Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Значение сюжетно-ролевой игры для детей дошкольного возраста»
Занятия с детьми
Автор: Данилова Лидия Николаевна   
29.04.2015 10:34

«Значение сюжетно-ролевой игры для детей дошкольного возраста»«Значение сюжетно-ролевой игры для детей дошкольного возраста»

Воспитатель высшей квалификационной категории Данилова Л.Н., Орловская область г. Мценск МБ ДОУ детский сад комбинированного вида № 9

Дошкольный возраст. Сюжетно-ролевая игра.

К трём годам ребёнок уже достаточно хорошо говорит, ходит и бегает. Это даёт ему возможность открывать окружающий мир за пределами семьи. Чувствуя себя таким же «большим» существом, как и окружающие его люди, он примеряет самые разнообразные «взрослые» роли: начинает сравнивать себя с ними, проявляет неограниченную любознательность. Так, идентифицируя себя с окружающими взрослыми, с фольклорными и литературными персонажами, с животными, ребёнок учится развивать ролевую игру. Своеобразный «девиз» этого возрастного периода: «Я могу быть таким же, как кто угодно другой», «Я могу быть тем, кем я могу себя вообразить».

В более старшем дошкольном возрасте игра «оставляет в наследство» способность проявить инициативу, развитое творческое воображение, гибкость в принятии решений и способность брать на себя различные роли в общении с людьми. Вот почему для развития так важна именно самостоятельная, спонтанная игра. Участие взрослого уместно только в роли подсказчика. Он может предложить разыграть тот или иной сюжет, ту или иную игровую ситуацию. Никаких наставлений, ведь тем самым ребёнок «проигрывает» в личностном развитии, теряет способность действовать самостоятельно.

 

Интересно, что совершенно свободная и ничем не ограниченная ролевая игра к концу дошкольного возраста постепенно всё больше и больше регламентируется: дети теперь уделяют внимание тому, насколько правильно их партнёр разыгрывает ту или иную роль, поправляют друг друга. Внимание к «правильности исполнения» — зародыш будущего стремления в любой деятельности добиваться совершенства (что особенно значимо в младшем школьном возрасте). Вот почему психологи характеризуют игру прежде всего как «школу произвольности». Стремясь правильно исполнить роль, ребёнок учится подчинять своё поведение образцу. Это умение особенно пригодится в школе.

Однако «перестройка» психологического развития на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста глубже, чем приобретение умения действовать по образцу. Ведь перестраивается мотивационная сфера ребёнка — теперь его привлекает возможность делать что-то действительно хорошо. Это обеспечивает и переход к школьному обучению, где стремление достигать совершенства частично реализуется и приводит к тому, что доминирующими становятся игры с правилами.

Игру традиционно связывают с детством и описывают её как деятельность в условной воображаемой ситуации. Игру можно рассматривать в самом широком контексте — от игр животных через игры детей к играм взрослых. Её можно определять и как исследовательскую деятельность, которая, однако, не направлена на достижение целесообразного результата; как активность, в которой нет никакой функциональной необходимости. В этой связи невольно возникает вопрос: для чего же играют люди — дети и взрослые? Ответ будет звучать так: для удовольствия, которое человек получает благодаря собственной деятельности. Игра, как отмечает Й.Хейзинга, не диктуется физической необходимостью: она лежит за рамками процесса непосредственного удовлетворения нужд и страстей.

Однако нецелесообразность игры вовсе не исключает её полезного результата, как и то, что она перестаёт быть игрой, если приносит некий полезный результат. С помощью игры человек имеет возможность развивать в себе те или иные качества (силу, ум, координацию движений, внимание и т.п.), получать новые знания о мире, испытывать переживания, которые по тем или иным причинам недостижимы в обычной жизни.

Первая функция игры — развивающая — описана наиболее полно, особенно в контексте её значимости для становления личности ребёнка.

Одни игры развивают силу, выносливость; другие — ум; третьи — ряд взаимосвязанных качеств. При этом в каждой игре своя иерархия. Так, интеллект необходимо проявлять в любой игре, но в одних он будет второстепенным фактором, в других — главным условием успеха.

