Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Значение прогулки в развитии детей старшей группы».
Занятия с детьми
Автор: Грачева Лада Валентиновна Головненко Евгегения Владимировна Макова Екатерина Джабраиловна   
14.11.2023 14:32

«Значение прогулки в развитии детей старшей группы».«Значение прогулки в развитии детей старшей группы».

Процесс воспитания детей непрерывен. Большойпотенциалдляцелостногои гармоничного развития личности ребенказакладываетсяименно во времяпрогулок. Так как именно во время прогулки удовлетворяются потребности детей в активных движениях, ознакомление с окружающим миром, получение новых ярких впечатлениях, свободная игра с природным материалом и игрушками.

По опыту работу скажу, что прогулки дают возможность, как для физического, так и для умственного, нравственного, и эстетического развития дошкольников.

В течение года прогулки проводятся ежедневно. Летом дети проводят на свежем воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение и до конца пребывания в нем, заходя в помещение лишь для приема пищи и сна. Зимой прогулка проводится два раза в день. И общая продолжительность прогулки составляет примерно 4 часа. Только температура воздуха ниже -15Сº или ветреная погода могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены. [1]

 

Современные программы дошкольного образования строятся по комплексно-тематическому принципу и предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, а также предлагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. [2] Таким образом, прогулка обязательно должна быть использована с максимальной пользой для развития детей, и должна включать решение программных образовательных задач.

Для осуществления задач всестороннего развития детей на прогулке большое значение имеет участок, на котором проводят время дети. Он должен быть озеленен, постоянное игровое оборудование должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. На участке выделяются места для проведения подвижных игр, беседка, где можно укрыться от солнца и дождя, а так же провести спокойные игры. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут кататься на велосипедах и самокатах.

Содержание деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста. Традиционно прогулка в детском саду включат в себя следующие компоненты: наблюдение, игры (большой, малой и средней подвижности; дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские), труд детей на участке, индивидуальная работа с детьми по развитию движений и физических качеств, самостоятельная игровая деятельность детей.

Структура прогулки:

  1. Наблюдение.
  2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
  3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
  4. Труд детей на участке.
  5. Самостоятельная игровая деятельность.

Впроцессенаблюдения педагогическое общение воспитателя с детьмиприобретаетпознавательнуюокраску. Воспитатель отдает предпочтение четким и конкретным вопросам, мобилизующим детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение, стимулируя дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений развивают в дошкольниках наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и животных и их связи со средой обитания.

В подвижных играх развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Выбор игры так же зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни прогулка традиционно начинается с игр большей подвижности. В сыруюи дождливую погоду предпочтение отдается малоподвижным играм, которые не требуют большого пространства.

Труд детей на участке включает наблюдение за трудом окружающих и собственную трудовую деятельность ребенка. Труд, как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду, имеет важное значение: непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека — все это положительно влияет на развитие мышления. Систематический коллективный труд объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость.

Во время прогулок так же проводится индивидуальная работа с детьми по отработке движений и физических качеств. Для одних организуется игра с мячом, метание в цель, для других – упражнения на равновесие, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через препятствия и т.д.

Особенно дети любят самостоятельную игровую деятельность, когда они самивыбирают, чем им заняться. Чаще всего дети организовывают подвижные игры, выученные с воспитателем, или придумывают новые, за основу взяв сюжет из прочитанного произведения, из просмотренного фильма или из жизни.

В целях решения воспитательно-образовательных задач нами организуются наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки по всей территории детского сада, а иногда организуются и прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.

В процессе воспитательно-образовательной работы во время прогулки заложены большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка. При правильном планировании и организации, на прогулке представляются уникальные условия для всестороннего развития дошкольника, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром. Чем больше дети соприкасаются с природой, тем эффективнее проходит обучение и формируется осознанное отношение ко всему живому. Прогулки дают возможности не только для оздоровления и закаливания, но и обогащения ума впечатлениями, а души ребенка — красотой и светлыми чувствами. Использование игр и практических заданий на прогулке развивает наблюдательность детей, активизирует их мыслительную деятельность.

При организации деятельности на прогулке в старшей группе детского сада планируется проведение:

  • Дидактических игр, направленных на развитие внимания, воображения, памяти, образного мышления, связной речи; позволяющих закрепить и расширить знания детей об окружающем мире ( «Что где растет?», «Что лишнее?», «Узнай растение» и др.);
  • Подвижных игр, направленных на развитие активности, самостоятельности, творчества, фантазии, выдержки, смелости, стремления преодолевать трудности, умение действовать в коллективе, укрепление эмоциональных контактов между детьми, оздоровление, укрепление организма, профилактику заболеваний. Это могут быть бессюжетные народные игры с предметами (бабки, кольцеброс, кегли), элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей), спортивные развлечения (упражнения) (летом — езда на велосипеде, классики; зимой — катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах).
  • Сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие творческого мышления и воображения, активности и инициативности. Воспитатель выполняет в игре роль советчика и партнера — он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.

Список литературы

  1. СанПиН 2.4. 1. 3049-13 утвержденный приказом Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» № 26 от от 15 мая 2013 г.
  2. «Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования» утвержденный приказом №1155 Министерства образования и науки РФ от17. 10. 2013 г.
  3. ФЗ от 29. 12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования
  4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика-синтез, 2010.
  5. Кобзева Т. Г. и др. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа. — Волгоград: Учитель, 2012. -287 с.
  6. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 208 с.
  7. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 160 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год