Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дидактическая игра в развитии внимания у дошкольников.
Занятия с детьми
Автор: Наумова Оксана Владимировна, Заборских Татьяна Николаевна, Римар Юлия Васильевна, Сергейчик Елена Николаевна, Постникова Светлана Владимировна, Захарова Ольга Николаевна   
30.10.2024 13:19

Дидактическая игра в развитии внимания у дошкольников.Дидактическая игра в развитии внимания у дошкольников.

МБ ДОУ "Детский сад #241" Авторы: Наумова Оксана Владимировна, Заборских Татьяна Николаевна, Римар Юлия Васильевна, Сергейчик Елена Николаевна, Постникова Светлана Владимировна, Захарова Ольга Николаевна

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Педагог многому может научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а также на прогулках и игре.

Согласно большинству отечественных концепций игра представляет собой важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений (Л. С. Выготский, Е.А. Аркин, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев). По мнению Д.Б. Эльконина она содержит «идеальную форму» взрослости; игра не разъединяет, а напротив, объединяет «мир взрослых» и «мир детей», обеспечивая создание условий для психического развития и взросления, подготовки ребенка к будущей жизни.

 

Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия и игры, которые очень важны для умственного воспитания детей.

Внимание дошкольников отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями. Ребёнок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угаснет его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключения внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом.

В зависимости от характера объекта, на который направленно внимание человека, различают внешнее и внутреннее внимание. Внешнее внимание, направленное на окружающие нас предметы и явления. Внутренне внимание, направленное на собственные мысли, чувства и переживания.

Таким образом, внимание – это главное условие для дисциплинированности, организованности умственной работы, которое необходимо развивать с помощью специальных упражнений и дидактических игр.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н.К. Крупская. Она придавала больное значение игре как одному из средств воспитания и формирования личности советских детей: «Игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания».

Игра для дошкольников способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения… В игре ребёнок развивается физически, приучается преодолевать трудности, воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.

Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детьми, относятся народные игры «Фанты», «Краски», «Что летает» и другие.

Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф.Фребелем. Но разработанные им игры были скорее сухими, скучными упражнениями, которые подавляли самостоятельность мысли ребенка и тем противоречили его же взглядами на игру как свободную творческую деятельность.

В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е.И. Тихеевой, разработавшей ряд для знакомства с окружающим и развития речи. Игры Тихеевой связанны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатными и словесные игры.

ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

НАСТОЛЬНО – ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ.

Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам, парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ:

Словесные игры построены на словах и действиях играющий. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

Таким образом сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает к быстрому и прочному запоминанию. Всё это делает дидактическую игру, важным средством подготовки детей к школе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бондаренко, А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре [Текст]. – М., 1983.
  2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]. – М., 1991.
  3. Давидчук, А.Н. Обучение и игра [Текст]. – М., 2006.
  4. Крутецкий, В.А. Психология [Текст]. – М., 1986.
  5. Немов Р.С. Психология 2 том. [Текст]. – М., 1998.
  6. Подьякова, С.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. [Текст]. – М., 1988.
  7. Петерс, В.А. Психология и педагогика [Текст]. – М.: Велби, проспект, 2005.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru Журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 43 (359) выйдет
26 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год