Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Формирование навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.
Здоровье
Автор: Фролова Ирина Геннадьевна   
22.02.2021 13:23

Формирование навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.Формирование навыков самообслуживания у детей 2-3 лет.

Самообслуживание — это начало трудового воспитания дошкольника. Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться и т. п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости. К сожалению, в последнее время всё больше родителей чересчур опекают своего ребёнка. Некоторые родители зачастую делают всё за детей (одевают, кормят), считая, что их ребёнок еще очень маленький. Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность в навыках самообслуживания. В связи с вышесказанным встаёт проблема развития навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста.

Для ребёнка третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:

  • приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки)
  • раздевания и одевания (снимать и надевать трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки, обуваться и снимать обувь)
  • гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой)
  • опрятности (пользоваться горшком).

Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психофизических возможностей. К ним относятся:

  • общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам)
  • мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры)
  • зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом)
  • мышление (умение узнавать предметы, выполнять простые указания, поручения; умение имитировать, т.е. подражать действиям взрослых).

Именно с развития этих несложных умений начинается путь к освоению более важных, в практическом отношении, навыков самообслуживания. Поэтому и начинать надо именно с них. Как правило, к двум годам общая моторика у детей развита довольно хорошо, а вот развитие мелкой моторики сложный процесс, требующий поэтапного освоения. Для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях.

Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать для развития ручек малыша:

  • предложить ребёнку переложить из одной миски в другую шары, орехи, фасоль или бусины сначала рукой (каждую отдельно), затем ложкой (начиная с большой столовой или деревянной, потом переходите на чайную), потом с помощью пинцета
  • позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках
  • давайте ему проталкивать предметы в отверстия, например, монеты в копилку
  • нанизывать предметы на шнурок, например, бусы для мамы и бабушки из крупных макарон с отверстиями
  • переливать воду пипеткой или спринцовкой, например, игрушка заболела, надо накапать ей лекарство
  • пускать кораблик в тазике с водой, или в ванной
  • создавать руками волну, прибивая кораблик то к одному краю, то к другому
  • ловить мыло в воде.
  • поиграйте с малышом в сюжетные игры «Кукла Маша идёт в магазин», используя кошельки и сумки с различными типами застёжек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках; «Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками), «Зайчик просыпается, зайчик умывается» (надеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания).

В дошкольном учреждении самообслуживание у детей раннего возраста можно формировать различными методами: словесный, наглядный, практический. Далее раскроем эти методы.

Словесный метод, прием общего напоминания. Необходимо применять для выполнения какой-либо задачи, в то время когда определенные навыки самообслуживания уже сформированы. Данный метод требует особенного контроля за деятельностью детей и каждым изменением в ней. Важно не только тренировать детей раннего дошкольного возраста в выполнении действий по самообслуживанию, но и проверять качество выполненного действия. Важно также приучать детей к взаимопомощи: чтобы в дошкольном учреждении они трудились не только для удовлетворения своих личных потребностей в чистоте и порядке, но и охотно помогали друг другу.

Еще один словесный метод это использование художественной литературы, которая стимулирует активность детей в овладении навыками самообслуживания. Для того чтобы вызвать у детей желание проявить самостоятельность в одевании и умывании, необходимо использовать детские песенки, стихи, потешки. Для ознакомления детей с необходимыми культурно-гигиеническими навыками необходимо использовать специальные занятия, рассматривание сюжетных картинок, чтение художественных произведений, фольклора. Положительное воздействие на детей в формировании навыков самообслуживания оказывают такие художественные произведения как: А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Капутикян «Кто скорее допьёт», З. Александрова «Что взяла клади на место», «Топотушка», И. Муравейка «Я сама», рассказы Л. Вороньковой «Маша-растеряша», потешки: «Водичка, водичка…» и т.д.

Существенную роль в формировании навыков самообслуживания играют потешки. Для того чтобы у детей раннего возраста появилось желание самостоятельно умываться, а также для того, чтобы этот процесс стал для них легким и приятным, мы разучиваем потешки, в соответствии с выполняемыми действиями, называя имя ребенка: «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки у Маши. Чистые Машины ладошки, вот вам хлеб да ложки!».

При применении наглядного метода используется пошаговый показ и подробное разъяснение правильного выполнения того или иного действия. Он способствует результативности обучения навыкам самообслуживания, так как учит детей точности и исполнительности в выполнении определенных действий. При обучении одеванию, умыванию, важно неукоснительно соблюдать определенный способ и алгоритм целенаправленных действий. Особенно действенным приемом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо, например: «Как Зайчик умывается», «Ежик учит белочку, есть красиво и правильно», а так же игровые приемы с куклами. Так, например, при обучении самостоятельному раздеванию, раздеваем куклу Олю, которая ходила на прогулку вместе с детьми, и сопровождаем свои действия подробным описанием последовательности выполняемых действий (сначала расстегнуть пуговицы, молнии, застежки на обуви), аккуратно складывать одежду на полочку. Для закрепления навыка также можно эффективно применить алгоритм процесса одевания и раздевания с картинками последовательности (одевания, раздевания, которые вывешены в приемной). Вместе с этим дети повторяют и запоминают названия частей одежды. Данный прием всегда вызывает положительные эмоции у малышей. Это позволяет предъявлять всем детям одинаковые требования при выполнении аналогичной задачи по самообслуживанию, а также способствует быстрому формированию прочного навыка.

Практический метод действия (упражнения) необходим для освоения навыков самообслуживания, так они формируются не сразу, в течение определенного времени. Для того чтобы обучить малышей правильному и качественному умыванию, одеванию и т.д., важно, чтобы они усвоили, как это необходимо делать. С целью закрепления изученного способа действий нужно постоянно тренировать воспитанников, предлагая им различные варианты его использования. Через некоторое время необходимый навык будет успешно образован.

Игровой прием, который тоже относится к практическому методу способствует повышению интереса детей к самостоятельности в использовании игрушек, организации игр с ними (куклу одеть, раздеть, уложить спать, накормить).

Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей это длительный процесс, требующий большого терпения и времени не только от воспитателей, но и от родителей. В последние годы многие родители не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей и, считая их слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимая значение воспитания самостоятельности в развитии ребенка, все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам. Это происходит в такие моменты: утром родители спешат на работу, а вечером устают, и медлительность детей их раздражает. Только в некоторых семьях молодые родители, которые живут одни, работают и к тому же учатся, приучают маленьких детей к труду по самообслуживанию.

Скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик), от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, так как именно пример родителей и близких людей является главным для малыша.

А главное необходимо не забывать давать положительную оценку действиям ребёнка! Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада!» Это может быть ласковое слово или прикосновение, небольшие самодельные подарки (из бумаги, ниток, пластилина, поделки из природного материала), а иногда и сладкое угощение. Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 11 (327) выйдет
31 марта 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год
Скачать Номер 47 (316) за 2023 год
Скачать Номер 46 (315) за 2023 год