Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Нейроупражнения в саду и дома
Занятия с детьми
Автор: Воронина Марина Николаевна Колоколова Марина Владимировна Барнышева Анастасия Николаевна Фадеенко Надежда Михайловна   
03.04.2023 20:05

Нейроупражнения в саду и домаНейроупражнения в саду и дома

  • Воронина Марина Николаевна Заведующий
  • Колоколова Марина Владимировна Старший воспитатель
  • Барнышева Анастасия Николаевна, воспитатель
  • Фадеенко Надежда Михайловна, воспитатель

МБДОУ «ДСКВ №115»

Целостное развитие ребенка-дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) представляет собой многогранный процесс, в котором особую значимость приобретает личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития.

 

У детей с ОВЗ:

  • страдают предпосылки интеллектуальной деятельности (память на линейный ряд, восприятие и осознание пространственных и временных отношений)
  • отстают в развитии мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение)
  • нарушена речь (не могут задавать вопросы и отвечать на них, аграмматизмы, бедность словаря, невозможность построения развернутых высказываний различной сложности)
  • восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью
  • страдают зрительное и слуховое внимание
  • присутствует недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной или двумя руками под контролем зрения (плохо рисуют, не замыкают линий, не совмещают предметы и картинки в процессе использования приемов наложения и приложения для соотнесения по величине, не могут собрать сборно-разборную игрушку, составить целую картинку из частей).

Как говорил И. Кант «Рука является вышедшим наружу головным мозгом», а «Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения» — это фраза Ж. Тассо.

Наука о развитии головного мозга через движение, о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения – это КИНЕЗИОЛОГИЯ [3].

Кинезиология стимулирует интеллектуальное развитие детей с ОВЗ.

Кинезиологические упражнения, также их можно называть нейроупражнения, — это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие, при котором полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. Такие упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость; — готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю; — способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя в непростой жизни [1].

В своей практике мы применяем нейроупражнения для развития детей в разных видах деятельности.

Часто нейроупражнения называют играми на межполушарное взаимодействие [2].

За что отвечает правое полушарие:

  • обработка невербальной информации, эмоциональность
  • музыкальные и художественные способности
  • ориентация в пространстве
  • способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток и др)
  • обработка большого количества информации одновременно, интуиция
  • воображение
  • отвечает за левую половину тела.

За что отвечает левое полушарие:

  • логика, память
  • абстрактное, аналитическое мышление
  • обработка вербальной информации
  • анализ информации, делает вывод
  • отвечает за правую половину тела.

Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

Чем интенсивнее кинезиологическая тренировка, тем значительнее положительные изменения.

В комплексы нейроупражений мы включаем:

  • растяжки: нормализуют чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
  • дыхательные упражнения: улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • глазодвигательные упражнения: позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.

В нашей группе нейроупражнения имеют широкое применение. Перед началом занятия, чтобы дать детям толчок для мозговой деятельности, проводим два-три упражнения для концентрации внимания и поднятия интереса для выполнения основных заданий. Примерно через половину времени занятия у детей, как правило, начинает проходить концентрация внимания, пропадать интерес к прохождению материала, уменьшается усидчивость, появляется усталость, тогда самое время провести нейроупражнения на развитие крупной моторики, например, упражнение «Колено-локоть». После чего настроение у детей поднимается, и они снова готовы продолжать занятие.

Так же в течение дня применяем кинезиологические упражнения в режимных моментах: утром, придя из дома и заходя в группу, ребенок здоровается с присутствующими и выполняет любое упражнение по выбору, которые расположены на стенах; после прогулки дети выполняют упражнения по очереди, после сна на выходе из спальной комнаты и т.д. В вечернее время ребенку можно дать такие упражнения перед индивидуальной работой.

Для того чтобы успешно организовать и провести игровое занятие с ребёнком дома, очень важно настроить его на познавательную деятельность. В этом родителям помогут нейроупражнения, которые очень нравятся нашим ребятам.

Мы стараемся, чтобы родители стали активными помощниками и участниками в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

Наша задача — помочь родителям наполнить конкретным содержанием домашние игры по усвоению и закреплению полученных ими знаний и навыков.

В начале учебного года проводим родительское собрание в группе, рассказываем про план работы на предстоящий год и показываем, какой материал мы будем использовать в работе с детьми. В частности, пособия по кинезиологии – карты с упражнениями. Показываем родителям, как пользоваться такими картами, вместе с ними пробуем работать по ним. В течение года проводим с родителями игровые тренинги, даем родителям этот материал домой для закрепления упражнений в домашних условиях. Практика показывает, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев — мощное средство повышения работоспособности всего головного мозга у детей с общим недоразвитием речи.

Взаимодействие с семьёй — необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников с ОВЗ, осуществления сложного процесса коррекции, так как наилучшие результаты отмечаются там, где учитель-логопед, воспитатели и родители действуют согласованно. Ведь продвижение детей с особыми образовательными потребностями по пути нормального развития – главная ценность специального (коррекционного) обучения. Это ключ к успеху в образовании таких детей!

Список литературы

  1. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000. – 48 с.;
  2. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2008. – 60с.;
  3. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 48с.;
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год