Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Конспект открытого занятия «Шахматный турнир» (старший дошкольный возраст)
Занятия с детьми
Автор: Климова С. Ю. Елочкина М. В.   
25.12.2023 07:37

Конспект открытого занятия «Шахматный турнир» (старший дошкольный возраст)Конспект открытого занятия «Шахматный турнир» (старший дошкольный возраст)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Марьинская школа № 1566 памяти Героев Сталинградской битвы" (ГБОУ Школа № 1566 ДО 6)

Подготовили и провели воспитатели:

  • Климова С. Ю.
  • Елочкина М. В.

Цель: Закреплять знания детей об игре в шахматы.

Задачи:

  • Расширять представление об игре в шахматы;
  • Закреплять названия шахматных фигур;
  • Активизировать мыслительную деятельность в решении шахматных задач;
  • Содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской;
  • Учить детей составлять и решать задачи на сложение в пределах 10 с опорой на наглядность;
  • Знакомить детей со структурой задачи;
  • Упражнять детей в работе с числовым рядом от 0 до 10;
  • Закреплять умение отличать "право" и "лево";
  • Развивать зрительно-двигательную координацию;
  • Продолжать учить детей отвечать на вопросы;
  • Учить высказывать предположения и делать вводы;
  • Продолжать осваивать формы речевого этикета;
  • Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
  • Укреплять партнерские отношения между детьми и взрослыми;
  • Развивать логическое мышление, любознательность и потребность в приобретении новых знаний, воображение.

Оборудование:

  • Ноутбук;
  • Телевизор;
  • Колонка;
  • Большая шахматная доска с магнитными фигурами;
  • Карточки с шахматными фигурами (пешка, ладья, ферзь, слон);
  • Карточки с цифрами;
  • Раздаточный материал:
  • По шахматному полю на каждую пару;
  • По корзинке с шахматными фигурами;
  • Счетные палочки, на каждого ребенка по 6 штук (3 одного цвета и 3 другого);
  • Схемы для рисования шахматных фигур по точкам до 20 (или 10?) (ладья, ферзь, пешка, слон);
  • Простой карандаш;
  • Карточки с цифрами.

I. Вспоминаем все о шахматах.

Воспитатель: Сегодня по дороге в детский сад я увидела голубя. Это был не простой голубь, а почтовый. К лапке у него был привязан свиток. И представьте, голубь без страха сел мне на плечо! Я поняла, что он хочет передать мне какое-то послание. В давние времена именно так передавали важные новости. (на экране голубь со свитком)

Достает свиток.

Хотите узнать, что в этом свитке?

Дети: хотим!

Воспитатель: (Приглашает детей встать полукругом у экрана, на нем изображен огорченный король). Читает свиток. "Здравствуйте ребята! Пишет вам король Светлого королевства. На нашу прекрасную страну, покрытую густыми лесами, быстрыми реками и черно-белыми полями напало темное войско. И нет мне спасения, если вы не поможете!" Поможем ребята?

Дети: Да!

Воспитатель: Здесь еще приписка есть, что помочь сможем, если возглавим королевское войско! А что же это за войско, узнаем, отгадав загадку.

Король с королевою,

Без корон,

Ладья без весел,

Без хобота слон,

Конь без копыт,

Седла и уздечки,

А рядовые — не человечки.

Белые латы, чёрные латы.

Что за солдаты?

Дети: шахматы!

(на экране изображение шахматных фигур)

Воспитатель: Правильно! Это видимо король шахматного королевства нам написал! Но прежде чем начинать шахматным войском командовать, давайте вспомним все, что мы знаем о шахматах! (на экране изображение шахматной доски)

Воспитатель: Сколько всего клеток на доске?

Дети: 36, 8 по горизонтали и 8 по вертикали.

Воспитатель: Какого они цвета?

Дети: Темного и светлого.

Воспитатель: Чем обозначены клетки по вертикали?

Дети: Цифрами, от 1 до 8.

Воспитатель: А по горизонтали?

Дети: Латинскими буквами: а, бэ, це, дэ, е, эф, гэ, аш.

Воспитатель: Молодцы, все верно, а теперь давайте присядем за столы.

II. Угадай воина

Воспитатель: Шахматное войско очень большое! Чтоб одержать победу мы должны хорошо знать всех воинов в лицо. Возьмите схемы и соедините точки по очереди от 1 до 10.

(дети соединяют точки.)

Воспитатель: А теперь я буду читать вам загадки, и кто узнал своего воина, поднимает изображение вверх.

"Прочнее я орешка,

Хотя я просто..."

(пешка)

Обитает не в саванне,

И не так огромен он,

Но такое же названье,

У фигуры этой -…

(Слон)

Похвастаться может красивым нарядом

И тем, что в строю с королём всегда рядом.

(Ферзь)

Фигура эта так упряма,

Что из угла идёт лишь прямо.

Ходить умеет по вертикали.

И ещё по горизонтали.

(Ладья)

После того как дети поднимают свои рисунки, к доске приглашается по одному ребенку которые показывают получившиеся шахматные фигуры и называют их, остальные проверяют ответ. Ребенок показывает на магнитной доске как

перемещается фигура по полю.

III. Разминка.

Воспитатель:

Мы хорошо потрудились,

А теперь разомнемся!

Нужно быть сильным и ловким,

если хочешь стать полководцем! (Приглашает встать у своих мест и задвинуть стулья).

Быстро встала вся пехота – (шагают на месте)

Защищают короля – (похлопывание у себя на груди руками крест на крест)

Только в бой им всем охота – (бег на месте)

Начинается игра – (прыжки на месте).

Воспитатель: Хорошо потренировались! (приглашает сесть на свои места)

VI. Считаем парами.

Воспитатель: Пришло время расставить наше шахматное войско по местам — скоро решающее сражение!

(работая в паре, дети расставляют фигуры, один ребенок делает это на магнитной шахматной доске, а затем после проверки, садится на место)

Воспитатель: Каких фигур больше всего?

Дети: пешек.

Воспитатель: давайте посчитаем пешки особым образом — парами.

(Одного из детей приглашают к магнитной доске, считает парами, а остальные ребята выкладывают счетные палочки на каждую пару)

Воспитатель: Сколько пар пешек получилось? Для ответа поднимите карточку с нужной цифрой.

(Дети считают палочки, поднимают карточки с цифрами)

Воспитатель: Отлично! А есть в светлом шахматном войске другие фигуры, которые можно посчитать парами? (приглашает желающих детей ответить с места).

Дети: есть!

Воспитатель: Какие это фигуры?

Дети: конь, ладья, слон.

Воспитатель: Сколько пар они образуют?

Дети: по одной паре.

Воспитатель: Какие фигуры нельзя посчитать парами, по сколько их?

Дети: ферзь, король. По одной фигуре.

(воспитатель предлагает убрать пешки в корзинки.)

V. Географический диктант.

Воспитатель: Сейчас наши доблестные воины проведут разведку на поле боя.

(Далее воспитатель диктует по 2 хода для ладьи. 2 ребенка приглашаются по очереди к магнитной доске и выполняют задание на ней).

ладья на левой стороне поля перемещается на 3 клетки вперед (вертикаль), а потом на 2 клетки направо (горизонталь).

Воспитатель: Давайте представим, что мы записываем задачу про шахматы. Какое мы можем назвать условие?

Дети: ладья сделала 2 хода. Сначала она прошла 3 клетки, а потом еще 2.

Воспитатель: Какой вопрос мы можем поставить к задаче?

Дети: Сколько клеток прошла ладья?

Воспитатель: И какой ответ получим? Поднимите карточки с нужными цифрами.

(Дети поднимают карточки).

Воспитатель: Давайте проверим себя. Выложим количество пройденных на первом ходу клеточек счетными палочками одного цвета, а количество клеток пройденных на 2м ходу палочками другого цвета. Сколько всего получилось?

Дети: поднимают карточки.

Воспитатель: Все верно!

(Воспитатель выборочно просит назвать детей географическое положение шахмат на настольной доске, так же называет ребенок у доски. Другие проверяют и обсуждают ответ.)

VI. Взятие вражеской фигуры за 2 хода.

На магнитной доске устанавливается темный король и 2-3 светлые фигуры (ладья, слон, ферзь). Воспитатель приглашает по очереди 2-3 детей, называет, как светлая фигура будет ходить, чтобы сделать шах темному королю. При неудачной попытке приглашается другой ребенок из желающих и повторяет попытку.

VII. Победа.

Воспитатель: Победа! Что делают, когда побеждают?

Дети: Кричат "ура"!

Воспитатель: Давайте вместе крикнем 3 раза "Ура" (кричат).

(цокот копыт, громкий стук в дверь)

Воспитатель: Слышите?

Дети: Да!

Воспитатель: Откроем дверь?

Дети: Конечно!

(Воспитатель открывает дверь, за ней "гонец" из светлого королевства с сумкой на плече).

Гонец: Здравствуйте!

Дети: здравствуйте.

Гонец: Король услышал — тут радуются победе! И прислал меня за добрыми вестями. Наше королевство спасено?

Дети: Да!

Гонец: В благодарность Его Величество желает вручить храбрым воинам из группы Цветик-семицветик государственную награду! (звучит торжественная музыка, гонец проходит и раскладывает подарки перед детьми). До свидания!

Дети: Спасибо! До свидания!

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год