Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Игры с правилами в дошкольном возрасте
Занятия с детьми
Автор: Голубцова Марина Анатольевна   
18.02.2020 23:37

Игры с правилами в дошкольном возрастеИгры с правилами в дошкольном возрасте

«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего» Н. К. Крупская

С точки зрения ребенка, игра — это получение максимального удовольствия от жизни.

С точки зрения специалиста, игра- это ведущий в детском возрасте вид деятельности, который дает ребенку возможность развиваться.

С точки зрения родителей, игра -это беспокойство, хлопоты и беспорядок в комнате.

В чем воспитательная ценность игр с правилами?

В исследовании Е. Е. Кравцовой (1996) определено, что игра с правилами учит детей договариваться, уступать друг другу, продолжать действие, начатое другим ребенком, вступать как в сотрудничество, так и соперничество с другими детьми. Такие игры способствуют становлению нормативной регуляции поведения – контролю выполнения правил, стремлению к успеху в достижении результата, способности «пережить неудачу» и принять успех сверстника (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова, 1999).

 

В исследовании А. В. Третьяк (2006) доказано, что в играх с правилами происходит развитие взаимодействия детей старшего дошкольного возраста, которое характеризуется эмоционально-положительной направленностью, самостоятельностью организации в соответствии с правилами игры и нормами общения, творческой активностью.

Играя, дети могут по-разному проявлять себя. Они взаимодействуют то в парах (с ведущим или партнером), то в тройках или четверках, то со всей группой. Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным.

Почему детям важно научиться играть в игры с правилами?

В чем особенность игр с правилами?

Сущность данного вида игр составляет наличие открытых правил, состязательных отношений между играющими и результата – выигрыша.

В самостоятельной деятельности детей игра с правилами появляется к старшему дошкольному возрасту, но основа для нее закладывается гораздо раньше.

В образовательном процессе детского сада используются следующие игры с правилами:

Настольные

Подвижные

Игры-состязания

Командные (коллективные)

Типы игр с правилами

игры с правилами «на удачу», в которых выигрыш не зависит от умственной или физической компетентности ребенка (по типу лото, гусёк);

игры с правилами, основанные на умственной компетентности ребенка (например, игры-головоломки, лабиринты);

игры с правилами, основанные на физической компетентности ребенка (например, подвижные игры соревновательного типа);

Какие существуют виды правил?

  • Нормативные правила (или нормативные способы регуляции совместной деятельности, реализующие моральный принцип справедливости «играть надо честно») – формы жребия, очередность.
  • Собственно игровые правила (конкретные предписания, определяющие действия участников в каждой игре — регламент действий участников).
  • Правила установления выигрыша — определения победителя, которые позволяют зафиксировать первенство одного из играющих ( «Тот, кто раньше всех…тот выигрывает», «Кто больше всех…, тот выигрывает»).

Структура игры

 Выбор игры (выбор воспитателя, по желанию детей)

 Сбор детей на игру (по условному сигналу, с помощью «зазывалок», с помощью посыльных)

 Обсуждение правил игры

Установка на выигрыш (постановка задачи)

Распределение функций между участниками (очередность, жеребьевка, считалка)

 Игровой цикл (ход игры)

 Завершение цикла игры, определение выигравшего;

 Переход к новому игровому циклу.

Общая схема процесса развертывания игры с правилами

  • Играющие занимают paвные исходные позиции, то есть функционaльные места в игрe распределяются с paвной для всех вoзможностью.
  • Развopaчивается игровой цикл, то есть реализуются конкретные дeйствия, предполагаемые игpoй.
  • Завершается цикл опpeделением выигравшего.
  • Для повторения игрового цикла внoвь определяются исхoдные пoзиции играющих.

