Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Взаимодействие ДОУ с семьёй по вопросам здоровьесбережения детей дошкольного возраста
Здоровье
Автор: Белоусова Наталья Ильинична   
08.11.2015 22:30

Взаимодействие ДОУ с семьёй по вопросам здоровьесбережения детей дошкольного возрастаВзаимодействие ДОУ с семьёй по вопросам здоровьесбережения детей дошкольного возраста

Итоговая работа

Выполнил: Белоусова Наталья Ильинична МБДОУ №350 «Яблонька» Воспитатель Cамара 2015

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.

Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания физической культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

 

Скачать конспект

По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым «критическим» периодам жизни ребенка. В данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Поэтому эмоциональное перенапряжение сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Вместе с тем это время, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей, педагогов. Общепризнано, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. Важным элементом семейного уклада является физическое воспитание. Оно способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата.

Целью нашей работы стало: Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах формирования навыков здоровья.

Задачи:

  • сохранения его здоровья и создание в семье здорового нравственно-
  • обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком с целью психологического климата;
  • оказать конкретную практическую помощь семье в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребенка;
  • учесть пожелания родителей при составлении программ индивидуальной работы;
  • привлечь родителей к осуществлению воспитательного процесса, созданию здоровой среды;

2 Семья как фактор воспитания

Семья — ведущий фактор развития личности ребенка, от которого во многом зависит дальнейшая судьба человека.

Первое, что характеризует семью как фактор воспитания, — это ее воспитательная среда, в которой естественно организуется жизнь и деятельность ребенка. Можно с полным правом говорить о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни.

Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором разнообразных видов деятельности детей.

Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Семья может жить дружно, относиться дружелюбно и к чужим людям, — но может и ссориться, злобствовать, проявлять черствость, недоброжелательство не только к посторонним, но и к своим близким.

…Каждый раз, когда родители сдерживают в себе какое-нибудь дурное побуждение ради детей, они исполняют только свою обязанность. Дети наверное заметят, хотя в детстве, может быть и не формулируют эту работу родителей над собой, оценят ее и привыкнут — сперва по подражанию, потом по убеждению — управлять собой, сдерживать себя в дурном, а это одно из крупных приобретений воспитания.

К числу реальных исследований, посвященных психологическим типам семьи, относится работа М.Арутюнян.

По ее мнению, существует три варианта семьи; традиционная, детоцентрическая и супружеская.

В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших.

Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребенка

в такой семье является способность легко вписаться в «вертикально организованную" структуру. Дети из таких семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют, исходя из представления о должном.

  • В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. В результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный.
  • Очень велик риск социальной дезадаптации и, в частности, учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу.
  • Супружеская семья расписывается розовыми красками. Цель в этой семье — взаимное доверие, принятие и автономность членов. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем, чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости.

2. 1. Рекомендации по установлению отношений сотрудничества с ребенком А. Адлера:

  1. Семья — это организация, деятельность которой строится на понимании каждым членом своих задач и ограничений;
  2. Родитель должен завоевать любовь ребенка. Главнейший помощник воспитания — любовь. Любовь ребенка — безусловная гарантия его воспитуемости.
  3. Чувства следуют за мыслью и поведением. Человек относится дружелюбно к тем, кто отвечает ему тем же. Члены семьи совместными усилиями должны создавать теплые и дружеские отношения между собой. Люди могут сотрудничать, будучи равноправными, а это означает, что каждый член семьи должен научиться уважать другого как равноправную личность.
  4. Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться своего воспитателя. Разум больше помогает в воспитании, чем сила. Родители должны избегать конфликтов с детьми и стремиться в отношениях с ними к роли советчика и руководителя.
  5. Вместо того чтобы требовать слепого подчинения, следует в максимально возможной степени оставлять за ребенком свободу решения. Родители должны позволить ребенку прочувствовать последствия их действий и поведения — так ребенок поймет, как устроен мир. Следует использовать естественные последствия, а не контролировать детей с позиции силы.
  6. Что касается дисциплинарных мер, то похвала и награда предпочтительнее наказания. Если наказания невозможно избежать, то оно должно информировать ребенка о том, что он сделал неправильно, и концентрировать его внимание на лучших способах поведения.
  7. Лучшая поддержка в развитии ребенка — его уверенность в собственных силах. Уверенность ребенка в себе, его личностная смелость — величайшее счастье для него. Слабые и болезненные дети легко теряют уверенность в себе, так же как и избалованные и излишне опекаемые дети.
  8. 2.Основные подходы к обучению родителей

