бедным словарным запасом, допускают ошибки при чтении. Очень часто проявляется заикание. Поэтому в коррекционной работе с детьми необходимо задействовать слуховой, зрительный и тактильный анализаторы. Возможности компенсаторной перестройки деятельности мозга чрезвычайно высоки. Важно работать с ребенком, создавать благоприятные условия для его развития, не ждать, когда речевые нарушения пройдут сами по себе. [ 9 ] Для развития моторных функций, зрительно- моторных координаций можно провести игру: " Вылепи букву или цифру ". Воспитатель раскладывает перед ребенком карточки с цифрами и буквами. Просит назвать те, которые ребенок знает и выбрать любую карточку, а так же попробовать из пластилиновых колбасок вылепить эту букву (цифру) на прозрачной карточке. Просит ребенка работать аккуратно, не торопясь, т.к. буква (цифра) должна поместиться на карточке и быть похожей на выбранный образец. Чтобы проверить, правильно ли ребенок все сделал, просит его подложить карточку — образец под свою карточку. Они должны совпасть. Ребенок начинает лепить и называет все свои действия. Игра " Золушка ". Совершенствует мелкую моторику, тактильный и зрительный анализаторы, умение квалифицировать по заданному принципу. Для игры используются семена четырех видов, четыре наклейки с наклеенными образцами семян. Воспитатель просит ребенка тремя пальцами из кучки семян отобрать одно семечко, определить его на ощупь, назвать и положить в ту ячейку, где наклеен образец такого вида. Игра заканчивается, когда все семена разложены по " своим домикам ". [ 3 ] Игра " Ловкие ручки". Ребенок сидит на стульчике, проговаривает вместе с воспитателем слова, одновременно выполняя различные действия с мячом. Это ручка — правая (просит ребенка сжать мячик правой рукой). Это ручка — левая (просит ребенка сжать мячик левой рукой). Далее перекладывать мячик из руки в руку и каждый раз его сжимая, делая зарядку. Катая мячик между ладонями, проговаривать вместе с ребенком — будут ручки у меня сильные, умелые. Игра " Вырезаем по линии ". У ребенка лист бумаги с изображением геометрических форм различной величины, расположенных хаотично. Воспитатель: Какие фигуры ты знаешь? Сосчитай их и скажи: каких фигур больше? Покажи самый большой круг, самый маленький треугольник. Вырежи сначала самый большой прямоугольник, не затронуф другие фигуры, а потом самую маленькую фигуру. Игра " Повтори за мной ". Воспитатель рисует любой узор. Ребенок наблюдает, какую деталь он добавляет и повторяет на своем листе то же самое. Педагог хвалит ребенка, если ему удается точно повторить рисунок за воспитателем. Если то, что рисует ребенок не похоже на " оригинал" воспитателя, уточняйте, что именно не соответствует. Игра " Графический диктант" (с тетрадью в клетку). Ребенок должен рисовать " дорогу " под диктовку. Воспитатель говорит: " три клетки вверх, две клетки вправо, пять клеток вниз, и ребенок " прокладывает дорогу " на листе " согласно инсирукции ". Очень полезно предлагать ребенку прописывать " в воздухе" перед собой карандашом большие буквы, рисовать фигуры, линии. Выполнять различные задания с линейкой — чертить линии (прямые, ломанные). Измерять длину отрезков. Можно использовать и такие игры: " Что перепутал художник", " Найди такую же снежинку ", " Куда пойдешь, что найдешь ", " Чья тень ", "Узнай по силуэту". Для развития связной речи ребенку полезно составлять рассказы по серии сюжетных картинок, которые он разложит сам, соблюдая направление слева направо. Ребенок может иллюстрировать сказки, а потом пересказывать их по картинкам. [ 1 ] Очень важно воспитателю к коррекционному процессу подключать родителей детей с ведущей левой рукой и с речевыми нарушениями. Родители должны:
Таким образом, леворукие дети — неоднородная группа, для которых характерно развитие специфического комплекса трудностей в обучении. В биолектрической активности мозга левшей наблюдается генерализованное избыточное взаимодействие нервных центров в процессе когнитивной деятельности, что отражает несформированность систем регуляции корковой активности. Леворукость как дисфункционаное проявление доминантности полушарий мозга не является причиной умственных и психических отклонений у детей дошкольног возраста. Многие нейрофизиологические особенности леворуких детей с нарушение речи остаются не выявленными, поэтому изучение нейрофизиологических механизмов поможет в разработке адекватных технологий обучения и методик психофизиологической коррекции с применением биологической обратной связи, обеспечивающих благополучное усвоение знаний, умений и навыков леворуким ребенком с нарушением речи в дошкольном учреждении. Развитие познавательных процессов леворуких дошкольников с нарушеним речи, их успехов, будет происходить с меньшими психологическими проблемами при понимании, любви, терпении и умения вовремя помочь ему со стороны его ближайшего окружения (воспитателей, родителей ЛИТЕРАТУРА
|