Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи.
Здоровье
Автор: Аргунова Полина Николаевна   
29.12.2018 19:44

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи.Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи.

В настоящее время, проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения стала значимой. Статистика показывает, что новое поколение детей рождается с ослабленным здоровьем, и эта тенденция только растет.

Дошкольный возраст является основополагающим этапом в формировании фундамента психического и физического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и функциональных систем организма. Формируется характер, отношение к себе и окружающим людям. Именно в этом возрасте необходимо формировать у детей активное осмысленное отношение к своему здоровью и его укреплению [7, с. 11].

 

Согласно исследованиям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), состояние здоровья человека примерно на 50 % зависит от образа его жизни, поэтому работа педагога должна быть направлена на развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ, формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, подчеркивается важность одного из принципов дошкольного образования – сотрудничество с семьёй, которое должно быть основано на личностно-ориентированном взаимодействии [6].

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни к которому ребенка приучают в дошкольной образовательной организации, может находить каждодневную поддержку дома и закрепляться или не находить, и тогда данная полученная информация будет тягостной для ребенка.

В свою очередь, многие родители не совсем четко осознают свою гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов. Поэтому дошкольная образовательная организация, должна оказать существенную помощь во взаимодействии с семьей, в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребёнка, а также мотивировать к занятию спортом.

Участия семьи в образовательном процессе позволяет повысить качество образования в вопросах здоровья детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его развитии. Особое внимание необходимо обращать родителей на значимость для организма детей сна, прогулки, приёма пищи и других режимных моментов в процессе формирования представлений у воспитанников о здоровом образе жизни [2, с 12].

Ю.П. Лисицына понятие «Здоровый образ жизни» определяет, как «деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей» [2, с. 18]. Из этого определения следует, что на процесс формирования направленности личности на здоровый образ жизни влияют экологическая обстановка, общественное мнение, технологии воспитательно ˗ образовательного процесса, личности педагогов, а также состояние и направленность семейного воспитания.

Вопросу формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста посвящены работы Ю.П. Лисицына, Б.Н. Чумакова, М.Д. Маханевой, В.А. Деркунской, В.Г. Алямовской, Ю.Ф. Змановского, Л.Г Татарникова, М.Ю. Картушиной, О.Ю. Толстова.

Исследователи данной проблемы определяют следующие общие особенности представлений дошкольников о ЗОЖ: — большинство детей имеют представление о здоровье как о физическом состоянии человека, противоположном болезненному, но назвать качества присущие здоровому человеку затрудняются; -только небольшое количество детей связывает здоровье с состоянием психологического комфорта; — у детей нет необходимого запаса представлений о факторах вреда и пользы для здоровья человека в условиях большого города; -недостаточно сформированы представления детей о значении для здоровья двигательной активности, полноценного отдыха; сбалансированного питания, санитарно – гигиенических норм, состояния окружающей среды.

Условиями эффективной работы по формированию представлений о ЗОЖ являются: — доступность сообщаемых сведений о биологических, социальных, экологических составляющих компонентах ЗОЖ; — соблюдение принципов наглядности, последовательности, систематичности; — соблюдение принципа интеграции; — построение образовательного процесса с учетом комплексно – тематического принципа. В настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации внедряется достаточно большое количество разнообразных программ, таких как «Радуга» (под ред. С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н. Дороновой и др.), «Детство» (под ред. В.И Логиновой, Т.И. Бабаевой, Н.А. Ноткина и др.). У этих программ и других есть одна общая цель: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать привычку к здоровому образу жизни. Для определения уровней сформированности и представлений о ЗОЖ нами были использованы материалы программы «Детство» [5]. Наша работа с родителями воспитанников по вопросу формирования здорового образа жизни началась с того, что были определены направления на: — повышение педагогической культуры родителей; — включение родителей в воспитательно- образовательный процесс; — изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания [4, с 13]. Экспериментальная работа по проблеме исследования проводилась на базе МБДОУ детский сад «Сказка» г. Покровск, Хангаласский район Республики Саха (Якутия). Последовательность проведенной работы по формированию ЗОЖ у детей, сохранение и усиление их здоровья в условиях ДОО проводили в 3 этапа. На первом этапе, подготовительном, подготовили материально — техническую базу, изучили методическую литературу. На следующем этапе мы составили перспективный план мероприятий, который включал: открытые показы ООД, спортивные развлечения, мероприятия, родительские собрания, круглые столы, консультации и др. Провели работу с дошкольниками по привитию культурно – гигиенических навыков, любви к физическим упражнениям и закаливанию. Активно привлекали родителей к реализации работы по формированию ЗОЖ; проводили консультации для родителей, собрания с целью обсуждения работы по данному направлению, организовали совместные мероприятия, дни открытых дверей и т. д. На заключительном этапе нами был разработан перспективный годовой план, направленный на формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников в процессе взаимодействия ДОО и семьи. Приведем примеры информационно-просветительской деятельности: был организован теоретико-практический семинар для родителей «Береги зубы смолоду», проведена беседа «Правильно ли ваш ребенок чистит зубы?»; проведено семейное соревнование «Папа, мама, я – спортивная семья», дни открытых дверей для родителей, посещение ООД; оформлен информационный уголок «Почтовый ящик», выпускалась газета для родителей «Будь здоров малыш» и др. Родители проявили наибольший интерес к актуальным вопросам в воспитании детей, таким как «Влияние ТВ (гаджетов) на здоровье детей», «Вредные привычки и полезные привычки», «О здоровом питании» и др. Одна семья приняла участие в городском конкурсе «Мама, папа, я – спортивная семья!», где заняла второе место. Участникам эксперимента понравилось осуществлять проектную деятельность, в процессе которой они изготавливали информационные буклеты о видах спорта, которыми занимаются дети. В экспериментальной группе часть детей посещали спортивные секции города по направлениям: художественная гимнастика, большой теннис, дзюдо. Они показали наиболее высокие результаты по проведенному эксперименту. Отметим, что нахождение таких детей способствует интенсивному формированию заданных качеств ЗОЖ у сверстников.