Основные подходы к обучению родителей (адлерианский, гуманистический тренинг родительской эффективности, бихевиоральный подход. Игровая терапия детско-родительских отношений).

Обучение родителей – это отдельное направление.

Направления обучения родителей:

  • обучение родителей эффективному общению с детьми
  • обучение родителей игровой психотерапии с детьми

Зачем это нужно?

  • поддержание контакта с детьми
  • создание мотивации родителей ходить на психотерапию
  • учение правильно взаимодействовать с детьми
  • повышение самооценки родителей

Основные программы обучения родителей:

  • программа, основанная на идеях Адлера. Развитие челоека определено некоторыми целями. Любому человеку присущ социальный интерес и потребность присоединения. Неправильное поведение связано с неправильными целями. Адлер и Дрейкурц – первые создали семейное консультирование. Работа с целями. Дрейкурц – последователь Адлера в семейном консультировании.

Дрейкурц. 4 неправильные цели поведения ребенка:

  • привлечение дополнительного внимания (ребенок неправильно себя ведет, чтобы привлечь внимание)
  • борьба за власть (между родителями и ребенком идет борьба за власть)
  • месть (месть как цель поведения появляется не сразу, он попробовал привлечь внимание, пробовал бороться за власть, ничего не получилось, он начинает мстить)
  • ребенок уходит из ситуации, обесценивая себя самого (да, я ничего не умею, я плохо учусь, я ничего не знаю). Потом формируется тип неудачника

Направление, основанное на поведенческой терапии (идеи Скиннера об оперантном научении)

Направление, основанное на идеях Рождерса (развито Гордоном «Тренинг родительской эффективности»)

Подход Гордона: У любого человека есть стремление к самореализации, развитию, и если общество его не понимает, то у него формируются защиты, человек не принимает себя, своего опыта. Работа с собственным опытом, с самопринятием. Гордон создал «Тренинг эффективности».

Здесь важно отделять проблему ребенка от проблемы родителя. Однако бывают такие проблемы, которые и не ребенка и не родителя. В зависимости применяются разные техники:

  • Если проблема родителя – техника активного слушания.

Этапы активного слушания:

Внимательное выслушивание

Отражение чувств

Обратная связь

Выработка поведения

Помощь в реализации

  • Если проблема ребенка – техника «Я-высказывания».

Эта техника направлена на то, чтобы ребенок услышал родителя

Высказывание строится таким образом:

Родитель говорит о своих чувствах

Родитель описывает поведение ребенка

Объяснительная часть (почему?)

Как бы он хотел, чтобы себя вел ребенок

Пример: «Я чувствую раздражение, когда ты не выносишь ведро, потому что тогда в квартире неприятный запах, и я бы хотела, чтобы ты каждый вечер выносил ведро»

Родителям объясняют, какие высказывания являются неэффективными. Неэффективная коммуникация:

  • направленная на воздействие на ребенка, на поведение (здесь ребенок находится в зависимом положении):
  • приказы, распоряжения, команды
  • угрозы, предупреждения о возможности отрицательных последствий для ребенка (если ты не сделаешь, то…)
  • проповеди, нотации, морализирования (ты должен, ты обязан)
  • советы и разъяснения
  • наставления, логические аргументации, поучения (вот всегда, вот как обычно, если ты не будешь учиться, ты не поступишь в институт)
  • Направленная на оценку личности:

Негативная оценка, осуждение, порицание

Наклеивание ярлыков, обзывание. Высмеивание

Похвала (неадекватная похвала, ребенка хвалят за то, чего он не сделал, не осуществил, это вызывает у ребенка подросткового возраста агрессию)

