| Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры |
| Занятия с детьми | |||
| Автор: Сныткина Мария Владимировна | |||
| 25.12.2025 01:38 | |||
|
Сенсорное развитие играет важную роль в раннем детстве, особенно в возрасте 2-3 лет, когда дети активно познают окружающий мир посредством органов чувств. Именно в этот период закладываются основы восприятия цвета, формы, размера, фактуры предметов, звуков и запахов. Одним из эффективных методов формирования сенсорных способностей являются дидактические игры, специально разработанные для малышей. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены направления развития детей дошкольного возраста. В рамках познавательного развития осуществляется сенсорное воспитание ребенка, направленное на развитие первичных представлений об объектах окружающего мира.
Цель сенсорного воспитания: Основная цель сенсорного воспитания — развить у ребенка способность воспринимать и различать свойства объектов окружающей среды, стимулируя органы зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния. Это способствует формированию целостного представления о мире, развитию познавательной активности и подготовки к обучению в будущем. В процессе сенсорного развития совершенствуется функционирование всех органов чувств, происходит накопление представлений об окружающем мире. Проблеме сенсорного развития детей раннего возраста посвящены труды таких отечественных исследователей, как Л.А. Венгер, Ш.А. Абдуллаева, Э.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина и др. Возраст двух-трех лет относится к периоду раннего детства, когда происходит становление всех органов и систем человека. Именно этот возрастной период считается наиболее благоприятным для сенсорного развития ребенка [1]. От уровня сенсорного развития ребенка зависит успешность как умственного, так и физического воспитания детей, так как необходимо как можно боле точно видеть, слышать и осязать окружающую действительность [4]. Основные принципы организации дидактических игр:
Исходя из указанных обстоятельств, не вызывает сомнение факт, что работа по сенсорному развитию должна быть включена во все моменты жизни ребенка 2-3 лет. На 2–3 году жизни ребенок еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него еще только начинают накапливаться представление о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, а накопление этих представлений проходит через игру. Сенсорное развитие ребенка включает две взаимосвязанные стороны:
* овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и расчленено воспринимать окружающий мир. Сенсорное развитие проводится в рамках трудовой, продуктивной, образовательной деятельности, однако, в качестве основной формы деятельности в дошкольном возрасте выделяется игровая. Игра считается наиболее любимой и естественной деятельностью дошкольников [2]. В процессе игры ребенок обучается воспринимать предметы, начинает осваивать сенсорные эталоны, отрабатывает простейшие навыки сравнения, классификации, поиска закономерностей. В конечном счете, все это приводит к развитию сенсорной сферы детей. Дидактические игры носят преднамеренный характер, имеют обучающие цели. В рамках применения дидактических игр воспитатель получает возможность последовательно и систематически развивать сенсорную сферу детей. Педагог подбирает игровые упражнения последовательно, переходя от простого к сложному. Учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей 2-3 лет. При использовании дидактических игр нельзя забывать, что дети сначала учатся узнавать предметы и действовать с ними и только потом обучаются называть их. Соответственно, на начальном этапе воспитатель не требует произнесения слов-названий, а ограничивается жестами и движениями. От детей требуется показать на предмет, принести его и только потом воспитатель может переходит к просьбам назвать предмет. Постепенно к трем годам с развитием восприятия у ребенка развивается и речь, а также накапливаются знания об окружающем мире. Одни и те же дидактические игры воспитатель в несколько модифицированном виде использует в ходе разных видов занятий с детьми. Например, используя дидактическую игру «Чудесный мешочек», для того чтобы научить детей различать величину, на одном занятии могут быть использованы большие и маленькие шарики, а на другом — большие и маленькие матрешки или собачки [5]. Если на групповых занятиях у ребенка имеются значительнее трудности, то воспитателю следует проводить индивидуальные занятия, так как дальнейшее повторение при групповой работе приведет к снижению интереса к играм у остальных детей. Подбирая дидактические игры и материал для них, следует помнить о возможностях народных игрушек. Детей привлекает красочность башенок, матрешек, кубиков, разборных шаров. Играя с ними, ребенок параллельно учится действовать с предметами и осваивает сенсорные эталоны. Проводя игры, воспитатель должен помнить о необходимости положительных эмоций у детей. Дети должны охотно и с удовольствием участвовать в играх. В рамках сенсорного воспитания посредством дидактических игр следует привлекать и родителей воспитанников. Родителей необходимо ознакомить с ассортиментом дидактических игр, развить у них заинтересованность в проведении игр в домашних условиях. Работая по данной теме, я провела рад консультаций, бесед, родительских собраний в группе, что помогло систематизировать материал по сенсорному развитию у детей 2-3 лет посредством дидактических игр. Родители активно участвовали в обогащении предметной среды группы. Также они научились самостоятельно подбирать и проводить дидактические игры. Кроме того, в процессе работы мною была создана картотека дидактических игр, которые могут использовать воспитатели в процессе реализации сенсорного развития детей: на развитие тактильных и вкусовых ощущений: для закрепления понятия формы: на закрепления понятия величины. на закрепление цвета. Примеры дидактических игр для сенсорного воспитания: Игра №1: "Волшебный мешочек" Цель: Развитие тактильных ощущений и умения определять форму предмета на ощупь. Материалы: Мешочек из плотной ткани, мелкие игрушки различной формы (шар, куб, пирамидка). Ход игры: Ребенок опускает руку в мешочек и пытается определить игрушку на ощупь, называя её вслух перед извлечением. Игра №2: "Цветовая мозаика" Цель: Закрепление представлений о цвете и формирование цветовосприятия. Материалы: Картонные карточки разных цветов, фишки соответствующего оттенка. Ход игры: Ребёнок сортирует фишки по карточкам, называя каждый цвет ("красный", "желтый", "зеленый"). Игра №3: "Звуковая дорожка" Цель: Формирование слухового внимания и способности распознавать звуки. Материалы: Колокольчики, погремушки, барабан, деревянные ложки. Ход игры: Взрослый производит звук одним предметом, ребенок закрыв глаза, определяет источник звука. Игра №4: "Что вкуснее?" Цель: Обучение восприятию вкусов и запаха продуктов питания. Материалы: Фрукты, овощи, соки, сухофрукты. Ход игры: Предложив ребенку попробовать разные продукты, взрослый просит назвать вкус и аромат ( «яблоко сладкое», «лимон кислый»). Рекомендации педагогам и родителям: - Регулярно проводить игровые упражнения дома и в детском саду. - Поддерживать интерес ребёнка похвалой и поощрением. - Избегать перегрузки информацией, давая малышу отдохнуть между заданиями. - Следить за эмоциональным состоянием малыша, делая занятия позитивными и радостными. Таким образом, правильно организованные дидактические игры способствуют эффективному сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста, создавая благоприятные условия для дальнейшего интеллектуального и личностного роста. Проблема сенсорного развития детей 2-3 лет через дидактические игры является приоритетной, имеет важнейшее значение в развитии ребенкаданного возраста и требует пристального внимания от воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Применение дидактической игры для сенсорного развития будет эффективным в том случае, если воспитатель хорошо представляет цели и задачи работы с детьми, умеет подобрать игровой материал и организовать ход игры. Список литературы
|



Сенсорное развитие детей 2-3 лет через дидактические игры








