Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методическая разработка по приобщению детей к искусству «Сделаем жизнь наших детей ярче»
Занятия с детьми
Автор: Загородняя Ирина Иоганесовна   
13.04.2019 18:26

Методическая разработка по приобщению детей к искусству «Сделаем жизнь наших детей ярче»Методическая разработка по приобщению детей к искусству «Сделаем жизнь наших детей ярче»

Приобщение детей к искусству – одна из тех педагогических проблем, которые всегда являются современными и актуальными. Программа дошкольного образования декларирует этот раздел работы как один из основных, способствующих воспитанию у детей таких важных качеств, как эстетические потребности, творческая активность, художественный вкус и, наконец, — эмпатия умение тонко чувствовать настроение, эмоциональные переживания другого человека.

У нас в ДОУ студия «Цветик-семицветик» в этом году продолжила свою работу, с детьми дошкольной разновозрастной группы. В группе появились новые дети, они старше остальных детей на год. Так как группа разновозрастная, возможности у детей разные, поэтому и изобразительное творчество в рисовании, лепке, аппликации, эко пластике и оригами должно быть интересным.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является связующим понятием в системе эстетического воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

 

Исходя из этого, я поставила перед собой целый комплекс взаимосвязанных задач:

  • в рисовании совершенствовать технику рисования гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получились новые цвета и оттенки; легко, уверенно пользоваться кистью – умело проводить линии в разных направлениях); учить рисовать акварельными красками; показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков (разные оттенки желтого при изображении осенних листьев, два-три оттенка красного цвета при изображении яблока); познакомить с приемами рисования простым карандашом, цветными, восковыми мелками, углем, сангиной;
  • в лепке учить детей анализировать форму предмета, объяснить связь между пластической формой и способом лепки; совершенствовать изобразительную технику – продолжать освоение рельефной лепки (натюрморт, портрет), скульптурного способа или лепки из целого куска путем вытягивания и моделирования частей; показать способ лепки, предлагать на выбор приемы декорирования лепного образа (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой);
  • в аппликации показать новые способы создания образов: симметричное вырезание из сложенной вдвое бумаги для изображения симметричных или парных предметов, силуэтное вырезание по нарисованному контуру; накладная аппликация для получения многоцветных образов, несложный прорезной декор (круги, полукруги, елочки) для изготовления ажурных изделий (салфетки); в коллективной работе создавать орнаментальные аппликации (панно, фризы, коллажи);
  • в эко пластике создавать оригинальные картины, изделия и композиции из природного материала.
  • в технике оригами способствовать развитию конструктивных и творческих способностей с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка; развивать способность анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, схемам, заданным условиям, формировать умение действовать в соответствии со словесными инструкциями педагога. Развивать мелкую моторику пальцев.

Овладение техникой – это не только освоение основ, но и средство обобщения ребенком своего представления о том или ином эстетическом объекте и способах передачи впечатления о нем в конкретном продукте (рисунке, коллаже, пластике, оригами).

При подготовке к организационной образовательной деятельности пользовалась методическими рекомендациями:

  1. Т.С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду»;
  2. Т.С. Комаровой «Развитие у дошкольников творчества»;
  3. Частично использовала парциальную программу под редакцией Н.Г. Третьяковой «Обучение детей рисованию в детском саду»;
  4. «Использование барельефной лепки в работе с детьми под редакцией Митрохович Т.И.;
  5. Развитие творческих способностей дошкольников (методическое пособие) под редакцией Котова Е.В.

Для составления плана работы по дополнительному образованию частично использовала материалы из книг:

6. «Оригами в детском саду» под ред. С Мусиенко, Г.Бутылкиной; 7. «Художественный труд в детском саду» под ред.

И.А. Лыковой; «Уроки рисования», «Уроки лепки» под ред. Л.В. Кусаковой;

8. «Нетрадиционные техники рисования» под ред Т.А. Цквитария;

9. «Детский сад и семья» — изобразительное творчество от колыбели до школы. Под ред. И.А. Лыковой.

В начале учебного года в октябре – ноябре и в конце учебного года март – апрель проходит мониторинг детского развития. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения детей данной программы и влияние образовательного процесса, на развитие детей. Так как группа разновозрастная, возможности у детей разные, поэтому и изобразительное творчество в рисовании, лепке, аппликации, эко пластики и оригами сложно проанализировать в одной таблице. По каждому виду деятельности составляла диагностические методики. Перед началом обследования предупреждала о том, что работать нужно самостоятельно. Каждое задание объясняла и давала время на его выполнение. После проведения диагностического обследования оценивала результаты каждого ребенка и заносила их в таблицы, которые дают возможность проследить динамику детского развития и проанализировать трудности, возникающие в образовательном процессе.

  • По результатам вводного (ноябрь) обследования планировала индивидуальную и коррекционную работу. Анализ таблиц развития, позволяет оценить эффективность программы, значимость индивидуального подхода и коррекционной работы с детьми.

При перспективном планировании работы студии я ставила перед собой комплекс взаимосвязанных задач: на занятиях по рисованию мы с детьми не только рисовали, но и экспериментировали с красками: «Зеленый май», «Солнечный цвет», «Я рисую море»; рисовали в технике «по мокрому» (цветовая растяжка)«Весеннее небо». Рисование – фантазирование с элементами аппликации «Домик с трубой и сказочник дым»; рисование – фантазирование «На далекой, удивительной планете…» с элементами аппликации. Интегрированное мероприятие «Нежные подснежники» — аппликация с элементами рисования. Рисовали по представлению «Милой мамочки портрет», рисовали с опорой на фотографию «Папин портрет». Интересные темы подбирала для декоративного рисования – «Волшебные снежинки» (краски зимы); «Солнышко, нарядись! Красное, покажись!». Совместно с педагогом по экологии подготовили и провели открытое интегрированное познавательное мероприятие «Превращение гусеницы» — рисование-фантазирование с элементами объемной аппликации. Итогом этого мероприятия явилась выставка детских работ «Разноцветная полянка», которая украсила фойе ДОУ.

