Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАИ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ДОУ
Занятия с детьми
Автор: Григорьева Юлия Викторовна Чеченева Оксана Александровна Дворядкина Наталья Александровна Широких Лидия Михайловна   
01.12.2024 14:40

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАИ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ДОУСОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДАИ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ДОУ

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов»

Из устава Всемирной Организации Здравоохранения

В настоящее время наблюдается тенденция – все большее и большее количество детей имеют речевые нарушения. Число детей, нуждающихся в помощилогопеда, постоянно увеличивается, а тяжесть речевых нарушений возрастает. Аведьхорошо развитаяречь –этоважноеусловиеуспешногообучениявшколе.

У ряда детей с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в разви-тии двигательной сферы. Это проявляется в виде плохой координации сложныхдвижений, их недостаточной точности и ловкости, в виде выраженных затрудне-ний при выполнении упражнений по словесной инструкции. Характерными явля-ются некоторая скованность, отсутствие легкости и грациозности при выполненииупражнений.

 

Обращают на себя внимание и особенности мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязываети развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координациюпальцев. В специальных пробах отчетливо обнаруживаются резко выраженная за-медленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов, другиеособенности.

Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются удетейсдизартрией.

Всем известный факт, что чем выше двигательная активность ребенка, теминтенсивней развивается его речь. И наоборот, формирование движений происхо-дит при участии речи. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и под-твержденаисследованиями многих ученых, таких, как И.П. Павлов, А. А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями инавыками, развивается координация движений. Формирование движений проис-ходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляци-онныхорганов: губ, языка, нижней челюсти.

Поэтому в современном мире вопрос помощи детям с тяжелыми нарушени-ямиречи всебольшетребует комплексногоподхода.

В нашем детском саду ведется активная работа взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. Целью которой является по-мощь, которую можно оказать в условиях детского сада детям с нарушениями ре-чи. Для этого был составлен план совместной работы. В которую были включеныне только традиционные упражнения, но и инновационные технологии. В плани-ровании педагоги использовали принцип концентрического наращивания матери-ала по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем. Систематическое вы-полнениеиспользуемыхтехнологийиупражненийоказываетстимулирующеевлияниена развитиеречи детей.

Педагогами были определены совместные коррекционные задачи на разви-тиефонематическогослуха, артикуляции, речевогодыхания, голоса, грамматиче-

скогостроя, словаря, монологическойречи, коммуникативныхнавыков, мелкойиобщей моторики.

Дляразвитиямелкоймоторикииспользуютсятакиеупражнения, как:

  • пальчиковаягимнастикапотемамнедели
  • рукивзамок–круговыедвижениявлево–вправо, вперед–назад
  • разгибаниеисгибаниепоочереднопальцевизкулакаивкулак
  • круговые движения кистями
  • пальцы в замок–попеременное сгибание и разгибаниепальцев
  • тренировкар укивзахватемячейразличногодиаметра
  • «Су-Джоктерапия» идр.

А также японская методика пальцевого самомассажа. Так как все нервныеокончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом, система упражненийпредложеннойяпонскимученымЙосироЦуцумиспособствуетпсихическомууспокоению, предотвращаетразвитие утомлениявмозговыхцентрах.

  • массажпальцев, начинаясбольшого и до мизинца
  • массажладонныхповерхностейшариками «марблс»
  • массажгрецкимиорехами
  • массажшестиграннымикарандашами
  • массаж «четками» [3].

Упражнениядляразвитияобщеймоторики:

  • для формирования функции равновесия: выполняются на уменьшеннойили повышенной площади опоры – ходьба по гимнастической скамейке с переша-гиваниемчерезкубики, кегли, «ласточка»
  • для профилактики и лечения плоскостопия: ходьба на носках, ходьба погимнастической палке, катание мяча ногой, захватывание и перекладывание мел-ких предметовпальцами ног
  • улучшающие обмен веществ в организме: ходьба, подскоки, повороты, наклоны, «велосипед» и др.
  • улучшающие деятельность сердечно-сосудистой системы: отведение рук встороны, наклоны, потягивания, повороты
  • направленные на нормализацию мышечного тонуса: ходьба вперевалочкукакмедведь, вприседекакутенок, свысокимподниманиемколеней
  • на мышечную и эмоциональную релаксацию: ходьба в медленном темпе, упражнения, лежа на спине, «снеговиктает» идр.

Прирегулярныхтренировкахдыхательныхупражненийвырабатываютсязащитные механизмы, предохраняющие мозг от недостаточного кровоснабжения. Поэтому для развития речевого дыхания используется дыхательная гимнастика, котораяобъединенавсериюупражнений:

  • «Поиграемживотиками» –формированиедиафрагмальногодыхания.
  • «Узнайпозапаху» –выработкаглубокогодлительноговдоха, развитиеобоняния.
  • «Носикиротикпоучимдышать» –дифференциациявдохаивыдохачерезносирот, развитие внимания.
  • «Загони мяч в ворота» – выработка длительного, сильного, целенаправленноговыдоха, развитие глазомера.
  • «Погудим» –выработкадлительногоплавногоротовоговыдохаидр.

Для укрепления голосового аппарата используются упражнения, которыеактивизируют фонационный выдох, т. е. связь голоса с дыханием, отличающимсяпоэнергетическим затратам от речевого. В основном это «пропевание» громкоилитихо, грубо илиласково гласныхисогласных звуков.

Музыкально-ритмические упражнения, спортивные речевки развивают фонематическийслух иартикуляцию. Задачаучителя-логопеда–подобрать правильные стишки и распевки, учитывая развитие звуковой и слоговой структурыречи ребенка. Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, приинтенсивных движениях, детей делят на две подгруппы: одна выполняет движения, адругаяпроизноситтекст, затемони меняются местами.

Отдельно хотелось бы выделить подвижные игры. С их помощью нормали-зуетсямоторнаяфункция, повышаетсяактивность, развиваетсяподражательность, формируются игровые навыки, совершенствуются просодические компоненты речи. Подвижные игры одновременно помогают успешному формирова-нию речи. Развивается не только грамматический строй речи, но и монологическаяречь.

Планируя работу, педагоги учитывают физические возможности каждогоребенка. Подбираются подвижные игры с учетом двигательной активности. Игрыс движениями сочетаются с другими видами деятельности детей. Подвижная играс ее выраженным эмоциональным характером – одно из самых любимых занятийдошкольников.

Совместные действия взрослых и детей снимают неуверенность у ребенка, зажатость, которые часто связаны с личностными комплексами или речевыми дефектами.

Таким образом, только совместными усилиями можно укрепить здоровьеребенка, скоррегировать имеющиеся у него нарушения моторики, предупредитьформирование неправильных двигательных стереотипов, что несомненно будетспособствоватьразвитиюполноценнойличности.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год