Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Организация проведение прогулки с детьми раннего возраста по ФОП ДО осень, зима, весна, лето.
Занятия с детьми
Автор: Чибрякова Елена Анатольевна   
13.12.2023 19:53

Организация проведение прогулки с детьми раннего возраста по ФОП ДО осень, зима, весна, лето.Организация проведение прогулки с детьми раннего возраста по ФОП ДО осень, зима, весна, лето.

Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.

 

Требования к продолжительности прогулки. Режим длительности проведения прогулок на улице.

Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней – после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Общая продолжительность ее составляет 4-4, 5 часа.

- Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывания детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

- В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день: в первую половину дня- до обеда, во вторую половину дня- перед уходом домой. В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду, рекомендуется отправлять детей в помещение, отапливаемый тамбур на обогрев, не более чем на 5-7 минут. Зимние прогулки в детском саду для детей до 4 лет проводятся при температуре до -20С.

- Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определятся режимом воспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с.

Требования к оборудованию и санитарному состоянию участка детского сада для проведения прогулок.

Для осуществления задач всестороннего развития детей большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями, спланированный и оборудованный участок. Желательно, чтобы каждая возрастная группа располагала отдельны участком, отгороженным от других групп кустарников. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.

На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья, горка. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы.

Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца. При сухой и жаркой погоде полив участка, песка производится не менее 2-х раз в день. Уборка территории участка проводится воспитателями, помощникамивоспитателя и младшимивоспитателями, дворником ежедневно: утром до прихода детей и по мере загрязнения территории.

Подготовка к прогулке.

Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.

Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Для каждой группы нужна просторная раздевальная комната с индивидуальными шкафчиками и достаточным числом банкеток, стульчиков или скамеечек, чтобы ребенку было удобно сесть, надеть рейтузы или обувь и не мешать при этом другим детям.

Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все они надевают рейтузы, обувь, затем платок, пальто, шапку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Малышей помогает одевать няня, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей вырабатывается навыки одевания и раздевания, то они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности. Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Структура прогулки:

  1. Разнообразные наблюдения.
  2. Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
  3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.
  4. Труд детей на участке.
  5. Самостоятельная игровая деятельность.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдение. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.

Наблюдение.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдение можно проводить с целью группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть:

  1. Живая природа: растения и животные.
  2. Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи).
  3. Труд взрослых.

Наблюдение за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.) организуется 1-2 раза в квартал.

Виды наблюдения:

  1. Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т.д.
  2. Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

  1. Устанавливаются факты;
  2. Формируется связи между частями объекта;
  3. Идет накопление представлений у детей;
  4. Проводятся сопоставления;
  5. Делают выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

Подвижные игры.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке: в младших группах – 6 – 10 минут, в средних -10 -15 минут, в старших и подготовительных — 20 -25 минут. На вечерней прогулке: в младших и средних группах -10-15 минут, в старших и подготовительных -12 -15 минут.

Распределение материала по временам года:

Осень.

Наблюдения за живой природой, за растениями.

Цветы. Воспитатель выясняет, какие названия цветов знакомы детям, после чего начинает рассматривать с ними цветы на клумбе, название их. Младшие дети.

Ягоды. Дети знакомятся с 2-3 сортами ягод, пробуют на вкус, вдыхают их аромат; рассказывают, какие они любят ягоды.

Листья. Дети упражняются в различении осенних листьев по цвету, величине, форме; знакомятся с таким явлением, как листопад.

Куст, дерево. Дети узнают отличительные признаки куста и дерева. Рассматривают их строение, учатся различать тонкий и толстый ствол дерева. Знакомятся с кленом, рассматривают его яркий осенний наряд.

Наблюдения за животными.

Котенок, щенок. При наблюдении младшие дети называют характерные части тела и демонстрируют движения животного. Вместе со взрослым дети определяют: лакает, грызет; придумывают ласковые прозвища.

Наблюдения за птицами.

Воспитатель обогащает представление детей: Разгребают землю лапками, ищут зернышки, червячков. Младшие дети сами называют птиц, имитируют их голоса, рассматривают гребешок, оперение петуха.

