Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Проведение физкультурно-оздоровительной работы в режимных моментах в группе компенсирующей направленности (опыт работы) "Будем здоровы!"
Здоровье
Автор: Зайцева Ирина Юрьевна, Павлова Татьяна Ильинична   
26.03.2017 14:17

Проведение физкультурно-оздоровительной работы в режимных моментах в группе компенсирующей направленности (опыт работы) Будем здоровы!Проведение физкультурно-оздоровительной работы в режимных моментах в группе компенсирующей направленности (опыт работы) "Будем здоровы!"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №50»

Воспитатели: Группы "Звёздочки"

  • Павлова Т.И.
  • Зайцева И.Ю.

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»

Жан Жак Руссо

Актуальность темы:

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

В последнее время отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей.

Это касается в первую очередь нервной системы и опорно- двигательного аппарата, что является несоответствием нормы в развитие ребёнка.

Основной проблемой является недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Негативная статистика по образу жизни в семье (снижение физической активности, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, вредные привычки). Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему.

  • Сегодня важно формировать и поддерживать у родителей интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Помочь понять им, что здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, партнерских отношений работников ДОУ и родителей. Ведь здоровье – это бесценный дар.

Понимая важность здорового образа жизни, мы решили запустить проект «Будем здоровы!». В данном описании опыта работы представлена система работы по установлению взаимоотношений педагогов, родителей, специалистов, которые являются залогом развития здорового ребенка.

Основной целью нашего проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через внедрение в режимные моменты здоровьесберегающих технологий

 

Скачать конспект

Задачи нашей работы:

Оздоровительная

  1. Охрана и укрепление физического здоровья детей;
  2. Повышение защитных свойств организма и устойчивости к различным заболеваниям;
  3. Формирование представления о необходимости сохранения своего здоровья.
  4. Удовлетворение потребности детей в движении.

Образовательная

  1. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
  2. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
  3. Формирование правильной осанки, гигиенических навыков;
  4. Развитие основных физических качеств и двигательных способностей детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.);
  5. Формирование умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.

Воспитательная

  1. Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  2. Вырабатывать привычку к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
  3. Воспитывать положительные черты характера;

Работа с родителями:

  • Изучить интересы, мнения родителей, к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей (анкетирование, согласие на проведение оздоровительных процедур.)
  • Организовать консультации и обмен опыта между родителями
  • Формировать у детей потребности здорового образа жизни.
  • Активизировать педагогический коллектив и родителей воспитанников к поиску новых нетрадиционных подходов, форм и методов оздоровления дошкольников;

Мы придерживаемся ряда принципов, которые позволяют более последовательно реализовывать совместную работу с семьей:

- Единство целей и задач воспитания здорового ребенка в дошкольном образовательном учреждении и семье. Оно достигается посредством координации усилий педагогов и родителей в данном направлении, ознакомления родителей с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в ДОУ и изучения педагогами успешного опыта семейного воспитания.

- Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье.

- Систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в детском саду.

- Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующиеся на укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей – в детском саду, формирование отношения к родителям как равноправным партнерам в образовательно – воспитательной работе.

Соблюдение данных принципов позволяет нам приобщить родителей к активной работе по оздоровлению и укреплению организма детей, пополнить их знания об особенностях использования профилактических и коррекционных физических упражнений, подвижных и спортивных.

  • Расширение у детей представлений о здоровом образе жизни.
  • Повышение родительской грамотности по сохранению и укреплению здоровья ребенка;
  • Повышение мотивации родителей и дошкольников и приобщение к ведению здорового образа жизни, к физической культуре в повседневной жизни и на активном отдыхе.;
  • Выработка новых форм работы с родителями.
  • Распространение опыта работы по охране и укреплению здоровья дошкольников;
  • Повышение профессиональной компетентности и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья дошкольников.

Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта будут одинаково относиться к проблеме «человек – образ жизни – образование — здоровье».

