| ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ |
| Занятия с детьми | |
| Автор: Лиховцова Татьяна Ивановна, Алехина Наталья Сергеевна, Сазонова Елена Васильевна. | |
| 14.11.2025 20:38 | |
|
Лиховцова Т.И., воспитатель группы компенсирующей направленности, Алехина Н.С., воспитатель, Сазонова Е.В., воспитатель МБДОУ «Детский сад «Светлячок» общеразвивающего вида п. Чернянка Белгородской области Современная система дошкольного образования ставит перед педагогами ДОУ задачу — знакомить дошкольников с миром профессий взрослых, для того чтобы в будущем он мог успешно реализовать себя как личность в профессиональной среде и обладать чертами: педагога, исследователя, изобретателя, предпринимателя, экономиста. В педагогике это называется — введение дошкольников в профориентацию. Что же такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленная на ознакомление дошкольников с максимальным количеством профессий и оказание помощи подрастающему поколению в разумном выборе профессии, с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей, способностей и интересов. Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями. Именно в дошкольном возрасте закладываются базовые основы, определяющие в дальнейшем профессиональную направленность личности. Начиная с детского сада детям необходимо дать начальные и разнообразные представления о профессиях, специальностях, сформировать у них положительное отношение к труду. Работа по ранней профориентации с детьми старшего дошкольного возраста в МБДОУ «Светлячок» п. Чернянка осуществляется как в процессе совместной деятельности педагогов с детьми, так и в самостоятельной деятельности детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детейк миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.
Целью ранней профориентации дошкольников старшего возраста является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых, выявление способностей, склонностей, интересов и к определенным видам деятельности. Чтобы сформировать у детей интерес к миру труда и профессиям взрослых, педагоги активно используют в своей деятельностикак традиционные методы обучения и воспитания, так и инновационные педагогические технологии, направленные на формирование ранней профориентации у воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации. Это такие формы и методы работы как:
Действенным способом ознакомления детей с трудом взрослых являются наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Важно помнить, что наглядно воспринятое требует пояснений со стороны взрослого. В процессе дальнейших бесед и занятий с детьми группы обязательно уточняются, дополняются, закрепляются сведения, полученные ими во время наблюдений. В детской художественной литературе много произведений, посвященных труду. Стихотворения, рассказы, сказки, загадки о профессиях и орудиях труда, поговорки и пословицы о труде, трудолюбии, мастерстве, скороговорки, в которых упоминаются профессии и орудия труда, считалки, стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурные минутки помогают детям также в непринужденной форме получить новую информацию о профессиях и закрепить ранее полученные знания. Актуальным и очень эффективным методом в организации ранней профориентации старших дошкольников является метод проектов, который развивает творческие способности и коммуникативные навыки детей, дает возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Педагогами совместно с родителями и детьми были реализованы такие проекты как: «Юные модельеры», «Космодром», «Все профессии нужны, все профессии важны», «В мире профессий», «Кем быть?». Организация ранней профориентации детей в ДОУнаходится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Педагогами ДОУ широко используется «педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр». Данная технология сочетает элементы игры и обучения. В сюжетно-ролевой игре происходит воспроизведение детьми взрослого мира. Здесь они создают воображаемую ситуацию, перевоплощаются в образы окружающих его взрослых, беря на себя их роли, и выполняют его в созданной ими игровой обстановке. Сюжетно-ролевая игра является проводником детей старшего дошкольного возраста в профессию взрослых. Дошкольники с удовольствием играют в «Центр медицинской помощи», «Сеть супермаркетов», «Салон красоты», «Ателье» и др., обыгрывая различные сюжеты. В играх отражаются знания, поведение, впечатления, представления ребенка об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Для решения этой проблемы педагогами активно используются информационно-коммуникационные технологии: виртуальные экскурсии, например, «Знакомство с сельскохозяйственными профессиями», «Путешествие в театр», видеоуроки Тетушки Совы и т. д. Успешное осуществление вышеперечисленных форм работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-развивающей среды. Предметно- пространственная развивающая среда групп старшего дошкольного возраста включает в себя:
Организация ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста осуществляется в тесном контакте с семьями воспитанников. Хорошо зарекомендовала себя такая форма работы с семьей как «Встречи с интересными людьми», которая позволила родителям стать активными участниками образовательного пространства. Такие встречи обогащают представления детей об окружающем мире, развивают познавательный интерес, коммуникативные навыки, повышают родительский авторитет, способствуют укреплению детско-родительских отношений, а также решают задачи ранней профориентации дошкольников. Темы проводимых встреч самые разнообразные. Воспитанники познакомились с такими профессиями как: врач скорой помощи, пожарный, сотрудник ДПС, продавец, повар, строитель, учитель, фермер. Совместно с родителями были организованы фотовыставки «Помогаем маме», «Кем я работаю», оформлены альбомы «Профессии родителей», «Семейные династии». Также на сайте детского сада имеется новая рубрика «Ранняя профориентация», в которой родители в доступной форме рассказывают детям о своей профессии. Таким образом, ранняя детская профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми. Ранняя профориентация дошкольников является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
|



ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ








