«Событие, как метод развивающего обучения дошкольников» |
Занятия с детьми | |||
Автор: Ковалева Ирина Валерьевна | |||
04.08.2025 15:56 | |||
Актуальностью данной темы является то, что федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает изменения в содержании и формах организации образовательного процесса. В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие», что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка. Одним из развивающих и в то же время естественных для дошкольников форматов организации жизни в группе может стать образовательное событие, т.е. особая ситуация, которая организуется педагогом в образовательных целях. В практической ежедневной работе передо мной встал вопрос: как организовать образовательное событие в нашей билингвальной группе «Маленькая страна», чтобы все его участники были активны — и дети, и взрослые. Поэтому объектом моего исследования стало — образовательное событие. Предметом — взаимодействие всех участников образовательного процесса, воспитатель, дети и родители, при его подготовке и организации. Целью- стало обобщение педагогического опыта работы по проведению и подготовке образовательного события для развития познавательных, творческих способностей детей. Для достижения цели, я определила следующие задачи:
Анализ теоретических исследований, практических рекомендаций позволил мне определить этапы работы, и наметить пути решения выявленных проблем. Чтобы организовать образовательное событие, я выделила несколько этапов:
Образовательное событие – это часть полноценного образовательного процесса, в него закладываются ситуации, при решении которых дети приобретают новые знания, умения, формируют представления. Это развернутая история, подчиненная единой теме, интересной и доступной для дошкольников, которая начинается с завязки, развития сюжета, кульминация и развязка (рефлексия). Лучше всего, если название темы будет вопрос, на который ответят дети, либо основное действие, на которое ориентируется вся событийная деятельность. Открытость образовательного события обеспечивается тем, что взрослые создают специальные условия для детского действия (обсуждение, участие в планировании), в результате которых дети выбирают, выстраивают и получают осмысленный и осознанный опыт, который превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели. Любой из участников (дошкольник, педагог, родители, муз. руководитель, физ. руководитель, помощник воспитателя) образовательного события – это действительно участник, а не зритель. У каждого свои мысли, своя деятельность, свои переживания, но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности. Образовательное событие требует от педагога особого внимания к эмоциям детей. Основным критерием успешности образовательного события является не выполнение всех задуманных мероприятий, а эмоциональный настрой детей, их вовлеченность в историю, происходящую в течении длительного времени. В любом случае детьми в сотрудничестве со взрослыми создается определенный продукт. Такие продукты могут быть, как материальные (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат выставки,), так и нематериальные (новое знание, образ, идея, отношение, переживание), и происходит рефлексия, обсуждение того, что планировали, что получилось. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка–это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Вся моя деятельность осуществляется на различных уровнях: при моделировании предметно-пространственной среды, проведении образовательной деятельности, в процессе режимных моментов, индивидуальной и групповых форм, взаимодействии с семьёй. Особенностью этой деятельности является то, что она носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации, требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, (среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты). Так, на первом и втором этапах, совместно определяем тематику, планируем цели и задачи предстоящего события. Важно помнить, что вхождение в каждое событие начинается беседой с детьми, о том, что они знают или что хотят узнать, что предполагают сделать, в ходе подготовки к встрече Нового года, Хэллоуина или празднику мам. Но на практике не всегда так получается, в зависимости от возраста, интересов детей, темпу развития, и стремлением родителей, поэтому наполнение образовательного события в каждой группе, отличаются объемом, направленностью содержания, темпом, продуктом детско-взрослого сотрудничества, результатом в целом. На данном этапе, учитывая возраст детей, я сама определяю цели и задачи образовательного события. Как правило, в мероприятии участвуют и специалисты детского сада, и они организуют данную деятельность совместно. Идет определение целей организованной образовательной деятельности разной по содержанию и форме, традиционной и нетрадиционной. Далее, я определяю, какие дополнительные ресурсы необходимы для проведения образовательного события (планируется совместная деятельность, в том числе и с родителями, разрабатывается модель достижения поставленной цели, определяются средства, необходимые для ее достижения, детализируется деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию). Через различные формы взаимодействия с семьями воспитанников повышается компетентность родителей по определённым вопросам, информирую родителей их о предстоящих мероприятиях, Широко использую информационные стенды, памятки, буклеты, родительскую почту. На третьем этапе, в процессе подготовки к образовательному событию я совместно с музыкальный руководителем, инструктором по физической культуре – организую совместные виды деятельности с детьми, в результате, воспитанники получают представления, знания и умения, которые будут необходимы при проведении образовательного события. Мною организуются различные виды деятельности, детям даются игровые задания, родители активно помогают выполнять творческие работы, осуществляется совместный просмотр тематических материалов. Но содержание основной образовательной программы детьми важно не только усвоить, но и уметь использовать в различных – сходных и нестандартных – ситуациях. Поэтому эффективность реализации поставленных задач, во многом зависит от содержания предметно-игровой среды. В её обогащении большое участие принимают родители. На этом этапе родители активно включаются в образовательный процесс и вместе с детьми участвуют в проектах, выставках, мастер-классах, творческих мастерских, принимают участие в театральных постановках.. Сегодня, вы смогли увидеть третий этап- подготовка к образовательного событию. Четвертый этап — самый яркий и долгожданный. Это проведение образовательного события. Яркая наглядность (оформление предметно-пространственнойсреды детскими работами, оформление места проведения события согласно тематике, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность – обязательные критерии подготовки образовательного события). Разработанная технология способствует решению задач основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе развитию познавательных и творческих способностей детей. Событиями у нас стали различные формы работы: праздник, тематическое развлечение, непосредственно-образовательная деятельность, развлечение-экспромт, развлечение-импровизация, сюжетно-ролевые игры, встречи с интересными людьми,, проектная деятельность, творческая мастерская (атрибуты к театрализованным представлениям, мастерим подарки для героя, сувениры..), экскурсия, дидактические игры, спортивные праздники, знакомство с театром, инсценирование сказок, экспериментирование.. Отмечу, что образовательные события определяются, как – привычные (календарные, народные праздники). Самыми яркими образовательными событиями в нашей билингвальной группе стали такие события как: «Гостья Хелен», «Парк динозавров», «День рождения», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и «День космонавтики», «Хеллоуин», «Цирк», «Я выбираю», «Фауна и морские обитатели родных островов», а также встречи с интересными людьми, кукольные театры в рамках тематических недель, различные акции. Последний этап — аналитический (рефлексия). По итогам образовательного события проводим обмен мнениями об участии в событии, все участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в образовательный процесс. Эффективность деятельности подтверждаем результатами: усвоения всеми детьми основной образовательной программы дошкольного образования, показателями творческих способностей. Таким образом, разработанная технология позволяет так организовать образовательное событие, чтобы все его участники были активны — и дети, и взрослые: воспитатели, специалисты дошкольной организации и семья воспитанников. А это будет способствовать решению задач основной образовательной программы дошкольного образования и успешному, плодотворному сотрудничеству воспитателя, детей и родителей.
|