Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Наглядные дидактические игры как эффективное средство работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Занятия с детьми
Автор: Суханова Ирина   
28.01.2023 21:45

Наглядные дидактические игры как эффективное средство работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗНаглядные дидактические игры как эффективное средство работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

И.А. Суханова, воспитатель МАДОУ «Детский сад №250», г. Челябинск

Эффективность педагогической работы с детьми дошкольного возраста, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), во многом обусловлена выбором применяемых средств. Наш опыт показывает, что значительные результаты в развитии детей с ОВЗ достигаются посредством применения наглядных дидактических игр. Раскроем подробнее наш опыт использования таких игр в МАДОУ «Детский сад №250» города Челябинска.

Прежде всего, отметим, что в педагогической науке вопросы применения дидактических игр исследовали такие авторы, как А.Н. Давидчук, Л.Г. Селихова 1, А.И. Савенков 2 и другие. Применение наглядных дидактических игр способствует реализации задач образовательных областей «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования 3.

 

Нами проводилась работа с использованием наглядных дидактических игр в подготовительной комбинированной группе с детьми с нарушениями речи, а также, в данный момент проводится в разновозрастной группе (4-7 лет) с детьми с задержкой психического развития. Наши наблюдения показывают, что использование таких игр в работе с детьми с ОВЗ приводит к росту познавательной активности, мотивации к образовательной деятельности, самостоятельности и работоспособности.

Применение наглядных дидактических игр в работе с детьми с ОВЗ, как показывает наша практика, обладает следующими достоинствами. Во-первых, наглядный способ предоставления информации воспринимается детьми легче, чем словесный. Во-вторых, игровая форма обучения повышает интерес детей к занятиям. В-третьих, такие дидактические игры предполагают интерактивность, активную работу самого ребенка, а не одностороннее восприятие информации.

Нами применяется целый комплекс наглядных дидактических игр. Применение той или иной игры осуществляется в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, динамикой освоения ими учебного материала. Дидактические игры подобраны в соответствии с календарно-тематическим планированием занятий с учетом сезонов года и праздничных дат, а также в соответствии с содержанием образовательной программы детского сада.

Наглядные дидактические игры, которые мы применяем в своей работе с детьми с ОВЗ, разделены на группы. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Одну из групп составляют игры на липучках, которые объединены в тематические альбомы, а также лэпбуки. Игры на липучках представляют собой игровые поля, к которым крепятся на липучках детали. Детям необходимо прикреплять детали таким образом, чтобы правильно выполнить игровые задания. Как правило, занятия с дидактическими играми на липучках мы проводим с детьми индивидуально или подгруппами по 2-3 ребенка.

В альбоме «Изучаем овощи, фрукты, ягоды» подобраны дидактические игры, которые расширяют представления дошкольников о полезных растительных продуктах питания. В дидактической игре «Найди пару» ребенку необходимо сопоставить парные изображения ягод, в игре «Складывай в корзинку» – прикрепить к корзинке детали на липучках с изображениями ягод.

В альбоме «Хлеб всему голова!» представлены игры, которые знакомят детей со значением хлеба в жизни людей, его видами и технологией изготовления. В игре «Продолжи ряд» ребенку предлагается расставить детали в виде батонов и буханок хлеба в ряд по величине (от большего изображения к меньшему изображению).

В альбоме «Дары леса» присутствуют игры, знакомящие дошкольников с видами ягод, грибов, которые растут в лесу.

Отдельный альбом ( «Говоруша») посвящен речевому развитию детей. Например, в нем представлена игра «Назови одним словом»: ребенку необходимо обозначить одним словом группу предметов, которые изображены на карточке. В игре «Составь рассказ» ребенку нужно составить сюжетный рассказ по картинкам. Особое внимание работе с данным альбомом игр уделяется при обучении детей, имеющих нарушения речи.

Несколько альбомов с играми посвящены расширению представлений детей о временах года. Например, в альбоме «Зимушка зима» присутствуют дидактические игры на закрепление представлений о признаках зимы, особенностях природы в это время года, зимних праздниках и т.д. В альбоме «Весна идет! Весне дорогу!» собраны игры на липучках, а также игры формата «пиши – стирай», посредством которых дети в увлекательной форме узнают, как и почему расцветает природа весной.

Чтобы познакомить детей с космосом и достижениями человечества в этой области, применяется лэпбук, в котором присутствуют игры-лабиринты, математические пазлы, стихи о космосе, дидактические игры «Расставь по порядку», «Парад планет» и другие.

Важным направлением развития детей является экологическое воспитание. В этих целях нами применяется альбом с наглядными дидактическими играми на липучках «Эколята». Одна из игр в данном альбоме называется «Сортируем мусор»: ребенку необходимо прикрепить детали с изображением различного бытового мусора к одному из четырех контейнеров: бумага, электроника, стекло, пищевые отходы. Так дети получают представления о том, что нужно сортировать мусор. В игре «О чем знаки?» ребенок рассказывает значение запрещающих знаков, которые устанавливаются в лесу и на других природных объектах.

Другой группой наглядных дидактических игр, которые мы успешно применяем в своей работе, являются демонстрационные игровые макеты. Такие макеты создают эффект объемного изображения, что вызывает восторг у детей и желание обучаться. Фигурки в макетах можно переставлять, что дает простор для проявления фантазии и разнообразного применения данного дидактического материала. Такие игровые макеты мы применяем для обучения детей составлению сюжетных рассказов, расширению представлений об окружающем мире. Например, один из макетов посвящен знакомству детей с природой весной: в нем объемные фигурки лесных жителей, растений. В макете о зиме представлены фигурки снегирей, заснеженных елей, берлоги медведя и т.д. В макете «Космос» представлены фигурки планет, космонавтов, космических аппаратов.

Также показавшей высокую эффективность группой наглядных дидактических игр являются круги Луллия – это наборы соединенных между собой кругов или колец. Данные игры выполнены из ламинированной бумаги. Посредством таких игр мы знакомим детей со строением птиц, местами обитания животных, сказками народов мира и др. Данный дидактический материал позволяет развивать у детей навыки классификации, обобщения, способствует познавательному развитию.

Таким образом, одним из эффективных средств работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ являются наглядные дидактические игры. Такие игры помогают организовать занятия, которые вызывают интерес у детей и способствуют мотивации к познавательной деятельности.

Список используемой литературы

  1. Давидчук А.Н., Селихова Л.Г. Дидактическая игра – средства развития дошкольников 3-7 лет. – М.: Сфера, 2015. – 176 с.
  2. Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. А.И. Савенкова. – М.: Юрайт, 2022. – 339 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17. 10. 2013 №1155) // Российская газета. – 2013. – №265.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год