Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Литотерапия как инновационная здоровьесберегающая образовательная технология в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Занятия с детьми
Автор: Сотникова Юлия Александровна   
01.07.2025 18:10

Литотерапия как инновационная здоровьесберегающая образовательная технология в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяЛитотерапия как инновационная здоровьесберегающая образовательная технология в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

УДК 376. 1

Lithotherapy as an Innovative Health-Preserving Approach to Teaching Preschool Children with Disabilities

Сотникова Юлия Александровна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 96», г. Курск, ulyasot@rambler. ru

Sotnikova Yulia Aleksandrovna, speech–language pathologist, Municipal Budgetary Pre-school Educational Institution «Kindergarten of Combined Type No. 96», Kursk, ulyasot@rambler. ru

Аннотация:

В статье представлен инновационный подход к здоровьесбережению детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелые нарушения речи, – использование технологии литотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда. Автором представлен положительный опыт применения нетрадиционных игр с морской галькой в сочетании с другими здоровьесберегающими технологиями, описаны направления коррекционно-развивающей работы с применением методов литотерапии.

Abstract

The article presents the use of lithotherapy in special-needs education as an innovative approach to health-preserving of preschool children with severe speech disorders. The author shares best practices of using original games with sea pebbles in combination with other health-preserving techniques, describes applications of lithotherapy in special-needs education.

Ключевые слова: литотерапия; инновационные здоровьесберегающие технологии; дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья; тяжелые нарушения речи; коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда.

 

Скачать конспект

Keywords: lithotherapy; innovative health-preserving techniques; preschool children with disabilities; severe speech disorders; special-needs education; speech-language pathologist.

Проблема здоровьесбережения детей в нашей стране поднимается на самом высоком уровне. Президент РФ Владимир Путин четко обозначил важность работы в этом направлении: «Воспитание здорового поколения – стратегическая задача России».

Решение поставленной президентом задачи по укреплению и сохранению здоровья детей является одной из приоритетных в современном образовании, что регламентируется и обеспечивается различными нормативными документами в этой сфере.

Новый этап реформ в сфере образования и здравоохранения, а также увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), актуализируют проблему здоровьесбережения для всех образовательных организаций, в том числе дошкольных. Дошкольная образовательная организация должна удовлетворять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обладать здоровьесберегающей средой, а также кадрами, владеющими современными здоровьесберегающими технологиями. Такие технологии представляют собой комплекс инструментов и методов по охране и стимулированию здоровья детей.

Сферу моих профессиональных интересов составляют дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, имеющие тяжелые нарушения речи и обучающиеся в условиях инклюзии в группах комбинированной направленности совместно с нормотипичными детьми. Практика показывает, что тяжелое речевое недоразвитие чаще всего сопровождается сопутствующими вторичными нарушениями познавательной, двигательной, эмоционально-волевой сфер, общей ослабленностью здоровья дошкольников с ОВЗ. В связи с этим у педагогов возникает необходимость проведения комплексной коррекционно-развивающей и оздоровительной работы с данной категорией детей.

Следуя требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), каждый современный педагог сталкивается с необходимостью овладевать новыми профессиональными компетенциями, умело сочетая традиционные и инновационные образовательные технологии, в том числе здоровьесберегающие.

Решение поставленной перед педагогами задачи поиска эффективных и актуальных средств здоровьесбережения порой подсказывают сами воспитанники.

Несмотря на активное использование в образовании интерактивных средств обучения, которые, несомненно, привлекают дошкольников своей яркостью и динамичностью в подаче информации, современные дети все же не теряют живого интереса к различным природным материалам. Дети увлеченно рассматривают натуральные камешки, перебирают их, охотно играют с песком и водой. Это открывает широкие возможности по использованию инновационных здоровьесберегающих технологий, в основе которых лежит применение объектов неживой природы.

Одной из них является литотерапия, которая предполагает применение природных минеральных материалов с целью воздействия на организм человека. Термин «литотерапия» в переводе с греческого означает «лечение камнями». Литотерапия в психолого-педагогической и логопедической практике – это метод коррекции с использованием натуральных камней и минералов.