Вторая функция — компенсаторная — основана на том, что игра предстаёт как иная реальность, выступающая рукотворным оазисом в хаосе реальной жизни. Ребёнка она привлекает возможностью раскрыть способности, которые сложно реализовать во взрослом мире. Игра — это действия в альтернативной реальности. Или действия, направленные на создание альтернативной реальности, в той или иной мере похожей на мир, который мы привыкли видеть вокруг себя, но в значительной степени от него отличающейся.

Благодаря своей альтернативной реальности игра обладает терапевтическим потенциалом. Ребёнок «отыгрывает» страхи, переживает запретные для реального взаимодействия эмоции, порой ведёт себя агрессивно, хотя в иной обстановке не осмелится на такое поведение. В игре опасные или слишком трудоёмкие действия обычно замещаются действиями по правилам, что делает их безопаснее. Поэтому у играющего есть возможность развивать в себе определённые качества, моделируя опасные действия в относительно безопасной форме. Как и многие другие модели, игра обеспечивает более экономное воспроизведение тех или иных процессов реальной жизни с точки зрения средств, времени и риска.

В понимании Зигмунда Фрейда значительная часть игры — это проекция: игрушки как бы замещают самого ребёнка и его окружение; играющий приписывает им свои побуждения. В игре не он, а куклы — злые волшебники, ведьмы — ведут себя плохо. Заменяя объект или повторяя неприятные события из своей жизни, ребёнок справляется с пугающими его факторами, с неприятными событиями. Например, погружая куклу в воду или бросая её об стену, выражает чувство ревности к новорождённому брату; «угощая» кукол горьким лекарством, сопереживает игровым персонажам.

Ранний возраст. Начало игры.

Игра как деятельность в условной ситуации возникает тогда, когда ребёнок начинает пользоваться предметами-заместителями, т.е. в полтора- два года. До этого времени его действия носят скорее ориентировочный характер, чем игровой, и направлены на исследование физических свойств предмета. К пониманию функций предмета ребёнок приходит в возрасте одного года — полутора лет. Теперь он использует игрушку уже не как носителя определённых физических свойств, а как средство для достижения определенного результата. Понимание функций предмета даёт ему возможность использовать его так, как используют взрослые. Это понимание на третьем году жизни переходит в страстное стремление действовать предметами самостоятельно — как мама или папа. Ведь родители — это первые люди, с которыми малыш идентифицирует и сравнивает себя.

Особенность раннего возраста — сильнейшая идентификация себя с одним из родителей, стремление действовать так, как он. А это уже первый шаг к ролевой игре.

Нормальное поведение для этого возрастного периода — амбивалентное отношение к матери, т.е. сочетание агрессии (поскольку мама часто не даёт возможности делать то, что хочется) с привязанностью. Агрессия — показатель того, что ребёнок пытается отстоять «самость». Долгосрочные последствия этого периода в жизни ребёнка — способность самостоятельно не только ставить цель, но и достигать результата. Поэтому абсолютный родительский запрет на агрессию может стать фактором риска, а следствием — неспособность ребёнка проявлять инициативу.

Взрослым ребёнок начинает чувствовать себя уже в два-три года. По вполне понятным причинам он не может реализовать свою социальную потребность. Однако его умение действовать с предметом-заместителем, «открытие» символической способности слова дают возможность реализовать своё желание в игре как взрослому, но в условной ситуации. Иными словами, культура «вытесняет» активность в русло игры. Первая ролевая игра — это копирование действий мамы или папы, игра, в ходе которой ребёнок выступает по отношению к игрушкам как умелый и опытный взрослый: как мама или пап, кормит своих кукол, варит им кашу или суп, укладывает спать, учит умываться, застилать постель. Итог: «Я такой же, как мама (или папа), но самостоятелен». Эта первая идентификация открывает путь к самым различным идентификациям в более старшем возрасте, к разнообразным сюжетно-ролевым играм.

Как преодолеть неуживчивость ребёнка, его отстранённость, неприспособленность к миру людей? По мнению психологов, есть только один выход из этого критического положения: взрослым следует установить с малышами тёплые, душевные отношения, проявить неподдельный интерес к его проблемам.

Такую возможность предоставляет игра, которая способствует личностному росту и развитию ребёнка, но лишь при условии участия в ней взрослых.

Воспитателям следует не только уделять особое внимание организации и проведению игр в детском саду, но и проводить разъяснительную работу среди родителей о необходимости их участия в детских играх.