Распределение функций между участниками

Виды жеребьёвок:

Метка

Палка

На кулачках

С предметом (-ами)

Виды считалок:

  • Считалки – жеребьёвки, с выбором (деление на пары или команды);
  • Заумные считалки;
  • Считалки-числовки;
  • Считалки-заменки (замена последней строчки);

Этапы формирования игры с правилами

1. этап: начальный этап, осваиваемый ребёнком в младшем

дошкольном возрасте — реализация поочерёдного взаимодействия со сверстником, например, катание машинки друг другу. Средством формирования на этом этапе является образец, продемонстрированный взрослыми. На этом этапе ребёнок добровольно подражает образцу, ему предложенному, и в этом заключается соблюдение правила.

2. этап: освоение детьми специфической характеристики игры с правилами-установки на выигрыш. Средством формирования на этом этапе служит совместная игра взрослого с детьми, включающая уже полную схему игры с правилами. Играя с детьми, взрослый отчётливо выделяет для детей принципиально важные моменты построения игры: реализация цикла, фиксация выигрыша, переход

к следующему циклу и т. д.

3. этап: создание условий для придумывания детьми правил

самостоятельно, и соглашения относительно их соблюдения, с сохранением при этом всех специфических черт игр с правилами (выигрыш, цикличность и т. д.).

Становление совместных игровых действий по правилу у детей 2,5 – 4 лет.

Задачи формирования игры:

- формировать общие схемы взаимодействия, умение произвольнодействовать по 1-2 простым правилам.

Стратегия поведения взрослого:

-втягивать детей в игру выступая заинтересованным участником, задающим образец действий и одновременно ведущим игру, подающим сигнал к действию.

Тип игры с правилами:

  • простые подвижные игры с действиями по правилу (сигналу)

игры с поочерёдными простыми результативными действиями с игровым предметом.

Эффективная тактика формирования игры с правилами

в работе с детьми 2,5 — 4 лет:

  • включать в игру 1-2 детей или небольшие подгруппы (по желанию)
  • занимать в игре позицию участника, проявляющего интерес к игровым действиям и их результатам
  • использовать эмоциональные образцы игрового взаимодействия взрослых или старших детей

усиливающие привлекательность игры для ребёнка.

Неподходящая тактика-

- включать всех детей группы во фронтальную игру как в

обязательное занятие;

  • занимать отстранённую позицию организатора и контролёра за действиями детей

- использовать только вербальные объяснения правил игры без демонстрации игрового поведения.

Освоение общей схемы игры с правилами детьми 4 – 5 лет.

Задачи формирования игры:

-формировать представление о выигрыше, установку на него, умение использовать правила определения выигрыша, умение взаимно контролировать соблюдение правил в игре.

Стратегия поведения взрослого:

- выступать заинтересованным участником игры, равноправным партнером демонстрируя стремление к выигрышу, задавая образец контроля за соблюдением правил.

Тип игры с правилами:

- настольные игры на удачу, максимально освобождённые от

сюжетного контекста (лото, «гусёк»);

- игры с результативными действиями на ловкость с элементами удачи, где легко сопоставляются результаты участников для определения выигрыша.

Эффективная тактика формирования игры с правилами

с детьми 4,5 — 5,5 лет:

  • участвовать в игре, занимая позицию заинтересованного партнёра
  • для формирования установки на выигрыш втягивать детей в совместную деятельность, используя игры на удачу
  • в используемых играх сводить к минимуму сюжетный контекст (сюжетное поле для «гуська», сюжетные картинки в лото), который уводит детей в сюжетную игру и затушёвывает специфические особенности игры с правилами

- в каждой новой игре специально подчёркивать правила

установления выигрыша, акцентировать момент определения результата (кто выиграл, кто проиграл) в каждом коне игры;

  • включаясь в игру, играть с детьми несколько конов подряд, чтобы дети могли усвоить правила перехода от одного цикла к другому с перераспределением функций, а также, чтобы большинство участников побывали в позиции как выигравшего, так и проигравшего и никто не чувствовал себя ущемлённым

-в игре с детьми использовать при перераспределении функций между циклами главным образом правило: «Кто выиграл, тот... (ходит первым, становится ведущим и т. п.)», подчёркивая тем самым значимость выигрыша для дальнейшей игры, используя его как внутренне присущую игре с правилами награду победителю, дающую ему преимущественные права в следующем коне.

