Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ВО ВРЕМЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ И ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
Занятия с детьми
Автор: Крамаренко Наталья Михайловна Михалева Юлия Сергеевна   
03.10.2024 21:35

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ВО ВРЕМЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ И ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ВО ВРЕМЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ И ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос о наиболее важных задачах физического воспитания детей дошкольного возраста, которые достигаются в процессе музыкальной и физкультурной деятельности: ритмика, пение, подвижные игры и танцы, упражнения.

Ключевые слова: детский сад, двигательная активность, здоровьесбережение, ритмика, психофизическое здоровье.

Движение – важный критерий развития ребенка-дошкольника, для которого тактильные ощущения являются ведущими в познании всего, что окружает. Опираясь именно на свой телесный опыт, который в свою очередь занимает всё дошкольное детство, ребёнок гармонично развивается, ведь недаром детские психологи говорят, что человек думает телом. Поэтому важные психические процессы формируются у детей дошкольного возраста через практическую деятельность. Из-за стремительного темпа жизни и занятости родителей, большую часть дня проводят в стенах образовательного учреждения, где комплексно и системно ведётся планомерная работа по физическому развитию в разных направлениях. Физическое развитие представляет собой приобретение опыта в двигательной сфере деятельности. Она способствует правильному формированию опорно — двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

 

Так, во время восприятия музыкального произведения, воспитанники проявляют реакцию движениями ног, корпуса и рук на звучащую мелодию. Например: слушая маршевую музыку, дети шагают с высоко поднятыми коленями, что развивает осанку и мышцы спины; слушая вальс –плавно качают руками из стороны в сторону, тем самым развивая пластичность и гибкость своего тела. Также практикуется во время исполнения валеологическихраспевок добавлятьдвижения по тексту. Картотеку валеологическихраспевок и самомассажа составляют методики Е. Макшанцевой, М. Картушиной, А. Евдотьевой и Е.Железновой.

Традиционный союз движения и музыки активизирует работу растущего организма. Метроритмическая составляющая прослушиваемых музыкальных пьес способствует слаженной работе сердечной системы и дыхательного аппарата, благотворно влияет на нервно-психическую деятельность и циркуляцию крови, ускоряет метаболизм. Исполнение разнохарактерных песен в сочетании с элементарными движениями являются, по своей сути, отличной дыхательной гимнастикой. В исполнении тематических песен, младшие дошкольники выполняют движения в соответствии с текстом.

В музыкально-ритмической деятельности дошкольники учатся выполнять следующие движения: разные виды шагов и подскоков, приседы, вращения, кружения, наклоны, покачивания. Здесь же ребята начинают учиться ориентироваться в пространстве благодаря играм-перестроениям «диагональ», «параллели», «клин», «полукруг» и т.д. Вышеперечисленные упражнения способствуют развитию координации, ловкости, вниманию и скорости движений детей.

Большой интерес на музыкальных занятиях вызывают творческие задания с элементами пантомимы, где раскрываются актёрские способности детей – этюды-перевоплощения в различных животных, птиц, героев сказок и мультфильмов. Подобные упражнения вызывают сильнейший эмоциональный отклик, уникальные двигательные реакции, увеличивают интерес к движению в целом.

Во время физкультурной деятельности девочки и мальчики чаще всего воссоздают следующие образы: косолапые медведи, тяжёлые слоны, прыгучие кенгуру, озорные обезьяны, ныряющие дельфины и многие другие. Таким образом, через игру ребёнок познаёт возможности своего тела, соотносит свои действия с действиями других, приобретает навыки общения и воображения, фантазирует.

Танцевальное творчество наиболее любимо детьми старшего дошкольного возраста. В основу программ музыкально-ритмического воспитания в ДОУ входят простейшие танцы разных народов с характерными колоритными элементами, а также общие коммуникативные и индивидуальные сюжетные танцы, музыкальные разминки, разядки.

Композиция выстраивается простая и доступная детскому восприятию, музыкальная форма обычно основывается на противопоставлении контрастных динамических частей (быстро – медленно, тихо – громко и т.д.), которая ведёт к яркой смене характера движений.

Процесс разучивания и исполнения танцевальных движений – по сути, процесс освоения закономерностей музыкальной формы, действенное средство развития у детей музыкально-слуховых представлений. С помощью движений ребенок может «войти» в звуковой поток, ощутить, прочувствовать и телесно пережить движущие его закономерности:

  • метрическую пульсацию;
  • чередование, сопоставление или контраст фраз, разделов, частей;
  • смысловые интонационно-ритмические акценты; кульминации и спады мелодических «волн» – линий и т.д.

Регулярные занятия танцами и ритмикой на музыкальных и физкультурных занятиях укрепляют мышцы верхних и нижних конечностей, внутренних органов; формируют правильную осанку; развивают чувство ритма и пластичность движений, что в конечном итоге положительно влияет на состояние здоровья воспитанников.

Движения и фигуры в народных танцах, представленных в программах по ритмике для детей, очень простые, несложные для запоминания. Фигурами танцев в основном являются естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброе, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные эмоции. Освоенные в танце, эти движения могут стать для детей своеобразными моделями, эталонами этикета в естественном процессе общения.

Музыкальная игра как раздел ритмики приобретает особое значение в физическом развитии детей, где последние часто проявляют творческую инициативу, создавая комбинации известных им движений: сочиняют элементарные танцевально-игровые сюжеты, добавляют к этому шумовые и речевые, мимические и пластические этюды.

Подводя итог, хочется отметить, что использование двигательной активности в сочетании со здоровьесберегающими технологиями помогает детям дошкольного возраста систематизировать знания о ЗОЖ; положительно влиять на важнейшие психофизические процессы организма; создавать доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых.

В оздоровительной работе с детьми каждому педагогу следует придерживаться важного врачебного принципа: «Не навреди!». Необходимо тщательно устанавливать щадящий режим звуковой нагрузки, так как эмоциональные и звуковые перегрузки могут привести к отрицательным результатам в психофизическом состоянии воспитанников, учитывать способности и состояние их здоровья, дозировать физическую нагрузку по каждому виду деятельности во избежание переутомления. Положительный эмоциональный фон всей двигательной активности детей в музыкальной и физкультурной деятельности является важным фактором оздоровления дошкольников. Таким образом, музыкально-ритмические упражнения являются эффективной психогимнастикой, средством координации состояния детей и их поведения.

Для сохранения здоровья детей важно организовать необходимую педагогическую поддержку, ведьздоровый ребёнок — это счастливый ребёнок!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Корнеева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного возраста: учеб. -метод. пособие под редакцией А.Н. Печёрской. – М.: «Русское слово», 2020. – 176 с.
  2. 2.Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. — М.: Юрайт, 2020. — 97 с.
  3. 3.Красилов К.М. О сущности здоровьесберегающего подхода в педагогике / К.М. Красилов // Сибирский педагогический журнал, 2019. — № 10. — С. 310- 314.
  4. 4.Лапина Н. А. Рабочая программа по дополнительному образованию «Хореография в ДОУ» «Весёлый каблучок». — 2019. 87с.
  5. 5.Смирнова Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания. — М.: Юрайт, 2020. — 122 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год