Инновационность этого направления работы заключается в том, что методы литотерапии в настоящее время недостаточно изучены и в практике дошкольной образовательной организации еще не нашли широкого применения.

Внедрение технологии литотерапии в коррекционно-развивающую деятельность учителя-логопеда требует создания соответствующей предметно-пространственной здоровьесберегающей среды. Каждому творческому педагогу по силам оформить свое уникальное пособие с использованием морских камней, поскольку этот материал имеет целый ряд преимуществ: он доступный, бесплатный, натуральный, безопасный, долговечный, экологически чистый.

Примером такой здоровьесберегающей предметно-пространственной среды служит разработанное и оформленное мною пособие «Кладовая моря», которое включает «Морской сундучок» (фото 1), наполненный морской галькой разной формы, размера, окраски, а также бассейны с песком (обычным и кинетическим) и гидрогелем (фото 2). Некоторые камни в сундучке расписаны красками, на другие в технике декупаж наклеены различные предметные картинки, какие-то покрыты лаком, а остальные представлены в натуральном виде.

Так педагогическое творчество и фантазия позволяют превратить обычную морскую гальку в яркий, нестандартный, эстетически-привлекательный, а главное – интересный и полезный инструмент педагогического воздействия.

Данное пособие позволяет реализовать принципы ФГОС ДО и соответствует его требованиям: оно доступно, безопасно, мобильно, многофункционально, учитывает возрастные особенности детей.

Педагог, применяющий методы литотерапии, имеет возможность решать с их помощью множество задач по коррекции, развитию и здоровьесбережению. Технология литотерапии является универсальной, поскольку позволяет осуществлять ее интеграцию с другими здоровьесберегающими технологиями, такими как акватерапия, пескотерапия, арт-терапия, дыхательная и артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика и самомассаж, нейроигры.

Игры с морскими камнями можно сочетать с пескотерапией: выкладывать дорожки, картины, прятать и отыскивать камни в обычном и кинетическом песке, отраженно проговаривая при этом необходимый речевой материал, например, для автоматизации звуков.

Применение литотерапии совместно с акватерапией (используется бассейн с водой или гидрогелем) дает возможность бросать различные камни (с картинками, расписанные и неоформленные) в воду или гидрогель, разглядывать их в воде, доставать из бассейна. В процессе такой «морской рыбалки» легко закрепить с детьми названия обитателей морей и океанов и их детенышей.

Методы литотерапии позволяют выполнять самомассаж рук с помощью разнообразных приемов: перекатывая камни разных форм по ладони, поглаживая ладонью камни с гладкой и шероховатой поверхностью, сжимая их в кулачках, погружая руки в сухой бассейн с мелкими камешками. Такой самомассаж можно проводить с элементами контрастотермии, используя поочередно холодные и предварительно нагретые камни, что усиливает приток крови к тканям (фото 3). Все массажные движения выполняются с речевым сопровождением. Дорожки здоровья, выложенные на ковриках из крупной и мелкой гальки, позволяют выполнять приятный и полезный детям самомассаж стоп.

Выполнение упражнений на выработку целенаправленной воздушной струи, когда необходимо найти спрятанные в песке камни, раздувая песок через трубочку, позволяет детям почувствовать себя настоящими сыщиками. Процесс поиска камней в песке очень мотивирует детей, поддерживает их познавательный интерес и повышает концентрацию и устойчивость внимания.

«Морская зарядка» для органов артикуляции с использованием расписных камней и в сопровождении авторских двустиший позволяет детям выполнять знакомые упражнения в необычном формате, внося эффект новизны.