Когда в данной группе произойдет осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.

Система физкультурно- оздоровительной работы с детьми мы строим на использовании традиционных и нетрадиционных форм работы.

Одним из основных факторов является двигательная активность.

Мышечная деятельность, как важный фактор саморегуляции организма приводит к весьма значительным изменениям состояния ребёнка.

Индивидуальный подход

Нельзя забывать о необходимости контроля за физическим состоянием детей. При проведении различного вида гимнастик, оздоровительного бега, силовых упражнений мы учитываем и осуществляем индивидуальный подход к детям, у которых двигательная нагрузка ограничена состоянием или группой здоровья, а также физически несколько ослабленных после болезни.

Следует помнить, что дети не способны сами контролировать своё состояние и ответственность за их здоровье лежит на педагоге.

Наряду с подвижными играми и основной гимнастикой в физическое воспитание дошкольников вводятся элементы спорта с целью оздоровления, формирования жизненно важных двигательных навыков и умений, развития физических способностей, т.е. совершенствования физической подготовки детей. Разнообразные спортивные упражнения, позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему, укреплять костный аппарат, развивать дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

Важное место в физическом воспитании детей дошкольного возраста занимают действия и игры с мячом, через них совершенствуются навыки большинства основных движений, а также благоприятно влияют на физическое развитие и работоспособность ребенка.

Упражнения с мячами развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность суставов, укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.

Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении нетрадиционных форм, тесно связан с положительными эмоциями детей, благотворно влияющими на психику ребёнка.

В танцевально-ритмическую гимнастику входят разделы: игроритмика, игрогимнастика и игротанец. Нетрадиционные виды упражнений представлены: игропластикой, пальчиковой гимнастикой, игровым самомассажем, музыкально-подвижными играми.

Девочки с удовольствием танцуют с лентами, учатся ими манипулировать под музыку.

Дыхательная гимнастика

Среди методов физического воспитания, имеющих хорошее оздоровительное значение, мы используем дыхательную гимнастику. Патологические изменения, возникающие при простудных заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру, что ведет к ухудшению легочной вентиляции. Поэтому большое внимание уделяем использованию в режимных моментах элементов дыхательных упражнений, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких. Регулярные занятия физическими упражнениями повышают силу межреберных дыхательных мышц и диафрагмы, и тем самым повышают дыхательный объем легких. Кроме того, в упражнениях заложены дополнительные резервы тренировки дыхания и внимания.

Психомышечная тренировка

Почти все новые программы по физическому воспитанию дошкольников включают в физкультурно-оздоровительную работу психопрофилактические мероприятия, в том числе и обучение психорегуляции.

В основе психомышечной тренировки лежит мышечная релаксация /расслабление мышц/. С помощью определенных приемов /контраст напряжения и расслабления мышц, контролируемое дыхание и использование самовнушения/ дети учатся произвольно расслаблять и напрягать мышцы. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании со стихами, или спокойной музыкой /шум прибоя и т.д. /. После дневного сна мы выполняем статические упражнения, используя элементы Хатха- йоги для детей (автор Л.И. Латохина.)

Самомассаж

Пальчиковый массаж способствует развитию мелкой мускулатуры, осваиваем с детьми упражнения для мелкой моторики рук: «школу мяча» –помогающие улучшению кровообращения, укрепления мышц рук и грудной клетки, развитию моторики, что в конечном итоге способствует умственному развитию. Кроме того, улучшается подвижность связочного аппарата и очень приятен детям. Вызывает у них бодрое настроение, побуждает к активности.

Закаливание

Так же как и массаж, закаливание –важное средство физической культуры, с помощью которого последовательно повышается сопротивляемость организма вредным влияниям окружающей среды. Закаливание детей в ДОУ предусматривает строгое соблюдение рациональных гигиенических условий и требований: чистый воздух, оптимальные соотношения температуры воздуха в помещениях и адекватная одежда, активный двигательный режим и другое.

