Игровые этюды как средство воспитания у детей 4–5 лет сочувствия и сопереживания |
Воспитание | |
Автор: Хлыбова Анастасия Максимовна | |
28.05.2025 08:40 | |
Савинова Светлана Васильевна, Заведующий кафедрой, Кафедра педагогики и методики дошкольного и начального образования, Вятский государственный университет Хлыбова Анастасия Максимовна, студентка 3 курса, Направления подготовки 44. 03. 02. Психолого-педагогическое образование. «Педагогика и психология дошкольного образования» Вятский государственный университет Аннотация: в статье описывается значимость воспитания сочувствия и сопереживания у детей 4-5 лет в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Описывается сущность игровых этюдов как способа развития сочувствия и сопереживания. Приводятся основные механизмы использования игровых этюдов в работе с дошкольниками 4-5 лет. Ключевые слова: игровые этюды, дошкольники, воспитание сочувствия и сопереживания, эмпатия, эмоциональная поддержка.
Развитие сочувствия и сопереживания (эмпатии) у детей старшего дошкольного возраста является крайне актуальной задачей современного образования и воспитания, особенно в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Актуальность обусловлена следующими факторами. ФГОС ДО подчеркивает значимость социально-коммуникативного развития ребенка[3]. Сочувствие и сопереживание являются фундаментом для построения здоровых и гармоничных отношений с окружающими. Без способности понимать и разделять чувства других, ребенку сложно эффективно взаимодействовать со сверстниками, адаптироваться в коллективе, решать конфликты и строить дружеские связи. Сочувствие является важной составляющей эмоционального интеллекта, который в свою очередь, играет ключевую роль в успешной адаптации к жизни, эффективной коммуникации, и умении управлять своими эмоциями. Дети с развитой эмпатией лучше понимают себя и других, что помогает им в решении различных жизненных ситуаций. Развитие сочувствия снижает вероятность проявления агрессивного поведения. Ребенок, способный сопереживать жертве, с меньшей вероятностью будет участвовать в травле или проявлять жестокость. Кроме того, сочувствие и сопереживание лежат в основе формирования нравственных ценностей, таких как доброта, милосердие, сострадание, ответственность. ФГОС ДО ориентирован на формирование у детей «первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках» [3]. Сочувствие позволяет ребенку осознать ценность человеческой жизни, почувствовать свою причастность к обществу и ответственность за свои поступки. Сочувствие и сопереживание способствуют формированию активной гражданской позиции, готовности помогать другим, заботиться об окружающем мире. Ребенок, способный сочувствовать, более склонен к участию в благотворительных акциях, волонтерской деятельности, проявляет интерес к проблемам общества. Немаловажным является также еще и то, что дети с развитым сочувствием легче адаптируются к новым условиям школьной среды, устанавливают хорошие отношения с учителями и одноклассниками, более успешно осваивают учебный материал, поскольку умеют слушать и понимать других. Сочувствие и сопереживание улучшают коммуникативные навыки ребенка, способствуют развитию умения понимать не только вербальные, но и невербальные сигналы, что является важным условием для эффективного общения и сотрудничества. В современном мире наблюдается тенденция к разобщенности, индивидуализму и дефициту эмпатии. Социальные сети, виртуальная реальность, высокая конкуренция могут приводить к снижению чувствительности к чувствам других людей. Развитие сочувствия у детей является важным противодействием этим негативным тенденциям. Одним из эффективных способов развития сочувствия и сопереживания у детей 4-5 лет являются игровые этюды. Этюд – это слово из французского языка, которое значит «учение». В обучении детей, этюд – это небольшая сценка, которую придумывают прямо во время игры. Этюды помогают детям лучше говорить, правильно произносить слова, использовать разные интонации, красиво выражать свои мысли, улучшают память, внимание и учат координировать движения[4]. Занятия этюдами очень важны для развития чувств ребенка, помогают ему переживать разные эмоции и знакомиться с важными ценностями. Этюды учат детей понимать чувства других, сочувствовать и сопереживать героям, а также дают опыт общения и поведения в обществе. Преимущества использования игровых этюдов заключаются в следующем. Посредством этюдов дети вовлекаются в определенный эмоциональный опыт. Они активно включаются в игровой процесс, эмоционально проживают роли, что способствует лучшему пониманию и запоминанию. Кроме того, у детей происходит развитие эмпатии. С помощью игровых этюдов они учатся ставить себя на место другого человека, чувствовать его эмоции, понимать мотивы поведения. Происходит развитие невербальной коммуникации: дети учатся распознавать эмоции по мимике, жестам, интонациям. После этюда важно обсудить с детьми их чувства и переживания, что способствует развитию рефлексии и осознанности. Также игровые этюды позволяют детям выражать свои эмоции без страха осуждения, в атмосфере принятия и понимания. При проведении игровых этюдов важно учитывать необходимость соблюдения следующих моментов[1]. Сценарий этюда должен быть продуман заранее, подготовлены необходимые материалы (картинки, игрушки, музыку). Сама работа должна проводиться в доброжелательной атмосфере: важно создать в группе атмосферу доверия и поддержки. Дети должны ощущать эмоциональную поддержку педагога, которому необходимо ободрять их в выражении их эмоций, не критиковать и не оценивать их. Также важно после каждого этюда обязательно проводить обсуждение, чтобы помочь детям осознать свои чувства и переживания. В работе следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его темперамент и эмоциональную чувствительность. Этюды должны быть короткими, чтобы дети не теряли интерес. 5-10 минут на этюд – оптимальное время. Для лучшего усвоения материала необходимо повторять этюды несколько раз. Также нужно включать подобную деятельность в повседневную работу с детьми, используя возможности для проявления сочувствия и сопереживания в повседневной деятельности группы (например, при разрешении конфликтов, при чтении книг, при просмотре мультфильмов). Таким образом, использование игровых этюдов – это эффективный и увлекательный способ развития сочувствия и сопереживания у детей 4-5 лет. Игровые этюды позволяют детям прожить различные эмоциональные состояния в безопасной и поддерживающей среде, учат их понимать и разделять чувства других. В будущем это позволит дошкольникам выстраивать здоровые и гармоничные отношения с окружающими. Литература
|