Наблюдения за неживой природой.

Формировать представление детей об основных признаках неживой природы. Рассказать о сезонных и погодных явлениях. Уточнять, закреплять первоначальные представления детей о том, например, что осень- желтого цвета. Обращать их внимание на хмурый день, ненастную погоду, затяжной дождь.

Песок. Дети знакомятся со свойствами сухого и влажного песка, учатся определять его пригодность для игры на ощупь, по цвету; пользоваться формочками, строить первые холмики-домики.

Камешки, ракушки. Дети вместе с педагогом собирают природный материал, отмечают разнообразную поверхность, величину.

Наблюдения за трудом взрослого.

Дворник, прачка. Дети знакомятся с различными рабочими профессиями (воспитатель подчеркивает значимость труда для всех). Следует воспитывать в детях уважение к людям труда, поддерживать желание помогать им.

Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки.

Дети наблюдают за движущимся транспортом. Младшие дети учатся различать и называть виды общественного транспорта. Во время целевой прогулки к водоему, в парк, на опушку леса дети приобщаются к миру прекрасного, учатся любить родную природу.

Зима.

Наблюдения за живой природой.

Елка, береза. Продолжать работу, начатую осенью. Закреплять в памяти детей понятие дерево, куст. Познакомить детей с березой, отметить: зимой листьев на ветках нет. Показывая елку, напомнить о новогоднем празднике. Показать какие у елки иголки, пушистые лапы. Уточнять понятия: ствол толстый, тонкий.

Наблюдения за животными.

Лесные звери. В процессе наблюдения уточняется окрас их шерсти, названия жилищ лисы, медведя. Педагог рассказывает, что лесным жителям голодно зимой, вызывая у детей чувство сострадания.

Наблюдения за птицами.

Обращать внимания детей на поведение птиц: воробей, голубь, ворона. Младшие дети называют отдельных птиц, имитируют их движения, голосовые реакции.

Наблюдения за неживой природой.

Сезонные погодные явления. Во время сборов на прогулку подготавливать детей к восприятию сведений о зиме. С младшими выучить названия зимней одежды и обуви.

Снег и лед. Рассказывать детям о природном материале: снеге, льдинках разной формы. Познакомить детей с такими явлениями, как снегопад. Объяснить, что зима белого цвета.

Наблюдения за трудом взрослого.

Дворник. Продолжать знакомить детей с трудом взрослых в зимних условиях (новые орудия труда, новые трудовые действия)

Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки.

Помогать младшим детям перечислять виды общественного транспорта (автобуса). Учить отличать грузовую машину от фургона. Наблюдать с детьми за разнообразной работой машин по уборке снега.

Весна.

Наблюдения за живой природой.

Луговые и садовые цветы. Наблюдать за распускающимся бутонами-домиком цветка. Рассматривать первые цветы. Увидев незнакомое растение, просить детей назвать его. Младшие дети находят и называют 1-2 цветка. Уточняют их цвет и величину.

Трава, листья. Дети сами показывают и называют траву. Педагог уточняет: травушка-муравушка, трава шелковая; обращает внимание детей на почки.

Дерево, куст. Закрепить названия: береза, елка. Обратить внимание на красоту цветущих фруктовых деревьев: много цветов, на их месте вырастают яблоки, вишня.

Наблюдения за животными.

Козленок, теленок. Дети издали наблюдают за тем, как взрослый гладит животное, кормит его. Младшие дети могут перечислять и имитировать действия, голосовые реакции животного. Педагог уточняет: жует траву, на ногах копытца, подрастет — появятся рожки; коза и корова дают молоко.

Наблюдения за птицами.

Воробей, голубь, ворона. Обращать внимание детей на изменения в поведении птиц, учить заботиться о них, кормить. Младшие дети называют 2-3. Расширять представление детей: у птиц два крыла, две лапы, перья, клюв, зубов нет.

Наблюдения за насекомыми.

