Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста через реализацию проекта «Маленькие финансисты» (из опыта работы) |
Занятия с детьми | |||
Автор: Антонова Наталья Владимировна | |||
27.02.2025 09:27 | |||
Финансовая грамотность неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни. С помощью воспитателей и родителей дети узнают о роли денег в жизни человека, у них формируются полезные финансовые привычки. Нами был разработан образовательный проект по формированию основ финансовой грамотности «Маленькие финансисты», который реализуется со средней по подготовительную к школе группу. Планируя работу, мы придерживались принципа поэтапности, учета возрастных и индивидуальных особенностей наших детей. Для наиболее успешной реализации проекта в группе была создана развивающая предметно-пространственная среда: оформлен центр финансов, подобраны литература, дидактические игры, тематические альбомы, изготовлены макет банкомата и сейф, создана подборка загадок, пословиц и поговорок, наглядный материал, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Использование разнообразных форм деятельности дает детям возможность проявить творчество, индивидуальность, сделать процесс познания интересным и доступным. Игра помогает ребенку без труда освоить мир финансов. Особой популярностью у детей пользуются сюжетно-ролевые игры: «Моя семья», «У мамы на работе», «Мы идем в банк», «Супермаркет». В такой игре ребенок может примерить на себя любую роль: кассир, покупатель, администратор, менеджер, грузчик и даже охранник или директор. Для игры вместе с детьми изготавливали деньги и ценники для товаров, обсуждали сколько какой товар будет стоить. Не оставляют детей равнодушными просмотры презентаций и мультфильмов. Герои сказок в легкой и доступной форме объясняют детям серьёзные финансовые термины.
Творческая деятельность – одна из любимых и эффективных форм работы с детьми. Нами были организованы выставки детских творческих работ: «Новая купюра», «Банковская карта», «Рекламный щит», «Монетки из теста». Большое удовольствие доставляют детям экскурсии. Например, при посещении магазина, сотрудники рассказали детям про профессию продавца, какие предметы нужны для работы, какие есть отделы в магазине. Путешествуя по городу, мы рассматривали и читали рекламу на баннерах, зданиях, что помогло детям сформировать представления о рекламе, зачем она нужна, в какой форме существует и где размещается. Родители же сходили с детьми в выходные на экскурсию в банк и познакомили детей с работой банкомата. Детям стало интересно, и мы попросили родителей оказать помощь в изготовлении атрибутов для игры в банк: изготовить макет банкомата и распечатать денежные купюры и карты. Для родителей была представлена информация в родительском уголке: буклет «Советы родителям по финансовому воспитанию детей в семье», папки – передвижки «Дети и деньги», «Интересные факты о деньгах». Проведены консультации: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность», «Сказка — как средство экономического воспитания дошкольников», организован игровой практикум по основам экономики. Многие семьи не остались равнодушны к творческим заданиям проекта. Были организованы выставки: «Моя копилка», «Кошелек», фотовыставка «Трудовая жизнь семьи». При создании выставок у родителей возникали разные вопросы «Нужна ли копилка ребенку?», «Где взять кошелек, если им не пользуемся?». Посоветовали подойти к этому вопросу творчески. Не обязательно покупать, можно сделать своими руками или использовать ненужный кошелек взрослым родственникам. Многим из детей захотелось иметь дома свою копилку с целью накопить на их мечту. Родители купили детям на 23 февраля и 8 марта наборы для творчества «Раскрась копилку сам». Для укрепления детско-родительских отношений в старшей группе провели мастер-класс «Денежное дерево». Дети задавали много вопросов: «Что это за дерево?», «Почему так называется», «Оно правда приносит богатство?» Никто не остался равнодушным, все старались, чтобы дерево получилось красивым и богатым. В этом учебном году, в преддверии Дня матери, была организована совместная творческая мастерская для детей и родителей «Кошелек для мамочки». Дети при участии мамы, с помощью иголки и нитки учились шить, чтобы порадовать близкого человека подарком. Викторина с родителями и детьми «По дорогам финансовой грамотности» прошла в приятной, теплой обстановке, вызвала интерес и еще раз подтвердила важность финансово-экономического образования дошкольников. В подготовительной к школе группе совместно с родителями оформили мини-музей «Денежка». В нашем музее были собраны деньги, экспонаты, принесенные родителями и детьми, педагогами: старинные монеты, монеты и бумажные банкноты СССР и России, стран мира разного номинала и года выпуска, памятные монеты, посвященные разным городам. В течение двух месяцев все принимали активное участие в пополнении музея. Несколько семей оформили детскую денежную коллекцию из монет, собранных из магазина «Пятерочка», кто-то из родителей принес коллекцию, которую собирают всей семьей много лет. Дети нашей группы с нетерпением ждали открытие мини-музея. Они провели экскурсии для других групп детского сада и рассказали об истории возникновения денег. Получилось очень познавательно и интересно! Таким образом, проведенная работа показала, что метод проектов весьма эффективен в формировании у дошкольников основ экономической и финансовой грамотности, помогает заинтересовать детей, познакомить их с деньгами, доходами и расходами семьи, разными профессиями. Антонова Наталья Владимировна Воспитатель, МБДОУ Детский сад №35 «Малышок» г. Шадринск, Курганская обл.
|