Наблюдая за поведением ребёнка в игре, взрослый учится понимать его проблемы, невысказанные переживания, признавая право ребёнка на выражение своих чувств и эмоций.

Взяв на себя роль в игре, взрослый показывает образец общения между людьми в разных социальных ситуациях; демонстрирует примеры творчества в ходе придумывания новых сюжетов.

Общие задачи развития ребёнка в сюжетной игре.

В дошкольном возрасте дети начинают ориентироваться на мир взрослых и стремятся воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или «преобразовать» какую-либо ситуацию и тем самым приблизить её к себе.

Средством для воспроизведения социальной действительности является игровое действие, предполагающее определённую степень условности.

Учитывая особенности игровой деятельности дошкольников, можно выделить задачи социального и нравственного развития ребёнка, а также развития его творчества и воображения.

Решение этих задач предполагает тесное взаимодействие детского сада и семьи с учётом психологических особенностей каждого возрастного периода дошкольников.

Задачи социального и нравственного развития

детей в игре.

Пятый год жизни

1. Знакомить ребёнка с основными областями социальной жизни и интересными событиями, поступками людей.

В семье

  • Рассказывать ребёнку:

о семейных обязанностях и гуманных отношениях между членами семьи; о своём детстве (игра, друзья, интересные события); о своей профессии и работе родственников.

  • Беседовать о деятельности людей, работающих в хорошо знакомых детям организациях (магазин, больница, общественный транспорт). Раскрывать круг их профессиональных обязанностей, особенности отношений между людьми на производстве.
  • Наблюдать за общением людей при посещении магазинов, театров, поликлиник и других общественных мест.

В детском саду

  • Знакомить детей с трудовой, культурной, бытовой жизнью людей.
  • На экскурсиях, в ходе бесед, чтения художественной литературы, рассматривания произведений изобразительного искусства поддерживать интерес к деятельности и взаимоотношениям людей.
  • Поощрять рассказы детей о профессии, отдыхе, увлечениях своих родственников, о случаях их жизни. Рассматривать семейные альбомы, слайды, видеофильмы из домашней видеотеки.
  • Знакомить с поведением людей в различных жизненных ситуациях.

2. Организовать совместную игру с детьми.

В семье

  • Принимать участие в игре по желанию ребёнка и с его согласия.

Предварительно в общих чертах обговорить сюжеты игры; назвать свою

роль, согласовать совместные действия, установить ролевые отношения

  • Позволяя ребёнку занимать в игре «главные» роли, преодолевать устоявшийся стереотип общения «взрослый-ребёнок».
  • Избегать авторитарной позиции, подавляющей инициативу ребёнка ( «ребёнок — равный партнёр»).
  • Поддерживать стремление ребёнка действовать сообща.
  • Отказаться от критики в адрес ребёнка, позволяя ему свободно погрузиться в мир своих переживаний, реализовать собственные замыслы.

В детском саду

  • Организуя групповые игры (по 3-4 человека), учитывать индивидуальные особенности детей и их игровой опыт. (Особого внимания требуют дети неуверенные, зависимые, робкие, а также несдержанные, стремящиеся навязать свою волю другим.)
  • Способствовать тому, чтобы дети согласовывали свои желания, действия с партнёрами, понимали смысл их действий и поступков. Поощрять дружеские отношения и стремление к взаимопомощи.
  • Ввести в практику наблюдение за действиями и ролевым поведением партнёров, с этой целью после игры (в процессе специально организованной беседы) восстанавливать её ход, вспоминать поведение и высказывания участников.
  • В ходе игры поддерживать с детьми доверительные отношения, отказаться от оценочных суждений.

3. Создавать условия для самостоятельной игровой деятельности.

В семье

  • Знать любимые игры своих детей, поощрять их, создавать для них необходимые условия: выделить место для игры, приобрести игрушки по теме (например, «Семья», «Магазин», «Больница», «Транспорт» и т.д.)
  • Поощрять стремление ребёнка-использовать в игре предметы- заместители: колёсики, бруски, кубики, палочки, куски материи, платки и т.д.
  • Предоставить ребёнку возможность наряжаться в соответствии с придуманной им ролью.
  • Организовать хранение игрушек в легкодоступных для ребёнка местах. По возможности следует избегать беспорядочного хранения игрушек в больших коробках.
  • С уважением относиться к детской игре, поддерживать инициативу, проявлять искренний интерес к игре.
  • Понимать и признавать желания, эмоции в самостоятельных играх детей, быть терпеливыми и избегать оценок чувств, проявляемых дошкольниками.
  • Позволять ребёнку выбирать игрушки, роли, сюжет, не вмешиваясь в игру, но поддерживая её извне.
  • Создавать у ребёнка уверенность в том, что никто не прервёт игру и не вмешается в неё без его ведома.

