Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

«Юные скрайберы» и «Маленькие фантазёры»
Занятия с детьми
Автор: Митченко Ольга Владимировна   
11.12.2025 18:22

«Юные скрайберы» и «Маленькие фантазёры»«Юные скрайберы» и «Маленькие фантазёры»

Одно из самых любимых занятий детей — это рисование. Занятия рисованием способствуют развитию связной речи: расширению активного и пассивного словаря детей, стимулируют развитие коммуникативной функции речи, развивают мелкую моторику рук. Через изобразительную деятельность детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Достигнуть качества связной речи младших дошкольников можно через активацию логического мышления, усиление творческой составляющей, максимально способствовать повышению качества образования через использование технологии «скрайбинг». Для «Скрайбинга», как и для нетрадиционного рисования, много не надо: всего лишь то, чем рисовать, то, на чём рисовать и тех, для кого эти рисунки предназначены. А когда эти две техники объединены в одной группе (дети 3-4 лет), как дополнительное образование, то это очень значимо для развития речи таких малышей.

 

Скрайбинг — новейшая техника презентации (от английского "scribe" — набрасывать эскизы или рисунки), изобретенная британским художником Эндрю Парком. Речь выступающего иллюстрируется с помощью фломастера «на лету» рисунками на белой доске (или листе бумаги). Получается, как бы «эффект параллельного следования», когда мы и слышим, и видим примерно одно и то же, при этом графический ряд фиксируется на ключевых моментах.

Рисовать можно чем угодно, и фломастерами, и карандашами, используя бумагу, презентационную доску. И самое главное, в этой технологии, всё-таки не схемы, а история, которая ведёт за собой повествование. Рисуя, ребенок воспроизводит, проговаривает то, что именно он изображает (сюжет). Глядя на рисунок, ребёнок может вспомнить услышанный рассказ и воспроизвести его хотя бы в общих чертах.

С помощью «скрайбинга» можно «экранизировать» сказки, стихи, загадки. В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие виды «скрайбинга»: аппликационный «скрайбинг» — параллельно с излагаемым материалом на листе бумаги, или на любом другом фоне выкладываются готовые изображения, соответствующие звучащему тексту. Рисованный. Классический вариант, когда взрослый или ребёнок рассказывает о чём-либо и в то же время рисует изображения, иллюстрирующие устный рассказ. Рисование и озвучивание должны совпадать по времени. Магнитный, при котором готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску. Фланелеграфный. Для такого скрайбинга нужна доска, обтянутая фланелью. На неё крепятся готовые фигурки и изображения, помогающие рассказать историю. Такой скрайбинг похож на импровизированный театр. Компьютерный. При создании такого скрайбинга используют специальные программы и онлайн-сервисы. Готовые зарисовки картинок воспроизводятся на экране и сопровождаются речью воспитателя.

Цель программы «Юные скрайберы» для детей 3-4 лет.

Развитие связной речи у детей 3-4 лет через использование технологии «скрайбинг» с элементами сказкотворчества.

Примерное содержание программы

Сентябрь

Обучение детей рассказыванию сказки с помощью «аппликационного» скрайбинга. Русские народные сказки.

Октябрь

Пересказ сказки. Обучение рассказыванию сказки с помощью «магнитного» скрайбинга.

Ноябрь

Чтение русской народной сказки. Обучение рассказыванию сказки с помощью «аппликационного» скрайбинга.

Декабрь

Чтение и заучивание стихотворения. Помочь запомнить стихотворение с помощью «рисованного» скрайбинга.

Январь

Пересказ русской народной сказки. Обучение рассказыванию сказки с помощью «фланелеграфного» скрайбинга.

Февраль

Пересказ рассказа. Совершенствовать умение пересказывать рассказ с помощью «магнитного" скрайбинга.

Март

Составление рассказа. Совершенствовать умение составлять рассказ с помощью «магнитного» скрайбинга.

