Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Квест — игра – навигатор к инициативному и самостоятельному ребенку»
Занятия с детьми
Автор: Абуева Наталья Владиславовна Попкова Ксения Александровна   
06.07.2024 13:40

«Квест — игра – навигатор к инициативному и самостоятельному ребенку»«Квест — игра – навигатор к инициативному и самостоятельному ребенку»

  • Абуева Наталья Владиславовна, старший воспитатель
  • Попкова Ксения Александровна, воспитатель

МДОУ «Детский сад №10» г. Ярославль

Мир не стоит на месте. Он меняется. Вместе с ним меняемся и мы.

Человек 21 века… Какой он?

- Активный.

- Ответственный.

- Способный принимать решения в ситуации выбора, обладающий лидерскими качествами.

Такого человека необходимо воспитывать с дошкольного возраста.

 Скачать конспект

«А это возможно?» — спросите вы. Именно это мы вам и постараемся доказать.

На этапе завершения дошкольного детства мы хотим видеть инициативного, самостоятельного ребенка, который способен решать личностные и интеллектуальные задачи. Долгое время мы были в поиске самых лучших методов и технологий для развития у ребенка качеств, свойственных инициативному и самостоятельному человеку. Из всего многообразия мы выбрали квест-игры.

Квест для детей — это необычное приключение, которое дарит им много эмоций, свободу, дают почувствовать себя взрослыми и самостоятельными в принятии важных решений в процессе квеста! ⁣⁣⠀Это полное погружение в другую реальность, где нет взрослых, только их собственный мир, в котором они являются главными.

Квесты помогают активизировать детей и педагогов. Это игра, в которой задействуется одновременно интеллект участников, их физические способности, воображение и творчество. Здесь необходимо проявить смекалку и наблюдательность, находчивость и сообразительность, Квест-игры одна из интересных технологий, направленная на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что является основным требованием ФГОС ДО. Но достичь этого можно только благодаря системной работе, которая стала для нас и наших воспитанников большим педагогическим путешествием.

Точкой отправления является наш детский сад – МДОУ «Детский сад №10», наша группа «Кот в сапогах», которую посещают дети старшего дошкольного возраста. Конечной точкой нашего путешествия с детьми в мир квестов станет сформированный планируемый результат из Федеральной образовательной программы дошкольного образования п. 15. 4. «ребенок способен решать адекватные возрасту интеллектуальные, творческие и личностные задачи; применять накопленный опыт для осуществления различных видов детской деятельности, принимать собственные решения и проявлять инициативу и самостоятельность».

В нашем путешествии будет несколько остановок, они необходимы для того, чтобы организовать поэтапную и системную работу для достижения этого важного результата.

Первая остановка – «Взрослые квесты». В них сюжет, задания, порядок и оценка придуманы нами взрослыми, где дети действуют по готовому сценарию и получают свой первый опыт участия в квестах. Этот опыт дает воспитанникам возможность для реализации своих идей, и они потихоньку из объектов деятельности становятся равноправными партнерами по созданию квестов.

Второй остановкой нашего путешествия будут – «Детско-взрослые квесты» — она будет являться переходным мостиком к детским квестам, на ней дети учатся выдвигать и фиксировать свои идей, реализовывать задуманное вместе с нами педагогами. На этой остановке мы поняли главное – не нужно бояться детских идей и инициатив, они – двигатель прогресса. А это значит, что нужно двигаться дальше!

Однажды, наблюдая за детьми, в процессе свободной деятельности мы заметили, что они самостоятельно в игре придумывают простейшие квесты, запрашивая у нас информацию, «что и как сделать?». Здесь мы поняли, что детям не только интересно быть исполнителями, но быть авторами и организаторами квестов. Так мы подошли к следующей главной остановке – «Детские квесты». И перед нами встал вопрос «Как помочь детям, структурировать все их задумки? Какую подсказку придумать?»

Нашей педагогической находкой стал алгоритм создания детских квестов, который был создан совместно с детьми, он получил название «Детский квест от идей до воплощения»

Он состоит из 8 шагов, которые дети самостоятельно обозначили символами. В каждом шаге есть механизмы (помощники), они помогают детям придумать СВОЙ собственный квест.

ПЕРВЫЙ ШАГ. «ТЕМА». На начальном этапе мы предлагали детям темы на выбор. А за тем они стали предлагать их самостоятельно. Но как выбрать ту, которая интересна всем? Здесь на помощь пришли такие приемы как голосование, жеребьёвка или случайный выбор, например считалочка.

ВТОРОЙ ШАГ «ВИДА КВЕСТА». При создании алгоритма, мы с детьми договорились, что у нас будет 3 вида квестов: поиск, помощь, путешествие. Каждый вид имеет свое обозначение. Дети выбирают вид квеста, используя приемы, которые мы описывали в первом шаге.