В детском саду

  • Предоставить:

пространство для игры (игровые комнаты, уголки в группе, в беседке, на

участке детского сада);

наборы игрушек и различный материал, который можно использовать в

качестве заместителей.

  • Разрешать детям приносить из дома любимые игрушки.
  • Создавать переносные игровые комнаты.
  • Стремиться к установлению доверительных отношений с детьми, проявлять внимание к их чувствам и эмоциям в процессе игры.
  • Использовать игру как средство диагностики эмоционального благополучия ребёнка.
  • Внимательно относиться к детским потребностям и интересам, так как их игнорирование приводит к тому, что дети престают выражать их.
  • Поощрять самостоятельность и инициативу, дружеские контакты.
  • Уделять пристальное внимание конфликтам в игре. Ориентировать детей на самостоятельное решение возникших в игре проблем, вмешиваясь только в крайних случаях. Некоторые конфликты обсуждать с детьми после игры.
  • Позволять детям самим выбирать себе товарищей по игре.

В семье

  • Вместе с детьми придумывать и разыгрывать истории, когда вымышленные герои действуют в реальных ситуациях (например, зайчонок пришёл с мамой в парикмахерскую).
  • Широко применять приём замещения (например, заменять градусник палочкой, а затем словом и соответствующим действием без предмета).
  • Поощрять игровые действия с воображаемыми предметами (например, изображать катание коляски, купание малыша).
  • Поддерживать стремление ребёнка к перевоплощению, подражанию звукам, имитации движений.
  • Вместе с ребёнком в пределах одного сюжета придумывать несколько взаимосвязанных ролей и событий (например, мама варит дочке кашу, уговаривает дочку есть, гуляет с ней, встречает с работы папу, общается с ним, рассказывает, как прошёл день, как вела себя дочка).
  • Вместе с ребёнком вводить в игру воображаемых персонажей (например, в семье ребёнка поселился гномик), устанавливать с ними ролевые отношения, обращаться к ним с речью, совершать игровые действия.

Сочинять смешные истории, «небывальщину».

  • Поощрять стремление детей действовать в воображаемой ситуации, с воображаемыми героями (например, представить жизнь человечков- сосулек в холодильнике).
  • Желательно применять в игре разнообразные приёмы для развития творчества:

оживление неживого и овеществление живого (например, подушка заговорила, а черепаха превратилась в камень);

наделение вещей и животных человеческими качествами и поступками (например, упрямый башмачок).

В детском саду

  • При организации предметной среды желательно отдавать предпочтение динамичным конструкциям, легко собирающимся, многоцелевым (коробки, раздвижные ширмы, модули, палатки, шалаши), а также материалу, который может быть использован для строительства жилищ и для обозначения территории игры (куски картона, поролона, целлофана).

Иметь игрушки по темам «Семья», «Детский сад», «Больница»,

«Магазин» и т.д., а также предметы-заместители (бруски, камешки, тряпочки, палочки, пластиковые бутылочки).

  • Обратить особое внимание на создание игровой среды, способствующей творческому самовыражению: вода, песок, кубики, шарики.
  • Развивать способность свободно импровизировать на выбранную детьми тему.
  • Вместе с детьми придумывать:

истории, где они выступают в качестве реальных действующих лиц,

называют себя своими настоящими именами, ^

истории, реально произошедшие с ребёнком, но в которых он действует

от имени вымышленного лиц 1.