Таким образом, игры с камнями легко вплетаются в канву любого логопедического занятия на различных его этапах и одновременно со здоровьесбережением позволяют решить целый ряд коррекционных задач:

  • автоматизация и дифференциация звуков за счет проговаривания названий предметов на камнях с картинками;
  • звуковой анализ и синтез, обозначая наличие, место или количество звуков в слове с помощью камней;
  • закрепление графического образа буквы путем выкладывания, достраивания недостающих элементов буквы до целой из гальки разной формы;
  • коррекция слоговой структуры слов посредством выкладывания визуально-ритмических рядов, чередуя камни разной формы, размера или окраски;
  • обогащение и активизация словаря, используя камни с предметными картинками и дополнительный дидактический, иллюстративный и игровой материал;
  • усвоение лексических и грамматических средств языка и развитие связной речи, применяя все разнообразие камней, наполняющих «Морской сундучок».

Использование пособия «Кладовая моря» позволяет проводить различные дидактические игры, классифицировать, обобщать, подбирать ассоциативные пары.

Кроме того, игры с камнями способствуют развитию познавательных процессов, произвольного внимания, памяти, мышления, развитию творческого воображения и фантазии, зрительно-пространственной ориентировки, межполушарного взаимодействия, тактильно-кинестетической чувствительности, снятию эмоционального и мышечного напряжения.

Как показал опыт, методы литотерапии всегда вызывают у детей положительную реакцию – радость, улыбку, позитивные эмоции. Коррекционно-развивающая работа с применением этой инновационной здоровьесберегающей технологии является для детей с ограниченными возможностями здоровья неутомительной, разнообразной, эмоционально приятной, оказывая таким образом благоприятное воздействие не только на их физическое, но и на психоэмоциональное здоровье.

Использование технологии литотерапии позволяет индивидуализировать образовательный процесс, отвечая требованиям ФОП ДО к поддержке детской инициативы, поскольку развивает у детей умение осуществлять выбор деятельности в соответствии со своими интересами, поддерживает их активный интерес к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений, побуждает детей решать задачи, требующие творчества, сообразительности.

Нестандартные формы работы способны заинтересовать не только детей, но и их родителей. Внедрение новых технологий, особенно здоровьесберегающих, невозможно без постоянного взаимодействия с семьями воспитанников. Вовлечь родителей в совместную работу по укреплению и сохранению здоровья детей с ОВЗ позволяет реализация совместной проектной деятельности. Собирая семейные коллекции камней, используя морскую гальку в совместном творчестве, разучивая нейроупражнения с камнями, родители становятся не только союзниками педагогу, но и помощниками своим детям в развитии и здоровьесбережении.

Таким образом, приобретенный опыт по внедрению данной инновационной технологии показывает, что литотерапия является настоящей находкой для педагога и эффективным методом здоровьесбережения, развития физической, познавательно-речевой и психоэмоциональной сфер, что особенно значимо для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Литература

  1. Бабина Е. С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе / Е. С. Бабина // Логопед. — 2008. — № 1.
  2. Глухова А. Е. Арттерапия в системе коррекционной помощи детям с речевыми нарушениям// Молодой ученый. — 2014. — №17. — С. 467-473.
  3. Грундманн М. Целебный массаж, усиленный энергией камней. — М.: Центрполиграф, 2009. — 125 с.
  4. Зайцева А. А. Роспись по камешкам. — М.: Эксмо, 2011.
  5. Запольских О. Л. Литотерапия как средство коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей старшего дошкольного возраста/О. Л. Запольских// Дошкольная педагогика: петербургский научно-практический журнал. — 2015. — №1. — С. 69-72.
  6. Рощин И. И. Литотерапия. Лечение камнями и минералами. — М.: Научная книга, 2017.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 24 (386) выйдет
5 июля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 23 (385) за 2025 год
Скачать Номер 22 (384) за 2025 год
Скачать Номер 21 (383) за 2025 год
Скачать Номер 20 (382) за 2025 год
Скачать Номер 19 (381) за 2025 год
Скачать Номер 18 (380) за 2025 год
Скачать Номер 17 (379) за 2025 год
Скачать Номер 16 (378) за 2025 год
Скачать Номер 15 (377) за 2025 год
Скачать Номер 14 (376) за 2025 год
Скачать Номер 13 (375) за 2025 год