Апрель

Пересказ рассказа. Совершенствовать умение пересказывать рассказ с помощью «апплекационного» скрайбинга. Заучивание стихотворения. Помочь запомнить стихотворение с помощью «рисованного скрайбинга.

Май

Составление рассказа. Совершенствовать умение составлять рассказ с помощью «магнитного» скрайбинга. Заучивание стихотворения. Помочь запомнить стихотворение с помощью «рисованного» скрайбинга.

Результат программы.

Развита связная речь, обогащен словарный запас. Сформирована речевая активность детей на 100%. Увеличена эффективность процесса запоминания.

Развиты познавательные процессы (внимание, память, мышление) в соответствии с возрастом. Сформировано желание пересказывать сказки, рассказы, стихотворения.

Материально-техническая база.

Дидактические картинки, магниты, доска, фломастеры, бумага.

Программа «Маленькие фантазеры» (нетрадиционное рисование с детьми 3-4 лет)

Дети 3–4 лет находятся на этапе активного формирования воображения, мышления и самостоятельности. Нетрадиционные техники рисования — рисование пальчиками, ладошками, отпечатывание, использование нестандартных материалов (губки, ватные палочки, зубные щётки и др.) — позволяют малышам свободно выражать свои эмоции и фантазии. Это способствует формированию индивидуальности и развитию креативности, что особенно важно в условиях стремительно меняющегося мира.

- Сенсорное и моторное развитие

В возрасте 3–4 лет у детей активно формируются мелкая моторика и сенсорное восприятие. Нетрадиционное рисование, включающее разнообразные способы нанесения изображения, способствует развитию координации движений, тактильной чувствительности, глазомера. Через экспериментирование с различными материалами и способами рисования у детей расширяется кругозор, формируются новые представления о свойствах предметов и явлений окружающего мира.

- Эмоциональное благополучие и социализация

Занятия нетрадиционным рисованием создают положительный эмоциональный настрой, снижают уровень тревожности, способствуют формированию позитивной самооценки. В процессе коллективного творчества у детей развиваются коммуникативные навыки, умение работать в группе, проявлять инициативу и поддерживать других.

- Индивидуализация образовательного процесса

Нетрадиционные методы рисования позволяют учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка: уровень развития моторики, интересы, темперамент. Такой подход способствует более успешной адаптации детей к образовательной среде, раскрытию их способностей и талантов.

Примерное содержание программы

Октябрь

«Осеннее деревце»

«Фруктовая корзинка»

Ноябрь

«Паучок»

«Мои любимые игрушки»

Декабрь

«Елочка — красавица»

«Украсим елочку бусами»

Январь

«Снеговички»

«Метель»

Февраль

«Украсим варежки»

«Курочка Ряба»

Март

«Цветы для любимой мамочки»

«Украсим платочек»

Апрель

«Космос»

«Весна в городе»

Май

«Мы творим!».

Цель программы:

Создание условий для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста посредством освоения различных техник нетрадиционного рисования.

Результат программы:

Дети проявят интерес к изобразительной деятельности и стремление экспериментировать с различными материалами и техниками.

Дети научатся различать цвета и формы.

У детей сформируется умение самостоятельно выбирать инструменты и способы выражения замысла.

У детей улучшится мелкая моторика рук, координация движений, что благотворно скажется на подготовке руки к письму.

Дети научатся уверенно пользуются инструментами для рисования.

Материально-техническая база:

Нестандартные материалы (губки, ватные палочки, зубные щётки и др.)

Митченко О.В., воспитатель высшей квалификационной категории,

Фейзуллаева А.Р., воспитатель первой квалификационной категории,

МБДОУ «ЦРР – д/с «Светлячок», город Абакан.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 45 (407) выйдет
10 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 34 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год
Скачать Номер 36 (398) за 2025 год
Скачать Номер 35 (397) за 2025 год
Скачать Номер 34 (396) за 2025 год