  • Организовывать игры с участием трёх-четырёх детей, придумывая вместе с ними разнообразные сюжеты, включающие три-четыре эпизода. Вводить новых персонажей в привычные сюжеты, придумывать необычные действия, события.
  • Способствовать формированию у детей гибкого ролевого поведения, т.е. воспитатель, участвуя в игре, выполняет несколько ролей последовательно, в то время как роль ребёнка остаётся неизменной (например, ребёнок исполняет роль мамы, а воспитатель становится то дочкой, то папой, то бабушкой). Затем, наоборот, роль воспитателя становится неизменной, а ребёнок меняет роли.
  • Стимулировать речевые обращения к партнёру, уточняющие его действия и намерения. Обозначать свою роль и роль партнёра. Понимать воображаемые действия партнёра, с его согласия продолжать

их.

Шестой год жизни

1. Знакомить детей с некоторыми областями социальной жизни, общественными событиями и поступками людей.

В семье

  • Продолжать рассказывать и читать детям о быте и труде взрослых.

При посещении общественных учреждений (театр, цирк, магазин и т.д.) обращать внимание на работу людей и их взаимоотношения.

Беседовать о конструкторах, архитекторах, скульпторах, модельерах, т.е. о людях, профессиональная деятельность которых ребёнку недостаточно известна.

  • Рассказывать о своём детстве, а также детстве бабушек, дедушек и других родственников.
  • Знакомить ребёнка со своими взрослыми друзьями и способствовать их общению.
  • Учитывая возрастающий интерес детей к сверстникам, беседовать с ребёнком о его товарищах.

В детском саду

  • Знакомить детей с наиболее значимыми событиями общественной

жизни (полёты в космос и т.п.).

  • На экскурсиях, при чтении художественной литературы, рассматривании произведений изобразительного искусства продолжать знакомить с трудовой деятельностью людей. Особое внимание обратить на её социальную направленность и коллективный характер.
  • Раскрывать взаимосвязь между:

разными видами общественных учреждений (больница — аптека,

ресторан -магазин);

различными профессиями (продавец и шофёр, доктор и аптекарь и т.п.).

  • Обращать внимание детей на то, что один и тот же человек в разных социальных условиях имеет различные обязанности (дома — мама, жена, дочь, на работе — врач).
  • Устраивать встречи с родителями и другими родственниками детей.
  • Организовывать встречи с интересными людьми.

2. Организовывать совместную игру с детьми.

В семье

  • Вступать в совместную игру только по желанию ребёнка. В игре не критиковать и не давать оценку поведения детей.
  • Взяв на себя роль, показывать образцы делового (покупатель — продавец) и личностного (мама — сын) общения.
  • Правдиво и эмоционально исполнять свою роль, избегая пассивности и равнодушия, побуждать ребёнка действовать также.
  • Учитывать индивидуальные особенности детей (например, робким предоставлять возможность исполнять главные роли; ребёнка, сосредоточенного на своих желаниях, ориентировать на проблемы других людей и т.п.).
  • Играя с ребёнком, устанавливать близкие, доверительные отношения, уважать его мир, детские ценности.
  • Подбирать игры, в которых дети больше узнают о своих родственниках (например, выбирать в «магазине» подарки для своих близких, учитывая их возраст, вкусы и интересы).

В детском саду

  • Способствовать возникновению у ребёнка позитивного отношения к самому себе, развитию высокой самооценки.
  • Участвовать в игре в качестве равного партнёра.
  • Организуя игру, способствовать повышению культуры поведения её участников. Придумывать в ходе игры ситуации, требующие от детей внимания к партнёрам.
  • Ввести в практику самостоятельное распределение ролей, совместный подбор игрушек и оформление игрового пространства.
  • Использовать игру для улучшения реальных отношений между детьми; при обсуждении положительно оценивать примеры сотрудничества, взаимопомощи. Поощрять словесную и действенную поддержку партнёров, попытки самостоятельно и справедливо разрешать споры и конфликты, возникшие в игре.
  • Наделять исполняемые роли, помимо деловых функций, индивидуальными и личностными чертами (например, продавец, который любит сладкое).
  • Обогащать практику общения:

включать в одну группу детей с разным игровым опытом и личностными качествами (для этого время от времени разлучать «закадычных друзей», замкнутых и неуверенных в себе соединять с открытыми и сердечными);

регулярно проводить игры, объединяющие детей разных возрастов; организовать межгрупповые и совместные с родителями игры (например, в первобытных людей, в театр, Олимпиаду, зоопарк).

3. Создавать условия для самостоятельной игровой деятельности детей.

