Дидактическая игра в развитии внимания у дошкольников. |
Занятия с детьми | |||
Автор: Наумова Оксана Владимировна, Заборских Татьяна Николаевна, Римар Юлия Васильевна, Сергейчик Елена Николаевна, Постникова Светлана Владимировна, Захарова Ольга Николаевна | |||
30.10.2024 13:19 | |||
Дидактическая игра в развитии внимания у дошкольников. МБ ДОУ "Детский сад #241" Авторы: Наумова Оксана Владимировна, Заборских Татьяна Николаевна, Римар Юлия Васильевна, Сергейчик Елена Николаевна, Постникова Светлана Владимировна, Захарова Ольга Николаевна Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Педагог многому может научить ребенка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов, а также на прогулках и игре. Согласно большинству отечественных концепций игра представляет собой важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений (Л. С. Выготский, Е.А. Аркин, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев). По мнению Д.Б. Эльконина она содержит «идеальную форму» взрослости; игра не разъединяет, а напротив, объединяет «мир взрослых» и «мир детей», обеспечивая создание условий для психического развития и взросления, подготовки ребенка к будущей жизни.
Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия и игры, которые очень важны для умственного воспитания детей. Внимание дошкольников отражает его интересы по отношению к окружающим предметам и выполняемым с ними действиями. Ребёнок сосредоточен на предмете или действии только до тех пор, пока не угаснет его интерес к этому предмету или действию. Появление нового предмета вызывает переключения внимания, поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. В зависимости от характера объекта, на который направленно внимание человека, различают внешнее и внутреннее внимание. Внешнее внимание, направленное на окружающие нас предметы и явления. Внутренне внимание, направленное на собственные мысли, чувства и переживания. Таким образом, внимание – это главное условие для дисциплинированности, организованности умственной работы, которое необходимо развивать с помощью специальных упражнений и дидактических игр. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н.К. Крупская. Она придавала больное значение игре как одному из средств воспитания и формирования личности советских детей: «Игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания». Игра для дошкольников способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения… В игре ребёнок развивается физически, приучается преодолевать трудности, воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива. Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детьми, относятся народные игры «Фанты», «Краски», «Что летает» и другие. Система дидактических игр для детского сада впервые была создана Ф.Фребелем. Но разработанные им игры были скорее сухими, скучными упражнениями, которые подавляли самостоятельность мысли ребенка и тем противоречили его же взглядами на игру как свободную творческую деятельность. В создании современной системы дидактических игр надо отметить роль Е.И. Тихеевой, разработавшей ряд для знакомства с окружающим и развития речи. Игры Тихеевой связанны с наблюдениями жизни и всегда сопровождаются словом. В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет воспитателю упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатными и словесные игры. ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. НАСТОЛЬНО – ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ. Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам, парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ: Словесные игры построены на словах и действиях играющий. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др. Таким образом сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность. Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает к быстрому и прочному запоминанию. Всё это делает дидактическую игру, важным средством подготовки детей к школе. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
|