Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие социальной компетентности у старших дошкольников.
Занятия с детьми
Автор: Гончарова Ирина Ивановна   
02.06.2018 19:31

Развитие социальной компетентности у старших дошкольников.Развитие социальной компетентности у старших дошкольников.

Гончарова И.И

Важным составляющим дошкольного детства является развитие такого качества у ребёнка как социальная компетентность. Согласно И.А Зимней «социальная компетентнocть – это собирательное понятие, определяющее уровень социализации человека, высший уровень его социальной активности и освоения действительности, личностное свойство, обеспечивающее взаимоотношения человека с миром на основе его отношения к себе, к обществу, к деятельности». [1; 16].

Социальная компетентность и методы её развития изучаются педагогами и психологами (К. А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, И.А. Зимняя, И.С. Кон, В.Н. Куницина, Б.П. Парыгин, А.В. Петровский, и др.) [2; 54]. Исследователи отмечают, что социальная компетентность имеет свои особые характеристики в зависимости от возраста человека.

Старший дошкольный возраст примечателен тем, что в этот период ребёнок старается максимально соответствовать образцам взрослых. И главное при этом создать ситуацию положительного примера, так как он послужит основой для дальнейшего формирования мировоззрения и способов поведения дошкольника в будущем.

 

Несформированность умения правильно поступать в той или иной ситуации пагубно влияет на дальнейшею социализацию личности. Вот почему мы так часто наблюдаем проявление агрессивности, жестокости в современном мире. Такие последствия имеют свои истоки из детства, когда закладывались основы поведения в будущем.

Социальная компетентность в детском возрасте предполагает умение сочетать свои биологические ритмы с социальными ритмами. Развитие данной способности у ребёнка должно проходить с непосредственной помощью взрослого. Необходимо проводить беседы с дошкольниками о правилах поведения в обществе, об этикете речевого общения. Играя, можно создавать типичные проблемные ситуации и вместе с детьми находить способы их решений. Акцентировать внимание также стоит на эмоциональном фоне общения. Важно научить ребёнка старшего дошкольного возраста понимать настроение других людей, внимательно слушать собеседника, спокойно реагировать в случае конфликта.

Основные задачи детского сада для развития социальной компетентности воспитанников:

  1. Обогащение развивающей среды играми и методическими пособиями на развитие коммуникативных способностей детей.
  2. Привлечение родителей к активному сотрудничеству с детьми в коллективных делах.
  3. Способствовать доброжелательности, отзывчивости детей на ярких примерах сказочных персонажей.
  4. Организация деятельности, направленной на индивидуальность детей и в то же время на их социализацию.
  5. Коррекция социального развития ребёнка по результатам исследований.

Достаточно эффективны в формировании социальной компетентности у старших дошкольников совместные практикумы по созданию творческого продукта. Данный вид деятельности способствует взаимодействию в системах «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», развивается умение находить компромисс. Например, можно организовать совместную деятельность группы детей (допустим, при изготовлении аппликации по образцу), в которой отдельные части работы будут выполняться разными детьми, затем их объединяют в единый продукт. У дошкольников возникают положительные эмоции в момент соединения отдельных частей в красивый предмет. Таким образом, совместная деятельность побуждает ребёнка больше общаться, помогать друзьям, учит ценить труд людей.

Организация всевозможных праздников с фотовыставкой, с совместным участием всех детей и их родителей также благотворно влияет на развитие социальной компетентности старших дошкольников. Праздники вдохновляют ребенка, дополняют его знания об окружающем мире, побуждают к творчеству. Совместная деятельность всех участников праздника даёт уникальные возможности для развития партнёрских отношений, установления доверительного контакта между ребёнком и социумом. Именно на праздниках дети учатся играть друг с другом и не ссориться. А продумывая праздничную программу вместе с детьми, мы учим их планированию своих действий, заботе друг о друге.

Литература

  1. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / Зимняя И. А. // Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
  2. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2005. 688 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год