В семье

  • Предоставлять детям возможность самим создавать игрушки, атрибуты, используя строительно-конструктивные и технические умения.
  • Для обозначения пространства использовать коврики, дорожки, верёвки, куски ткани.
  • Из разнообразных вещей, отобранных ребёнком и сложенных в специальный ящик, создать «бабушкин сундук», «шкатулку с драгоценностями».
  • Способствовать речевому общению детей с куклами и другими игрушками, а также воображаемыми персонажами.
  • Признавать любые чувства, которые испытывает и выражает ребёнок в игре.
  • Одобрять организацию разнообразных по тематике игр.
  • Терпимо относиться к играм с повторяющейся тематикой.
  • Особое внимание и эмоциональную поддержку оказывать детям, которые мало играют и в играх выражают тревогу, печаль, агрессию.

В детском саду

  • Помогать детям изготавливать игрушки-самоделки.
  • Поощрять умение детей играть целыми группами, советуясь и помогая друг другу, обговаривая общую тему и более конкретную ситуацию.
  • Ребёнку, не включенному в игру, посоветовать самому найти способ участвовать в ней. (При отказе совместно с ним найти способ установления контактов с детьми.)
  • Обратить особое внимание на детей, склонных выражать стойкие негативные эмоции.
  • Позволять проявлять в самостоятельных играх организаторские способности, учить понимать замыслы партнёра, его интересы.
  • Оказывать косвенное влияние на игру, по желанию детей консультировать их, отвечать на вопросы.
  • По желанию детей проводить длительные игры, прекращая игру, как только интерес к ней иссякнет.

В семье

  • Предлагать для игры необычный материал: гофрированный картон, куски сетки, обоев, линолеума и т.п.
  • Поощрять инициативу ребёнка, не осуждать за беспорядок во время игры.

Для развития творчества использовать следующие приёмы:

  • «изменять» свойства привычных вещей и смысл ситуаций (например, в игре «дочки-матери» её участники живут среди вещей, сделанных из шоколада);
  • придумывать персонажей с шутливыми именами, совершающих необычные действия (например, у нас в семье появился Мальчик-с- пальчик, он питается воздухом, любит купаться и шалит);
  • играть в «превращения» (например, диван превратился в зелёную лужайку с цветами, а девочка — в бабочку; далее придумываются её приключения, вводятся новые участники игры);
  • используя сюжет любимой игры или сказки, придумывать новые действия, героев (например, в игре «Магазин» участвуют Незнайка и доктор Айболит).

В детском саду

  • Предоставлять детям возможность и время для разворачивания игрового действия, способствовать тому, чтобы в игре они чувствовали себя свободно и непринуждённо.
  • Подавать примеры творческого подхода в игре (например, придумывать новые способы использования знакомых предметов).
  • Предлагать объединить разные роли в один сюжет (например, маму с детьми лётчики перевозят на вертолёте на необитаемый остров).
  • Создавать условия, при которых ребёнок в одной игре последовательно исполняет две-три роли.
  • Способствовать придумыванию новых игровых сюжетов: «перевирание» привычных ситуаций, действий, поступков; опираясь на заранее приготовленные атрибуты (например, бинокль,

шляпа с полями, веер) или заданные слова (например, «вертолёт», «футбол», «слоны»);

объединять персонажей из разных сказок в один сюжет ( «салат из сказок»);

на основе сюжетов любимых сказок.

Седьмой год жизни.

1. Знакомить ребёнка с основными областями социальной жизни, интересными событиями, поступками людей.

В семье

  • Рассказывать о профессиональном мастерстве родственников, о случаях взаимопомощи, взаимовыручки на производстве.
  • Знакомить детей со случаями из своей жизни и трудовой деятельности. Обращать особое внимание на то, что труд родителей необходим другим людям.
  • По возможности расширять сферу реального общения ребёнка с разными людьми в различных ситуациях: в гостях, на отдыхе, в театре, на занятиях, в клубах и т.п.
  • Рассказывать, читать о культуре общения, правилах поведения.

В детском саду

  • Систематически знакомить ребёнка с наиболее значимыми событиями общественной жизни России и других стран.
  • При ознакомлении с окружающей действительностью обращать внимание на организацию профессиональной и общественной жизни людей (например, работа основных служб аэропорта, вокзала, больницы, детского сада, школы).
  • Устраивать встречи, беседы с сотрудниками детского сада, с родственниками детей, работниками разных сфер.