Захваливание (у ребенка ведет к неадекватной самооценке)

  • направленная на интерпретацию поведения ребенка:

«Я знаю, почему ты это сделал, я знаю». Ребенок здесь как объект анализа, у ребенка создается ощущение небезопасности

Вопросы, расследования, допросы

  • утешение, успокоение. Тут как бы обесценивается проблема ребенка «да не переживай ты так», обесцениваются чувства ребенка. Здесь важно ориентироваться на возраст ребенка, подросток может к этому отнестись как к отвержению, маленький ребенок может воспринять утешение хорошо.

Эффективная коммуникация состоит из:

  • Я-высказывания
  • Активного слушания

Активные методы работы с родителями

Представление о том, что взрослый человек способен к обучению в меньшей степени, чем подросток, и что для обучения в зрелом возрасте требуется значительно большая затрата энергии, глубоко укоренилось в нашем сознании. Однако это представление неправильное, и, опираясь на разумное использование жизненного и взрослого опыта, можно существенно снизить затраты сил и времени.

Теория и практика организации работы с родителями может строиться на разных концепциях. Не существует какой-то одной теории, а есть множество разных направлений, подходов, точек зрения. Нам известно немало мудрых изречений и наставлений, однако, воплощённые в мудрых мыслях, истины, касающиеся практической жизнедеятельности, не будучи пережиты индивидом, не могут органично включаться в систему его собственной регуляции. Поиск готовых образцов, схем «мудрого поведения», как отмечает Л. Г. Гримак, безнадёжен и тормозит собственное творческое развитие личности.

Главным инструментом повышения эффективности передачи знаний взрослым людям являются активные методы обучения, которые значительно уменьшают давление традиций и стереотипов, поскольку новые знания не конкурируют со старыми, а активно включаются в иных условиях.

Исследовательская ориентация в организации работы с родителями предполагает изменение роли психолога. В идеале психолог в этом взаимодействии становится организатором или источником информации самостоятельной работы родителей.

В работе с родителями можно использовать различные методы: лекцию, дискуссию, исследование, психологический тренинг, тесты.

3 Воспитание детей дошкольного возраста при использовании технологий: здоровьесберегающих и здоровьеформирующих.

Проанализировав создавшуюся ситуацию по вопросам здоровьесбережения в практике дошкольного образования можно констатировать, что данной проблеме уделяется значительное внимание. Создана система физкультурно-оздоровительной работы. Опираясь на тот факт, что формирование навыков здоровьесбережения лежит, прежде всего, в семье, была проведена оценка оздоровительного потенциала.

Родители знают и понимают важность оздоровительных мероприятий, но более 80% не делают утреннюю гимнастику, не имеют дома элементарных спортивных снарядов, не посещают в выходные дни спортивные учреждения. Более 60% не соблюдают режим дня и питания. Основным профилактическим мероприятием в семье является вакцинация. Данное отношение родителей к вопросам здоровьесбережения напрямую влияет на здоровье детей. Знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями и в этой связи не реализуются в повседневной жизнедеятельности.

Определяют основные принципы при работе с семьей.

  • Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо поняты не только воспитателями, но и родителями, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
  • Системность и последовательность работы
  • Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье.
  • Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей

Д.Б. Филоновым была выделена и раскрыта методика контактного взаимодействия с родителями. Суть ее заключается в следующем:

  • Доверительное общение не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны;
  • Процесс контактирования проходит в своем развитии определенные этапы. Задержка или попытка проскочить тот или иной этап может разрушить взаимодействие;
  • Процесс взаимодействия должен развиваться последовательно, а переход в другую стадию возможен только при наличии определенных промежуточных результатов.

3. 1Формы работы с семьей.

Все это указывает на переосмысление и изменение содержания и форм работы с семьей. Из перечисленного выше можно сделать вывод, что оказание реальной помощи родителям становится возможным только при условии взаимодействия, установлении доверительных отношений. Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 15 (331) выйдет
22 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 14 (330) за 2024 год
Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год