Жук, муравей. Предоставить детям возможность с помощью лупы рассмотреть строение тела жука. Рассказать детям о муравьях – тружениках, осторожно следуя по тропе, проследить с детьми путь муравья.

Наблюдения за неживой природой.

Сезонные погодные явления. Обращать внимание детей на первые признаки весны: капель, кругом вода, ярко светит солнце, люди сменили одежду. Познакомить с таким весенним явлением, как град. Объяснять, почему весна зеленого цвета.

Сосульки, ручьи, лужи. В беседе с детьми обсудить, какие бывают сосульки: большие, маленькие, толстые, тонкие, прозрачные, твердые, холодные. Слушать с детьми песню капели.

Камешки, ракушки. Учить детей разнообразно действовать с природным материалом.

Наблюдения за трудом взрослого.

Продолжать наблюдения за трудом дворника. Отмечать его специфические действия и орудия труда. Во время высаживания рассады и посева семян на огороде и в цветнике наблюдать за трудом взрослых и детей старших групп, учить уважать труд взрослых.

Наблюдение за жизнью улицы. Целевые прогулки.

Наблюдать с детьми за работой разнообразных машин. Пояснить: человек придумал машины для того, чтобы облегчить себе труд. Рассказать и показать детям, что продукты привозят в продовольственный магазин машины – фургоны.

Лето

Наблюдения за живой природой, за растениями.

Цветы. Проводить наблюдения с целью обогащения представлений детей о луговых и садовых цветах. Учить детей беречь растения, не мять, не рвать их без надобности.

Овощи, фрукты, ягоды. Закреплять представления детей о плодах и ягодах, их названиях; показывать характерные признаки (цвет, форма, величина, запах, вкус). Учить определять знакомые ягоды.

Листья. Рассматривать с детьми листья различных деревьев, показать, что они разные по форме, размеру. Младшие дети уточняют форму и величину листьев.

Куст, дерево. Учить детей различать куст и дерево, березу и дуб, рассматривать их листья.

Наблюдения за животными

Козленок, теленок. Продолжать знакомить детей с животными. Закреплять их представления, которые ребята получили весной. Дети должны знать, как ведут себя животные, как называют их маму и папу.

Наблюдения за птицами.

Курица, петух, гусь, утка. С младшими детьми уточнять называется птица, цвет ее оперения, как она разговаривает, как зовут птенцов.

Наблюдения за рыбой.

Организовать наблюдения за рыбой, пойманной рыбаком у водоема. Младшие дети рассматривают плавники, хвост рыбы.

Наблюдения за лягушкой.

Рассказать о лягушках, формируя у детей правильное отношение: не бояться и не обижать.

Наблюдения за насекомыми.

Бабочка, мотылек. Любоваться ими вместе с детьми, рассматривать строение тел с помощью лупы. Дать понятие «хрупкая бабочка», мотылек «живой красивый цветок»

Кузнечик. Слушать с детьми стрекотание кузнечика, наблюдать, как он скачет и прячется в траве.

Божья коровка, жук. При наблюдении использовать лупу. Рассматривать ножки – паутинки, трещинку на спинке, крылышки.

Наблюдения за неживой природой.

Сезонные и погодные явления. Показывать детям и уточнять: погожий денек, летний дождь. Связывать сезонные условия с облегченной одеждой детей. Сформировать представления о лете, его характерных особенностях. Показать яркое явление – радуга.

Наблюдения за трудом взрослого.

Включать детей в выполнение трудовых действий воспитателя.

Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки

Рассказать детям, что на улицах можно увидеть поливальные машины, много легковых и грузовых машин. В летнее время целесообразно проводить целевые прогулки в парк, к водоему, на опушку леса.

Помимо разнообразных наблюдений, в течение года детям на прогулке предлагаются и разнообразные дидактические задания. Младшие дети с удовольствием тренируются в определении цвета, формы, величины встречающихся на прогулке объектов. В течении всего года дети с удовольствием принимают участие в предлагаемых взрослым подвижных играх, которые несут в себе огромный эмоциональный потенциал и укрепляют здоровье малышей.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год