Мы широко используем в своей работе игровые методы и приемы, яркое нестандартное оборудование из бросового материала, привлекающее глаз ребенка, для того, чтобы ребенок хотел этим заниматься, получал удовольствие от занятий, это: массажные коврики из пуговиц, пробок, веревки: длинная и короткие, морская галька, керамзит — такие снаряды научат детей сохранять равновесие, ходить в рамках ограниченной площади, развивают координацию движений, способствуют активизации биологически активных зон. Топтание в ванночке на полотенце, смоченном раствором морской соли, оказывает тонизирующее действие. Все эти приёмы можно использовать для профилактики и коррекции плоскостопия.

КОРРИГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИКА

Особую роль в физическом воспитании детей играют общеразвивающие и корригирующие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на организм ребенка и могут быть использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонений в развитии моторики и деформаций опорно-двигательного аппарата.

Анализ проведенной работы по профилактике и предупреждению плоскостопия прошлого года, дает возможность сделать выводы об имеющейся тенденции к улучшению и укреплению голеностопных мышц и свода стопы.

Используя нетрадиционные технологии, мы обратили внимание на то, что дети меньше болеют, у них улучшилось внимание и настроение. Дети стали более ловкими, выносливыми и сильными. Таким образом, использование в физкультурно-оздоровительной работе детского сада традиционных и нетрадиционных форм работы, закаливания и ряда других не медикаментозных средств оздоровления дает свои положительные результаты.

Анализ показателей заболеваемости дошкольников позволил отметить тенденцию к её снижению; это связано не только с возрастом детей, но и с оздоровительной работой.

Повысилась посещаемость.

Снизилась простудная заболеваемость.

Дети легко идут на контакт, они жизнерадостны и подвижны.

Вывод: организованная воспитательно-образовательная и физкультурно-оздоровительная работа положительно влияет на развитие детей: способствует укреплению психического здоровья, нормализации их социально-адаптивной сферы.

Результаты представленного опыта позволяют сделать заключение об эффективности проделанной работы по внедрению новых подходов, форм, методов и принципов построения воспитательно-образовательной и физкультурно –оздоровительной работы в детском саду.

Процесс улучшения общественных отношений бесконечен. Во все времена существуют свои трудности и сложности и сколько бы мы ни говорили о том, что надо изменить условия жизни детей, главное здесь не только это – важно, чтобы люди задумывались над своим поведением.

Литература

  1. Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы. / О.Б. Казина. – Ярославль: Академия развития, 2008.
  2. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / сост. Н.И. Крылова: Учитель, 2009.
  3. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. / Ю,Ф, Луури. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Рунова М.А. Движение день за днем. Двигательная активность – источник здоровье детей. Методические рекомендации для воспитателей ГОУ и родителей. – М., Линка – Пресс, 2007.
  5. Федорцева М.Б. Здоровьезберегающая деятельность педагога дошкольного образовательного учреждения: учебно-методическое пособие. — Новокузнецк, Образование и здоровье, 2009г.
  6. Л.И. Латохина. Хатха- Иога для детей.
  7. М.Ю. Картушина Оздоровительные занятия с детьми 6- 7 лет.
  8. Т.А. Шорыгина Беседы о здоровье.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 14 (330) выйдет
19 апреля 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 13 (329) за 2024 год
Скачать Номер 12 (328) за 2024 год
Скачать Номер 11 (327) за 2024 год
Скачать Номер 10 (326) за 2024 год
Скачать Номер 9 (325) за 2024 год
Скачать Номер 8 (324) за 2024 год
Скачать Номер 7 (323) за 2024 год
Скачать Номер 6 (322) за 2024 год
Скачать Номер 5 (321) за 2024 год
Скачать Номер 4 (320) за 2024 год
Скачать Номер 3 (319) за 2024 год
Скачать Номер 2 (318) за 2024 год
Скачать Номер 1 (317) за 2024 год