Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Фейсбук

Подписаться на facebook.com
«Турниры, как одна из форм интеллектуальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Занятия с детьми
Автор: Горелова Анна Анатольевна   
13.01.2021 20:25

«Турниры, как одна из форм интеллектуальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»«Турниры, как одна из форм интеллектуальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Горелова А.А.

Основным видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры вносят разнообразие в процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

В своей практике я использую игровые виды деятельности, но хотелось бы остановиться подробнее на таком формате как «Интеллектуальные турниры». При составлении заданий учитываю знания и умения детей из разных образовательных областей, соответствующие возрасту. При активном участии в таких мероприятиях у детей наблюдается повышение интереса к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей, соревновательности. Особенно это важно в предшкольный период.

 

Скачать конспект

Турниры, как одна из форм интеллектуальной деятельности, оказывает на ребенка определенное просветительное и воспитательное влияние, способствуя развитию интеллектуально-творческого потенциала ребенка, его познавательных способностей, расширению кругозора, развитию стремления использовать знания в повседневной жизни.

Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных состязаний, чрезвычайно важен для дальнейшей жизни дошкольника. В ходе соревнований ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, учится рисковать, выигрывать и, что особенно важно, проигрывать (учиться не давать переживаниям заглушать способность думать, сопереживать и надеяться). Именно соревнования, состязания, конкурсы традиционно рассматриваются как действенные пути выявления и реализации неординарных возможностей юных дарований.

По мнению большинства педагогов-практиков педагогический эффект от интеллектуальных турниров заключается в том, что позволяет:

  • моделировать жизненные ситуации борьбы (состязательности) и соревновательности
  • создавать условия для взаимодействия и взаимопомощи
  • сплачивать временный коллектив. Мы заметили, что в период игры, та сплоченность детей, которая возникает, длится еще какое-то время. Безусловно, на это влияет и результат игры. Чем более успешна была команда, тем дольше она хочет оставаться в таком же составе и в следующих групповых мероприятиях
  • выявлять личностные качества играющего ребенка — находчивость, решительность, настойчивость, коммуникабельность, честность. Каким бы ни было сильным желание выиграть, ребенок не должен играть не по правилам. Правила определяют не только содержание той ситуации, которая ограничена викториной, а и формируют поведение человека. Очень трепетно дети относятся к своим ошибкам и, помня про оценочную систему, стремятся как можно быстрее найти ошибки или недочеты, порой помогая другим членам команды
  • получать удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других
  • развивать нестандартное самостоятельное мышление, интуицию, чувство юмора. Участие в интеллектуальных играх требуют от детей развития своего хронотопа (совокупности личностных представлений о пространстве и времени), поскольку одним из их условий является ограничение времени, что предполагает необходимость его структурирования
  • проявлять те свои положительные качества, которые в обыденной жизни не находят применения. Ребенку приятно делать то, что вызывает в нем ощущение уверенности и мастерства.

Такой игровой формат, ориентированный на развитие нестандартного самостоятельного мышления, интуиции, чувства юмора, интеллектуальной реакции, позволяет развить свой тайм-менеджмент. Важным условием в игре является жесткое ограничение времени, которое требует от ребенка сначала понимать, а потом и структурировать последовательность выполнения заданий.

Независимо от вида интеллектуальной игры и условия ее проведения, необходимо соблюдать ряд правил:

  • доступные для понимания детей правила. Особенно важно соблюдение этого требования, когда участники заранее не подготовлены и их состав случаен. При сложные правилах возможна потеря интереса к деятельности у детей до начала самой игры
  • охват всех воспитанников группы в процесс интеллектуальной игры
  • интерес должен сохраняться на всем протяжении турнира
  • подбор заданий турнира должен соответствовать интеллектуальным, психическим и физическим возможностям ребенка.

Само определение викторин подразумевает соревновательный подход в деятельности. Чтобы соревновательность возникла, необходимо противопоставление играющих друг другу, будь то парная игра или командная. Дух соперничества в наибольшей степени проявляется там, где играющие знают друг друга – одна группа детского образовательного учреждения против другой, одна команда группы против другой и т.д. В этих случаях игра проходит с большим азартом.

Обязательный элемент соревновательных викторин — жюри, в обязанность которых входит следить за соблюдением правил и, если это предусмотрено, оценивать проведение викторины и определять победителя.

Вашему вниманию предлагаю сценарий «Интеллектуального турнира» для воспитанников подготовительной группы по мотивам сказки-пьесы С.Маршака «Двенадцать месяцев».

Цель: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем развития познавательных способностей.

Задачи:

Обучающие: способствовать закреплению полученных знаний, умений и навыков; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим, логическим и художественным содержанием;

Развивающие: развивать умение следовать правилам; проявлять находчивость, любознательность; стимулировать к индивидуальному поиску путей решения заданий,

Воспитывающие: вызвать у детей чувство соревновательности, удовольствия, радости от игр развивающего характера; активизировать творческое воображение, фантазию.

Оборудование:

  1. Проектор, для демонстрации презентации.
  2. Раздаточный материал.
  3. Музыкальное сопровождение.

Сценарий.

(Звучит музыка. В зал заходит Королева, сидится за стол и пишет. Учитель-профессор диктует ей.)