Для успешной реализации работы в группе была преобразована предметно — развивающая среда, были созданы: фотовыставка из семейных альбомов «Я и спорт», «Домашний стадион», мобильный стенд для родителей по темам «На здоровье!», «Как сохранить здоровье ребенка?», «Как приучить ребенка есть овощи и фрукты?», «Путь к здоровому образу жизни», «Здоровое питание», «Движение — это жизнь», «Дыхание и здоровье».

Таким образом, в результате проведенной работы планируются следующие результаты: осознание детьми понятия здоровье, положительного влияния на организм «здорового образа жизни»; снижение заболеваемости детей; рост показателей физической подготовленности детей; повышение компетентности родителей в вопросах ЗОЖ, увеличение их активности как участников воспитательно — образовательного процесса; у педагогов: повышение профессионального мастерства; создание единого воспитательно – образовательного пространства в процессе реализации работы по формированию представлений ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста; сохранение и укрепление их здоровья в условиях детского сада.

Совместная работа родителей и ДОО по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, показала заинтересованность и активность родителей в вопросах оздоровления своих детей, а совместные спортивные мероприятия детского сада, сблизили семьи воспитанников.

В дальнейшем работа в данном направлении будет продолжена, так как она интересна как детям, так и взрослым.

Всем известно, что для любого ребенка важен личный пример взрослого. Но и сами дети могут быть примером для своих сверстников.

Литература

  • Алямовская, В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В. Г. Алямовская //Дошкольное образование. — 2004. — №17. — С.21.
  • Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях: Учебное пособие. / под ред. В. И. Орла и С. Н. Агаджановой. – СПб.: Детство-пресс, 2006. — С.17.
  • Гордеева, В. А. Инновационные подходы к физкультурно оздоровительной работе в ДОУ // Управление ДОУ. — 2006. — №8. — С.32.
  • Исакова Е. Формирование у детей навыков ЗОЖ / Е. А. Исакова, Т. B. Смородина // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 3. — С. 13-16.
  • Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ Логинова, В.И., Бабаева, Т.И., Ноткина, Н.А. – СПб., 1999. — 234 с.
  • Российское дошкольное образование. Полный сборник нормативных документов. – М.: Национальное образование, 2016. – 696 с.
  • Семенова, А. Ю. Формирование культуры здоровья воспитателей ДОУ /А. Ю. Семенова, Т. В. Карасева, С. Ю. Толстова // Наука и Школа. — 2008. — №1. — С.61-63.
 

Журнал

Дошкольник.РФ

Как попасть в журнал

Предлагаем педагогам, психологам, воспитателям, методистам, учителям и др. размещение творческого материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер выходит 3 февраля

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 1 (110) за 2019 год
Скачать Номер 12 (109) за 2018 год
Скачать Номер 11 (108) за 2018 год
Скачать Номер 10 (107) за 2018 год
Скачать Номер 9 (106) за 2018 год
Скачать Номер 8 (105) за 2018 год
Скачать Номер 7 (104) за 2018 год
Скачать Номер 6 (103) за 2018 год
Скачать Номер 5 (102) за 2018 год
Скачать Номер 4 (101) за 2018 год
Скачать Номер 3 (100) за 2018 год
Скачать Номер 2 (99) за 2018 год
Скачать Номер 1 (98) за 2018 год