Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игровые этюды как средство воспитания у детей 4–5 лет сочувствия и сопереживания
Воспитание
Автор: Хлыбова Анастасия Максимовна   
28.05.2025 08:40

Игровые этюды как средство воспитания у детей 4–5 лет сочувствия и сопереживанияИгровые этюды как средство воспитания у детей 4–5 лет сочувствия и сопереживания

Савинова Светлана Васильевна, Заведующий кафедрой, Кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования, Вятский государственный университет

Хлыбова Анастасия Максимовна, студентка 3 курса, Направления подготовки 44. 03. 02.

Психолого-педагогическое образование. «Педагогика и психология дошкольного образования» Вятский государственный университет

Аннотация: в статье описывается значимость воспитания сочувствия и сопереживания у детей 4-5 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Описывается сущность игровых этюдов как способа развития сочувствия и сопереживания. Приводятся основные механизмы использования игровых этюдов в работе с дошкольниками 4-5 лет.

Ключевые слова: игровые этюды, дошкольники, воспитание сочувствия и сопереживания, эмпатия, эмоциональная поддержка.

 

Развитие сочувствия и сопереживания (эмпатии) у детей старшего дошкольного возраста является крайне актуальной задачей современного образования и воспитания, особенно в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Актуальность обусловлена следующими факторами.

ФГОС ДО подчеркивает значимость социально-коммуникативного развития ребенка[3]. Сочувствие и сопереживание являются фундаментом для построения здоровых и гармоничных отношений с окружающими. Без способности понимать и разделять чувства других, ребенку сложно эффективно взаимодействовать со сверстниками, адаптироваться в коллективе, решать конфликты и строить дружеские связи.

Сочувствие является важной составляющей эмоционального интеллекта, который в свою очередь, играет ключевую роль в успешной адаптации к жизни, эффективной коммуникации, и умении управлять своими эмоциями. Дети с развитой эмпатией лучше понимают себя и других, что помогает им в решении различных жизненных ситуаций.

Развитие сочувствия снижает вероятность проявления агрессивного поведения. Ребенок, способный сопереживать жертве, с меньшей вероятностью будет участвовать в травле или проявлять жестокость.

Кроме того, сочувствие и сопереживание лежат в основе формирования нравственных ценностей, таких как доброта, милосердие, сострадание, ответственность. ФГОС ДО ориентирован на формирование у детей «первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках» [3]. Сочувствие позволяет ребенку осознать ценность человеческой жизни, почувствовать свою причастность к обществу и ответственность за свои поступки.

Сочувствие и сопереживание способствуют формированию активной гражданской позиции, готовности помогать другим, заботиться об окружающем мире. Ребенок, способный сочувствовать, более склонен к участию в благотворительных акциях, волонтерской деятельности, проявляет интерес к проблемам общества.

Немаловажным является также еще и то, что дети с развитым сочувствием легче адаптируются к новым условиям школьной среды, устанавливают хорошие отношения с учителями и одноклассниками, более успешно осваивают учебный материал, поскольку умеют слушать и понимать других. Сочувствие и сопереживание улучшают коммуникативные навыки ребенка, способствуют развитию умения понимать не только вербальные, но и невербальные сигналы, что является важным условием для эффективного общения и сотрудничества.

В современном мире наблюдается тенденция к разобщенности, индивидуализму и дефициту эмпатии. Социальные сети, виртуальная реальность, высокая конкуренция могут приводить к снижению чувствительности к чувствам других людей. Развитие сочувствия у детей является важным противодействием этим негативным тенденциям.

Одним из эффективных способов развития сочувствия и сопереживания у детей 4-5 лет являются игровые этюды.

Этюд – это слово из французского языка, которое значит «учение». В обучении детей, этюд – это небольшая сценка, которую придумывают прямо во время игры. Этюды помогают детям лучше говорить, правильно произносить слова, использовать разные интонации, красиво выражать свои мысли, улучшают память, внимание и учат координировать движения[4].

Занятия этюдами очень важны для развития чувств ребенка, помогают ему переживать разные эмоции и знакомиться с важными ценностями. Этюды учат детей понимать чувства других, сочувствовать и сопереживать героям, а также дают опыт общения и поведения в обществе.

Преимущества использования игровых этюдов заключаются в следующем. Посредством этюдов дети вовлекаются в определенный эмоциональный опыт. Они активно включаются в игровой процесс, эмоционально проживают роли, что способствует лучшему пониманию и запоминанию.

Кроме того, у детей происходит развитие эмпатии. С помощью игровых этюдов они учатся ставить себя на место другого человека, чувствовать его эмоции, понимать мотивы поведения.

Происходит развитие невербальной коммуникации: дети учатся распознавать эмоции по мимике, жестам, интонациям. После этюда важно обсудить с детьми их чувства и переживания, что способствует развитию рефлексии и осознанности. Также игровые этюды позволяют детям выражать свои эмоции без страха осуждения, в атмосфере принятия и понимания.

При проведении игровых этюдов важно учитывать необходимость соблюдения следующих моментов[1]. Сценарий этюда должен быть продуман заранее, подготовлены необходимые материалы (картинки, игрушки, музыку). Сама работа должна проводиться в доброжелательной атмосфере: важно создать в группе атмосферу доверия и поддержки.

Дети должны ощущать эмоциональную поддержку педагога, которому необходимо ободрять их в выражении их эмоций, не критиковать и не оценивать их. Также важно после каждого этюда обязательно проводить обсуждение, чтобы помочь детям осознать свои чувства и переживания. В работе следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его темперамент и эмоциональную чувствительность.

Этюды должны быть короткими, чтобы дети не теряли интерес. 5-10 минут на этюд – оптимальное время. Для лучшего усвоения материала необходимо повторять этюды несколько раз. Также нужно включать подобную деятельность в повседневную работу с детьми, используя возможности для проявления сочувствия и сопереживания в повседневной деятельности группы (например, при разрешении конфликтов, при чтении книг, при просмотре мультфильмов).

Таким образом, использование игровых этюдов – это эффективный и увлекательный способ развития сочувствия и сопереживания у детей 4-5 лет. Игровые этюды позволяют детям прожить различные эмоциональные состояния в безопасной и поддерживающей среде, учат их понимать и разделять чувства других. В будущем это позволит дошкольникам выстраивать здоровые и гармоничные отношения с окружающими.

Литература

  1. Житная И.В. Развитие сопереживания у детей дошкольного возраста. Монография. – Ульяновск: Зебра, 2021. – 69с.
  2. Ризванова С.С. Воспитание у детей дошкольного возраста умения сопереживать окружающим людям // Педагогика и психология: перспективы развития. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2018. – С.77-79.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] – URL: https: //fgos. ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 14. 02. 2025).
  4. Щеголева О. В. Игровые этюды как средство формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста / О. В. Щеголева // Молодой ученый. – 2015. – № 3 (83). – С. 861-862.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 20 (382) выйдет
7 июня 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год
Скачать Номер 12 (374) за 2025 год
Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год