2. Организовывать совместную игру с детьми.

В семье

  • Обыгрывая знакомые ребёнку ситуации, создавать новые игровые сюжеты и принимать в них участие (например, игра в волшебного доктора).
  • Совместно сочинять словесные игры, придумывать истории со знакомыми и незнакомыми героями.
  • Участвуя в игре, уточнять намерения и смысл отдельных поступков ребёнка и сообщать о своих.
  • Способствовать тому, чтобы ребёнок поддерживал и развивал игровую идею других детей и сам предлагал сюжет.
  • Использовать праздники, дни рождения детей для проведения игр.
  • Систематически участвовать в играх, организуемых в детском саду.

В детском саду

  • Помогать развивать, детализировать, наполнять конкретным содержанием заданные темы игры (например, жизнь в джунглях, спасение дельфина и т.д.).
  • Учить детей придумывать новые сюжеты, уметь продолжить и развить замысел партнёра, использовать известные сказки в качестве материала для совместного придумывания необычных сюжетов.
  • Обращать внимание на то, как дети учитывают интересы друг друга, умеют договариваться об изменении сюжета по ходу игры. Учить в случае споров прибегать к жеребьёвке, считалкам, очерёдности.
  • При распределении ролей учитывать индивидуальные особенности детей и их реальную позицию в коллективе.
  • Вместе с детьми сформулировать правила гуманного отношения к партнёрам по игре и следить за их выполнением. Проводить игры, направленные на сплочение детей.
  • Практиковать словесные игры, речевое фантазирование.
  • Учитывая кругозор детей, обогащать тематику игр (например, выход человека в космос, жизнь на подводной лодке).
  • Практиковать совместные игры детей, педагогов и родителей.

3. Создавать условия для самостоятельной игровой деятельности детей. В семье

  • Бережно относиться к игровым замыслам детей, созданным в процессе игры постройкам и т.д.
  • Поощрять стремление находить и привлекать партнёров для игр.
  • Не критикуя, понимать и принимать игровое поведение ребёнка.

В детском саду

  • Поощрять стремление развернуть самостоятельную игру, подобрать партнёров, материал для игры.
  • Оказывать косвенное влияние на взаимоотношения детей в игре, предоставляя им самим решать возникшие проблемы.
  • После игры обсуждать справедливость принятых решений и споров.
  • Способствовать созданию и сохранению устойчивых игровых коллективов.

Задачи развития у детей творчества и воображения.

В семье

Поощрять стремление детей:

изображать животных;

вводить новые роли в старые сюжеты (например, Карлсон участвует в игре «дочки-матери»);

сочинять волшебные истории про самих себя;

придумывать приключения героев сказки в современных условиях (например, Колобок в семье, в детском саду);

наделять известных персонажей противоположными качествами (например, злая Золушка собирает своих добрых сестёр на бал).

  • Создавать новые правила игры (например, дети воспитывают родителей, водят их в «родительский» сад, покупают им сладости и игрушки и т.д.).
  • Придумывать продолжение известной сказки, изменяя поступки персонажа, наделяя его другим характером.
  • Сочинять словесные игры, поощрять игры в «небывальщину», учить подмечать «комическое» в действиях, поступках людей, персонажей

сказок.

  • Сочинять сказки.

В детском саду

  • Поощрять игры-имитации, звукоподражание, умение воспроизводить характерные движения, эмоциональные состояния.

Обогащать знакомые сюжеты за счёт:

введения новых необычных героев;

изменения начала или конца;

сочетания реалистичных ситуаций с фантастическими.

  • Придумывать игры с новыми сюжетами (например, детский сад — космодром, сюжет игры — подготовка к полёту и взлёт).
  • Для осознания детьми условности игры практиковать «действия наоборот» (например, вещи в доме оживают и начинают жить как люди, а люди превращаются в вещи).
  • Создавать игры по изменённым правилам (например, все большие предметы называть маленг кими, а все маленькие предметы — большими, мягкое называть твёрдым, чёрное — белым, Красной Шапочке присвоить поведение волка, а волку — поведение Красной Шапочки и т.д.).
  • Практиковать словесные игры, речевое фантазирование.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год