План-конспект сюжетно-ролевой игры «Детский мир» для старшей возрастной группы |
Занятия с детьми | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор: Кравчук Валентина Григорьевна, Остроумова Наталья Николаевна | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20.05.2025 15:26 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель: Создание условий для формирования социального опыта детей средствами игровой деятельности. Задачи:
Активизация словаря: продавец, покупатель, платить в кассу, витрина, товар, кассир, названия музыкальных инструментов, оркестр, дирижёр, бармен, официант, уборщица, охранник.
Материалы и оборудование: бейджики, музыкальные инструменты, дидактические музыкальные игры, нотные сборники, касса, ценники, товары по отделам, кассовый аппарат, кошельки, деньги (игрушечные детские деньги), одежда для работников магазина, спецодежда для уборщицы, оборудование для уборки, для кассира — чеки, сумочки для покупателей, форма для бармена и официантки, бутылочки из-под соков, напитков, стеллажи для продуктов (для «кафе»), баночки из-под чая, кофе, игрушечный чайник, кофейник, игрушечные чашки с блюдцами, муляжи пирожных, меню, микрофон. Предварительная работа: беседа о работе продавца, уборщицы, грузчика, фасовщики, кассира, администратора, рассматривание муляжей фруктов, чтение художественной литературы, различные игровые ситуации, сделать кошельки своими руками, индивидуальная работа, беседа как вести себя в общественных местах. Предварительная работа: 1. Для решения первой задачи: Мероприятие: Экскурсия в магазин «Детский мир»: рассматривание обстановки магазина и оборудования, наблюдение за трудом работников магазина (продавец, кассир, уборщица, охранник), обратить внимание на слаженность в их работе. Наблюдение за тем, как покупатели выбирают товар в разных отделах магазина. Рассказ работников магазина о своей работе. Цель: формирование представления детей о работе магазина. Мероприятие: Видео-экскурсия «Музыкальные инструменты» Экскурсия в магазин «Музыкальных инструментов»: знакомство с ассортиментом магазина (рассказать о том, что бывают разные инструменты; рассматривание музыкальных инструментов, различных дополнительных аксессуаров), наблюдение за работой продавца. Цель: формирование представления детей о работе магазинов, где продают музыкальные инструменты. Мероприятие: Беседы с детьми на тему: «Музыкальные инструменты», «О труде взрослых в магазине, кафе», в которых рассказывается о том, что работники «Магазина», «Кафе», владеют различными профессиями, продают различные товары. Цель: формирование представлений детей о магазине и кафе, работе продавца, бармена и официанта. Мероприятие: Чтение литературных произведений:
Цель: развитие умений различать профессии (различать обязанности представителей профессии). Мероприятие: Дидактические игры: «У кого что?», «Четвертый лишний», «Кто больше назовет действий?», «Что из чего?», «Чего не стало?», «Кто что делает?», «Профессии». Цель: формирование умения находить отличительные признаки профессий. 2. Для решения второй задачи: Дидактические игры: «Что как звучит» «Оркестр», «На чём играю», «Музыкальное эхо», «Магазин». Цель: формирование умения действовать в соответствие с ролью. Мероприятие: Просмотр презентации о людях музыкальных профессий. Цель: обогащение впечатлений о людях музыкальных профессий. Мероприятие: составление рассказов детей от лица персонажей. Цель: развитие ролевой речи. 3. Для решения третьей задачи: Мероприятие: Рисование, раскрашивание музыкальных инструментов; рисование «Напитки, соки, пирожные». Цель: развитие творческого воображения. Мероприятие: Выполнение аппликации «Сок в стакане», «Музыкальные инструменты». Цель: формирование умения выполнять аппликации, отражать собственные впечатления в художественной деятельности. Мероприятие: Изготовление меню для кафе. Цель: развитие творческого воображения. Мероприятие: Выставка «Музыкальные инструменты своими руками» Цель: вовлечение в творческий процесс родителей воспитанников и самих воспитанников. Дидактическая игра «Кто больше» (кто из детей больше знает считалок). Цель: развитие умения использовать считалки. Мероприятие: Создание проблемных ситуаций: несколько детей претендуют на роль, никто не хочет выбирать определенную роль. Цель: формирование умения распределять роли по считалке, умения договариваться.
Предполагаемые роли и предполагаемые игровые действия
Построение ролевого диалога
Варианты распределения ролей: - по считалке - по желанию (дети договариваются между собой) 1-й вариант. Магазин «Детский мир». В магазин приходят покупатели. У входа их встречает охранник: «Добро пожаловать в наш магазин! Проходите, пожалуйста». Покупатели проходят в отдел «Музыкальные инструменты». Продавцы рассказывают о музыкальных инструментах, показывают их покупателям, предлагают поиграть на них. Затем предлагают пройти на кассу. Покупатели проходят на кассу. Кассир их вежливо обслуживает. Администратор предлагает посетить кафе «Василёк», где можно выбрать любой напиток и пирожное бесплатно, в честь открытия нового отдела магазина. Покупатели проходят в кафе. Официант предлагает меню, отдаёт заказ бармену. Официант приносит заказ. Администратор просит музыкантов, которые посетили магазин, сыграть на новых шумовых и русских народных инструментах. 2-й вариант. Создать проблемную ситуацию: В наш город приехал Оркестр «Весёлые нотки», но у них сломался металлофон, как мы можем им помочь. 3-й вариант. Дети находят рекламный лист, из которого они узнают об открытии нового магазина. Вариант окончания игры: 1-й вариант. Рабочий день закончен. Кассир сдаёт кассу директору. Сегодня все хорошо потрудились. За хорошую работу администратор просит директора продавцам выдать премию. Завтра наш магазин откроется, и снова мы продолжим работу. 2-й вариант. Магазин закрывается на перерыв, после чего мы опять продолжим работу. 3-й вариант. В кафе сработала пожарная сигнализация, администратор приносит свои извинения, кафе закрывается, посетители расходятся по домам. Роль педагога. Конкретную роль, которую занимает педагог – он директор или администратор. Подведение итогов игры: Чья роль вам понравилась больше? Почему? Какую роль вы хотели бы выбрать в следующий раз?
|