Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ИЗОТЕРАПИЯ, КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Здоровье
Автор: Младова Елена Витльевна Манжосова Елена Юрьевна   
23.11.2022 09:26

ИЗОТЕРАПИЯ, КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТАИЗОТЕРАПИЯ, КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

  • Младова Елена Витальевна, воспитатель
  • Манжосова Елена Юрьевна, воспитатель

МАДОУ «Детский сад №122», город Череповец

Аннотация:

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач дошкольного учреждения. Одной из здоровьесберегающих технологий является арт-терапия, то есть забота о психологическом здоровье и эмоциональном самочувствии человека посредством творчества. Интересной формой работы является рисование на прозрачном мольберте. Наиболее эффективная арт-терапевтическая техника с использованием мольберта в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья — это изотерапия.

 

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) вследствие утраты или нарушений зрительно-моторной координации, двигательных функций ограничена предметно-практическая деятельность, что ведет к проблемам в развитии пространственной ориентации, и как следствие препятствует познанию окружающего мира, социальной адаптации, снижению контакта с окружающим миром.

Новизна и эффективность изотерапии с использованием прозрачных мольбертов в образовательной деятельности детьми заключается в следующем:

  • Выполняя работу стоя, ребенок может свободно двигаться, что является естественной потребностью в дошкольном возрасте. Ребенок с НОДА, с потенциально сохранными физическими возможностями, может делать задание на мольберте стоя, свободно передвигаясь. А ребёнок с тяжелыми двигательными нарушениями выполняет задание сидя в специальном кресле.
  • Из-за слабости мышечного корсета детям тяжело накланяться над столом. При использовании вертикальной плоскости мольберта идет смена динамических поз, что является профилактикой нарушения осанки и профилактика нарушения зрения.
  • Рисование на прозрачном мольберте способствует развитию мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, интеллекта. Развивается также координация рук. Детские пальчики становятся более сильными, ловкими и умелыми. Ребенок учится различать ощущения окружающих предметов, их физические свойства.
  • Рисование способствует развитию памяти, усидчивости, внимания. Занятия с использованием мольберта стимулируют познавательную активность ребенка, вызывая у него положительный эмоциональный отклик, позволяют фиксировать его внимание на происходящем и доставляют радость от совместного творчества с педагогом и детьми.

Для того чтобы ребенок научился рисовать, он должен овладеть главными формообразующими движениями. Этот процесс требует упражнений, выполняемых в определенной системе.

Рекомендации по использованию прозрачных мольбертов в работе с детьми.

  • Игры с прозрачным мольбертом целесообразнее начинать со сказки, стихотворения, потешки. Педагог обыгрывает сюжет будущего рисунка, используя игровую мотивацию.
  • Игра проводится согласно возрастному ограничению во времени.
  • Обязательна глазодвигательная гимнастика для снятия напряжения, массаж рук и пальцев.
  • Совместное рисование. В процессе рисования, общения взрослого и ребенка у детей происходит развитие речи, формируются коммуникативные навыки.
  • Рисование пальцами полезно для детей любого возраста. Развивается мелкая моторика, гибкость пальцев и мышцы рук. В процессе ребенок раскрепощается, устраняет страхи, комплексы, развивает уверенность в себе и общительность. Рисование пальцами обостряет ощущения.
  • Рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой – для развития и стимуляции полушарий головного мозга.

Мольберт дает возможности работы с разными материалами:

  1. Рисование цветными маркерами. Обводка, штриховка, дорисовка недостающих деталей.
  2. Рисование пальчиками и ладошкой.
  3. Волшебный туман или зимний мороз. Зимние пейзажи: сугробы снега или небо можно рисовать, используя детский крем или зубную пасту.
  4. Завораживающие точки. Ребенок заполняет контурный рисунок разноцветными точками, используя ватные палочки (способ рисования пуантилизм – рисование точками).
  5. Рисуем по очереди. Если дошкольник не хочет рисовать, его можно увлечь собственным примером. Возьмите краску и начинайте рисовать что-нибудь. Ребенок очень скоро подсядет к вам и будет с интересом наблюдать, подсказывать, а потом и сам захочет добавить в рисунок что-нибудь свое.
  6. Зарисовки с натуры. Необходимо вместе внимательно рассмотреть игрушку, обращая внимание на характерные детали, а потом пусть ребенок попробует ее изобразить.
  7. Портрет друга. Ребенок – натура, сидит неподвижно по другую сторону стекла, ребенок-художник, как видит, так и обводит характерные черты на стекле, подбирает и раскрашивает портрет.
  8. Рисование из круглых форм. Используйте в работе только круглые подручные материалы для печати на стекле и густые, как сметана, гуашевые краски, обмакните печать в краску и отпечатайте на стекле, и так много раз, эффект потрясающий, дети в восторге.
  9. Игра «Поймай жучка». Использовать лучше настольный мольберт. Ребенок с одной стороны стекла держит бумажное изображение жучка, а ребенок с другой стороны рисует жучка, дополняя рисунок необходимыми элементами для полной композиции, жучок постепенно передвигается по всему стеклу, в итоге получается целая полянка жучков. Ловить можно любое изображение насекомых, бабочек, птиц, транспорт и т.д.
  10. Рисование листочками. Дети с удовольствием окунают листья в краску и оставляют на мольберте красочные неповторимые оттиски.
  11. Штампы и печати. Можно сделать самодельные штампы из картофеля, моркови, свеклы. «Шлепать» такими самодельными штампами очень нравится ребятам.
  12. Рисование поролоном. Сделайте из поролона самые разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепите их тонкой проволокой к палочке или карандашу, вставить в старый фломастер. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты.

Пособие многофункционально, его можно использовать в разных видах детской деятельности: для развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки, развития речи, познавательного развития, формирования элементарных математических представлений. Работа с прозрачным мольбертом направлена на развитие психических процессов ребенка, обогащение сенсорного опыта, коррекцию трудностей в общении, снижение уровня конфликтности в поведении.

Использование прозрачного мольберта возможно и в домашних условиях. Разнообразная деятельность с мольбертом поможет гармонизации детско-родительских отношений и созданию атмосферы эмоционального комфорта в семье.

По результатам коррекционно-развивающей работы с использованием «прозрачного мольберта», отмечается динамика в развитии детей: преобладает положительный эмоциональный фон, повышается самостоятельность, внимание. Маленькие дети быстрее запоминают цвет, форму, величину. Показательны успехи детей в развитии речевой функции: повышается уровень понимания речи, значительно пополняется активный словарь.

Список литературы.

  1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2014.
  2. Комова Н.С., Козлова Е.А., Пролагаева Г.Н., Лемехова Г.В., Самохина Н.В., Методические рекомендации по использованию пособия «Прозрачный мольберт» в работе с детьми с нарушением зрения // Вестник тифлологии. Научно – методический альманах, 2010, №3.
  3. Свистунова Е.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия. -М.: Форум. 2016.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год