Во время проведения мероприятий по аппликации старалась заинтересовать детей новыми способами создания образов: ленточная аппликация «Дружные ребята»; аппликация с элементами рисования «Снеговики в шапочках и шарфиках»; аппликация с элементами конструирования «Елочки-красавицы» (панорамные новогодние открытки); рисование с элементами аппликации «Заснеженный дом»; аппликация (бумажная пластика) с элементами рисования «По морям, по волнам…»; аппликация декоративная с элементами оригами, рисования – «Солнышко, улыбнись!»; аппликация с элементами рисования «Нежные подснежники»; аппликация коллективная – «Цветы луговые» (панорамная композиция). Коллаж из засушенных листочков и цветочных лепесточков «Самолеты-вертолеты»

Во время проведения мероприятий по лепке — дети учились лепить рациональным способом, развивали глазомер, чувство формы, композиции, декорировали лепной образ. Особенно увлекательно прошли следующие мероприятия по лепке: «Веселые человечки» (малыши и малышки); барельефная лепка «Медальон-миниатюра»; лепка декоративная рельефная «Листья танцуют и превращаются в деревья»; лепка декоративная из пластилина или соленого теста «Весенний ковер» (плетение из жгутиков); тесто пластика «Натюрморт в корзинке»; тесто пластика «Листики-листочки, цветы-цветочки»; тесто пластика «Звонкие колокольчики».

Нашим детям очень понравилось превращать обычный листок бумаги в самые разные фигурки, изображающие зверей и птиц, деревья и цветы, корабли и самолеты. Начинали с воздушного змея, вспомнили, как складывают лодочку. Затем моделировали новогодние игрушки из ваты и бумаги «Снегири и яблоки». Техникой оригами складывали елочки, деда мороза, зайчика. Развивала интерес у детей к изготовлению фигурок в технике оригами «Двухтрубный корабль», знакомила детей с изготовлением цветов в технике оригами «Цветы».

На протяжении всего года создавала условия для того, чтобы дети, посещавшие ИЗОстудию, могли реализовать свои потребности в изобразительной деятельности в полной мере. Творческий подход к созданию развивающей среды, доступность изобразительных материалов, индивидуальный подход в обучении и оценке детских работ создает положительный эмоциональный настрой и формирует у дошкольников установку на успех, что очень важно в организации продуктивной деятельности. Но, что бы мы ни делали, всегда с нами рядом родители наших воспитанников.

1. Начиналось наше взаимодействие с привлечения родителей к подбору познавательной литературы для развивающей среды ДОУ.

а) собирали и приносили природный материал, для работ по эко пластике;

б) в групповой комнате коллекционировали самодельные игрушки (сделанные в семье), для развития нестандартного мышления и воображения.

2. Уголок для родителей «Сделаем жизнь наших детей ярче» — обновлялся по темам:

а) «Особенности развития детского восприятия и творчества из природного материала».

б) «В некотором царстве, в бумажном государстве…» — заинтересовать изготовлением поделок из бумаги в технике оригами.

в) «Творим без кисточки» — техника рисования ручками, ножками, пальчиками.

г) «Что такое тесто пластика?» — об искусстве созданий объемных и рельефных изделий из теста.

3. Совместно с родителями и педагогами группы проводились мероприятия к праздникам: «День Матери», «День пожилого человека», «Новогодние развлечения», «Рождественские встречи», «Масленичные посиделки», «Праздник наших пап», «День Земли» и много других. Ко всем этим мероприятиям проводилась подготовительная работа, оформлялись выставки детских работ, творческие выставки родителей с детьми.

Организация совместных творческих выставок-конкурсов повышает авторитет семьи в глазах ребенка; способствует развитию общения с разными поколениями; позволяет лучше понять родителям ребенка. Выставки помогли раскрытию талантов всех: и детей, и взрослых.

4. Предлагала детям вместе с родителями выполнять домашние задания – этим родители оказывали неоценимую помощь, закрепляя умения и навыки, полученные в процессе работе с воспитателем, педагогом.

5. Заучивали стихи, загадки по темам.

6. Творческий союз семьи и детского сада укрепляется при обсуждении серьезных проблем воспитания и развития детей. Темы для обсуждения предложили родители. Значима и интересна работа творческой гостиной: «Как рисуют дошколята» — о психологических особенностях рисунка детей; «Великий квадрат не имеет предела…» — об организации занятий дома.

7. Проведен мастер-класс и практикум для родителей: «Уроки рисования» — учились рисовать человека – «Я и моя семья», «Веселые человечки».

В летний период планирую продолжить свою деятельность в тесном контакте с педагогами и специалистами, в соответствии с программой.

Проводить коррекционно-развивающую, индивидуальную работу со своими воспитанниками. Обеспечивать строгое выполнение установленного режима дня и сетки занятий. Проводить индивидуальное консультирование родителей по воспитанию детей в семье, привлекать их к активному сотрудничеству с детским садом.

В дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью для ребенка просто необходимы, и задача взрослых, и моя – помочь детям увидеть прекрасное, научиться понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Если ребенок не получил соответствующих знаний, умений, навыков в этой области, это сковывает его самостоятельность; напротив, овладевая способами деятельности, навыками и умениями, он усваивает опыт, накопленный человечеством в художественной сфере. «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев… чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», — писал В.А Сухомлинский.

Моя работа приносит мне удовлетворение и радость от общения с маленькими «художниками»!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год