Неподходящая тактика:

- занимать позицию лишь организатора игры, предоставляя

детям лишь игровой материал;

- вводить представление о выигрыше, используя сразу

смешанные типы игры с правилами, требующие физической

и умственной компетенции;

  • стараться усилить привлекательность игры с правилами для детей не за счёт её самой, а за счёт обрамляющего её сюжета
  • в новых играх останавливать внимание детей на конкретных правилах действия, требовать их соблюдения без выделения правил определения и момента выигрыша
  • прекращать совместную игру с детьми после первого кона

считая это достаточным и предоставляя их самим себе;

- в ходе перераспределения функций при переходе от одного

цикла игры к последующему предлагать детям только правило очерёдности ( «Все будут ведущими по очереди» или «Сейчас Петя ходит первым, а в следующий раз Маша будет первой» и т. п.), снижая тем самым установку на выигрыш и его ценность для детей.

Пути усложнения игры с правилами у детей 5 – 7 лет.

На 6 г.ж. у детей повышается значимость выигрыша, формируется умение придумывать новые правила игры и согласовывать их. Взрослый, участвуя в игре, демонстрирует детям, как можно изменять игровые правила. Необходимость в изменении правил появляется тогда, когда в наборе для настольной игры отсутствует один из необходимых элементов (например, кубика, при помощи которого определяется количество шагов фишки в играх гусёк). Для стимулирования правилотворчества детям может быть предложен новый незнакомый материал, при этом воспитатель занимает позицию «незнающего правил». Эффективным средством является объединение в одном наборе элементов разных игр (например, карточек от лото и кубика от игры гусёк). Придуманные детьми правила являются более ценными для них, чем готовые правила, усиливают взаимный контроль их соблюдения.

В любом возрасте детям должен быть предоставлен материал и время для самостоятельных игр с правилами без непосредственного участия взрослого. Критерием эффективной организации игр с правилами выступает нарастание детской самостоятельности в них, возможности взаимодействовать со сверстниками и организовать свой досуг.

В процессе создания новых игр существуют средства:

  • полифункциональный игровой материал, стимулирующий творческую активность детей (отсутствие существенного элемента в игре);
  • Внесение незнакомого игрового материала;
  • Разнообразить правила действия с дидактическими целями (ход в игре по сумме двух бросков кубика, удваивать сумму выпавших очков, сокращение сроков выполнения действий);
  • Усложнение правила игры за счет внесения в них «запретов»

Использовать в игре с правилами новые формы организации ее участников;

  • Вводить в уже известную игру элементы творческой активности (усложнять придуманными детьми новыми правилами).
  • Стимулирование развития «правилотворчества» и создание игр «с нуля».

Систематическая работа по формированию игры с правилами, не только способствует общему развитию детей, но и существенно облегчает их подготовку к обучению в школе, где становятся особенно важными, с одной стороны, умения подчиняться обязательным нормам и правилам, с другой – проявлять творческую активность, а также умение принимать временную неудачу, не отказываясь от попыток достичь успеха в дальнейшем.

Литература:

1. МихайленкоН. Я., КоротковаН. А «Игры с правилами в дошкольном возрасте»

Академический Проект Москва 2002г

2. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. Пособие для воспитателя дет. сада / под ред. Марковой Т.А. — М.: Просвещение, 1982. -128с.

3. Козак О.Н. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет» — СПб.: Издательство «Союз», 2002. -336 с.

4. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983. -192 с.

5. Калинченко, А. В., Микляева, Ю. В., Сидоренко, В. Н. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 112 с.

6. Скоролупова, О. А., Логинова, Л. В. ИГРАЕМ?. ИГРАЕМ! Педагогическое руководство играми детей дошкольного возраста. – М.: Издательство «Скрипторий», 2006. – 110 с.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год