Королева: Терпеть не могу писать! Все пальцы в чернилах! Ну ладно, диктуйте!

Профессор:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

(Королева пишет)

Королева: «В сени к нам летит» … Ну ладно, хватит! А теперь расскажите мне что-нибудь интересное!

Профессор: Что-нибудь интересное? О чем же?

Королева: Ну, не знаю, что-нибудь новогоднее… Ведь сегодня канун Нового года.

Профессор: Хорошо! Год, Ваше Величество, состоит из 12 месяцев.

Королева: В самом деле?

Профессор: Да! Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы. Март, апрель, май – весенние. Июнь, июль, август – летние и сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние. И никогда не бывает, чтобы февраль наступил раньше января, а сентябрь раньше августа.

Королева: А если бы я захотела, чтобы сейчас наступил апрель?

Профессор: Это невозможно, Ваше Величество!

Королева: А если я издам закон и поставлю большую печать?

Профессор: Это не поможет! Да и вряд ли это нужно Вашему Величеству! Ведь каждый месяц приносит свои подарки и забавы! Декабрь, январь и февраль – катание на коньках, новогоднюю елку. В марте начинает таять снег, в апреле появляются первые подснежники.

Королева: Я не хочу ждать!!!

Профессор: Ваше Величество! Но законы природы…

Профессор: Ребята, что мне делать? А вы любите учиться?

Дети: да

Профессор: Сейчас я вам загадаю несколько загадок, хочу узнать как королева и вы их отгадаете.

Загадки Ответы королевы и детей

Зимой в берлоге,

Видит сон,

Лохматый, косолапый… Королева: Слон.

Дети: Медведь.

С пальмы вниз,

На пальму снова,

Ловко прыгает… Королева: Корова.

Дети: Обезьяна.

В теплой лужице своей,

Громко квакал… Королева: Воробей.

Дети: Лягушонок.

Профессор: Дети, помогите мне, пожалуйста, убедить королеву в том, что надо учиться. Без знаний невозможно жить. Поможете?

Дети: конечно!

Профессор: Тогда проходите за столы, усаживайтесь поудобнее и приступаем к решению заданий. За каждую правильно решенную задачу вы будете получать баллы. Удачи всем!!!

Задание №1.

Определи положение звука в слове. Закрасьте нужный квадратик в схеме, где вы считаете, что расположен звук м.

Задание №2.

Нарисуй путь зайчика, согласно схеме

Задание №3. Творческое ( «Превращение геометрических фигур»).

Перед вами лежат листочки. На них изображены геометрические фигуры. (Подумайте, на что они похожи) Попробуй дорисовать их до предметов. Если все фигуры ты сможешь объединить в один сюжет, то получишь не 2, а целых 4 балла.

Физминутка. (Муз. пауза. Парный танец)

Задание №4.

Прослушайте внимательно стихотворение С.Маршака «Где обедал воробей». Постарайтесь запомнить последовательность событий. После прочтения, предлагаем детям расположить по порядку появления героев в стихотворении.

Задание №5. С помощью палочек Кюизинера, сложи волшебные снежинки, согласно схеме

Подведение итогов.

Вручение сертификатов участникам турнира.

Совместная фотография.

Список использованной литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
  2. Всероссийская научно-практическая конференция "Современные образовательные технологии в системе дошкольного образования: новые решения и возможности". – Москва, Берлин: Директ-медиа, 2020.
  3. Конспекты организованной образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС / Акрамова О.В., Артюшкина Т.В. — Детство-Пресс, 2019. — 288с.
  4. Маршак С.Я. "Двенадцать месяцев". — М.: АСТ, 2014.
  5. Шорина С.В. Интеллектуально-познавательные игры и игровые методики. — М.: Педагогика, 2005.
  6. Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет/ Сост. Н.А. Гоголева, Л.В. Цыбирева/ Под ред. М.Д. Маханевой. — М.: ТЦ Сфера, 2019.

Интернет-ресурсы:

  1. Горелова А.А. Турнир как способ выявления и реализации неординарных возможностей у ребенка. 24. 12. 2020 — Электронный ресурс – Режим доступа -https: //sch338tn. mskobr. ru/edu-news/4006
  2. Официальный сайт Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы "Школа № 338 имени Героя Советского Союза А.Ф. Авдеева" – Электронный ресурс – Режим доступа — https: //sch338tn. mskobr. ru/#/
  3. Схема снежинки из палочек Кюизинера – Электронный ресурс — Режим доступа — https: //www. pinterest. ru/pin/641763015622786014/
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 3 (174) выйдет
17 января 2021

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 2 (173) за 2021 год
Скачать Номер 1 (172) за 2021 год
Скачать Номер 50 (171) за 2020 год
Скачать Номер 49 (170) за 2020 год
Скачать Номер 48 (169) за 2020 год
Скачать Номер 47 (168) за 2020 год
Скачать Номер 46 (167) за 2020 год
Скачать Номер 45 (166) за 2020 год
Скачать Номер 44 (165) за 2020 год
Скачать Номер 43 (164) за 2020 год
Скачать Номер 42 (163) за 2020 год
Скачать Номер 41 (162) за 2020 год