ТРЕТЬИМ ШАГОМ ЯВЛЯЕТСЯ ВЫБО «ГЕРОЯ». При его выборе дети определяют кто им может стать: человек, животное или растение. Путем голосования выбирают его, затем они определяют его характер, какими качествами он обладает (добрый или злой) и придумывают ему имя, записывая его на карточке.

ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ – «ЛЕГЕНДА». В квесте с героем должно произойти какое-то событие. Но при этом важно помнить, что оно должно соответствовать выбранному виду квеста. А придумать легенду детям помогают символы. Они легко ее сочиняют опираясь на их последовательность.

Легенда начинается с описания события, которое произошло с героем, он куда-то пошел или где — то находится. Далее описывают проблему, с которой столкнулся герой и пути ее решения, т.е. что нужно сделать участникам квеста. На этом этапе дети выбирают из 3-х вариантов. 1.Спасти, 2. Найти что-то, 3. Что-то собрать.

Наиболее подходящий на их взгляд дети обводят в кружок, тем самым визуализируя выбранный вариант.

ПЯТЫЙ ШАГ – «ПОДСКАЗКИ». Они нужны, для того чтобы квест был живым и его было интересно и захватывающе проходить.

Тут нам помогает «Кубик-помощник», который дети сделали самостоятельно. На каждой грани кубика дети нарисовали разные виды подсказок: кусочки карты, пазлы, зашифрованные буквы и цифры, фотографии и предметы. Выбор грани происходит осознанно или случайным образом, когда РЕБЯТА подкидывают кубик. Выпавшая грань определяет подсказку.

ШЕСТОЙ ШАГ – «ЗАДАНИЯ». Для того, чтобы детям было легче создавать и придумывать задания они создали картотеку, где собрали самые интересные на их взгляд игры. Здесь мы можем увидеть игры с робомышкой, и игры В.В. Воскобовича, спортивные игры, игры на логику и решение кроссвордов. Картотека представляет собой карточки с изображением названием игры, в правом нижнем углу которой находится пустой желтый квадрат.

Когда ребята создают квест, они выбирают из картотеки, наиболее подходящие, на их взгляд, задания в соответствии с темой квеста и ставят в пустой желтый квадратик порядковый номер, каким по счету будет это задание.

СЕДЬМОЙ ШАГ – «КАРТА». Дети приступают к ее созданию для участников квеста. Они самостоятельно продумывают, где будут располагаться локации, и последовательность выполнения заданий. Количество локаций должно соответствовать количеству заданий. Когда карта создана, дети «сверяют часы», т.е. накладывают на карту карточки с заданиями тем самым им наглядно видно, что карта составлена верно и все задания распределены.

- А ВАМ ИНТЕРЕСНО, КАК ДЕТИ ЗАПОМИНАЮТ ПРИДУМАННОЕ?

Посмотрите на фотографию, на которой представлен вариант сценария детского квеста, благодаря тому, что алгоритм составлен из карточек и символов у детей есть возможность визуально видеть свой квест. Они легко в нем ориентируются.

ВОСЬМОЙ ШАГ – «МЕСТО»

Сценарий готов, далее дети приступают к созданию условий для реализации каждого задания. Тут дети распределяют зоны ответственности, и работают по одному, в парах или малых группах. Они самостоятельно подготавливают атрибуты, задания, готовят место.

И вот все готово! Пришло время воплотить задуманное в жизнь. На этом этапе дети самостоятельно проводят квест, примеряя на себя роль наставника, ведущего, партнера.

После проведения квеста, мы считаем важным моментом – провести с детьми — организаторами рефлексивный круг, где они делятся своими впечатлениями и стараются объективно оценить свою деятельность и деятельность участников, говоря о том, что детям понравилось, а что нет и как это в дальнейшем можно изменить.

А участники квеста, тем временем, оставляют свои отзывы на стене «НАШ УСПЕШНЫЙ КВЕСТ».

На этой остановке нашего путешествия детям вместе с нами удалось реализовать квесты не только для детей, но и родителей: «Путешествие по Лукоморью», «Безопасный маршрут», «Спасаем домашних животных» и другие.

Таким образом, казавшееся невозможным для детей дошкольного возраста, становится простым, доступным, а самое главное интересным благодаря простому алгоритму создания детских квестов «От идеи до воплощения» с тремя важными остановками «Взрослые квесты», «Детско-взрослые квесты», «Детские квесты». Они необходимы для того, чтобы развить у детей не только гибкие навыки, но и инициативность, и самостоятельность.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 37 (353) выйдет
12 октября 2024

"Дошкольник.РФ"

>
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год
Скачать Номер 26 (342) за 2024 год
Скачать Номер 25 (341) за 2024 год