Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Терапия камнями как один из эффективных арт — терапевтических методов работы с детьми ОВЗ
Здоровье
Автор: Боженко Анна Викторовна   
20.08.2023 19:59

Терапия камнями как один из эффективных арт — терапевтических методов работы с детьми ОВЗТерапия камнями как один из эффективных арт — терапевтических методов работы с детьми ОВЗ

В современной практике образования особую актуальность приобретает проблема развития эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи.

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих форму непосредственного переживания (радость, горе, страх и т. п.). По мере роста маленького человека его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций ребенок переходит к более сложной гамме чувств: восторгается, удивляется, сердится, ревнует, грустит.

Дошкольники с задержкой психического развития не умеют выражать свои чувства, выслушивать другого, просить помощи. Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы, страдает сфера социальных эмоций, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Таким образом, в образовательной организации необходимо вести целенаправленную работу по эмоциональному развитию детей с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи. В настоящее время в качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия у детей с ограниченными возможностями здоровья многие педагоги и психологи такие, как Копытин А. И., Бурно М. Е., Лебедева Л. Д., Макарова Е. Г. и др., рассматривают искусство и художественно-творческую деятельность, а именно арт-терапию.

Искусство рассматривается не как путь к отражению действительности в художественных образах, а как средство самовыражения, снижения психоэмоционального напряжения и коррекции эмоциональной сферы. Именно методы арт-терапии позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, танец, сказку, игру, проявить свои чувства и эмоции с помощью используемых символов в социально приемлемой форме. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют. На арт-терапевтических занятиях с дошкольниками искусство не является самоцелью, оно лишь средство, которое помогает лучше понять себя. Применяемые в практике проведения рисуночной терапии задания можно разделить на следующие типы: предметно-тематический — основой изображения является человек и его взаимодействие с окружающим предметным миром и людьми; образно-тематический — в основе рисование абстрактных понятий «Добро», «Зло», «Счастье», изображение эмоциональных состояний и чувств «Радость», «Гнев», «Удивление»; упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции; игры-упражнения с изобразительными материалами (красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелками), изучение их физических свойств и экспрессивных возможностей; задания на совместную деятельность (коллективное рисование). Рассмотрим категорию детей с умственной отсталостью разной степени выраженности, которая усугубляется нарушениями слуха или нарушениями зрения. В числе сложных дефектов и задержка психического развития, сочетающаяся с дефектами слуха или зрения, с соматическими пороками. Камни, привлекая, будоража, способны «менять» состояние тревожности и связанных с ним ощущений (усталость, напряжение), на чувство безопасности, расслабленности, уверенности, доброжелательность, таким образом, высвобождая творческий потенциал, и делая возможной реализацию творческих потребностей, а значит, учат видеть, слышать, представлять, стремиться, реализовывать – одним словом — развиваться. Выявлен непроизвольный интерес детей к камням, использование камней в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, научно доказано, что цвет, форма и текстура камней воздействуют на психику человека, активизируя в головном мозге центры удовольствия посредством органов зрения, осязания и тактильных ощущений.

Определим цели практического применения камня:

  • расширение кругозора детей, развитие их познавательного интереса, умение размышлять;
  • развитие познавательных процессов: внимания, зрительной, слуховой и тактильной чувствительности;
  • развитие мелкой и общей моторики;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие творческого потенциала;
  • снижение у детей с ОВЗ эмоциональных проблем. а также задачи:
  1. стабилизация психических процессов, снятие эмоционального и телесного напряжения;
  2. развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную;
  3. воспитание произвольного внимания, способности внимательно и терпеливо слушать других;
  4. воспитание эстетического отношения к камням.

Работа с камнями организуется индивидуально. Подбор упражнений проводится с учётом имеющихся нарушений у ребёнка. При нарушенном зрении предлагаются белые камни средней и крупной величины на контрастной серой поверхности. При нарушенном слухе используются упражнения с отстукиванием: «Ударь по каждому большому (третьему, полосатому, с дырочкой) камню», «Погремушка», «Узнай, по чему я ударила» (по камню, по поролону, по коробке жестяной…), Для детей с нарушением моторики используются вначале крупные камни продолговатой формы шероховатой поверхности. По мере развития моторных умений ребёнка камни постепенно меняются на более круглые, мелкие и гладкие. Важно почувствовать особенности восприятия ребенком камней, ориентироваться на индивидуальные возможности и особенности. Усложнение упражнений, игр происходит по мере расширения индивидуальных возможностей детей с ОВЗ.

Первый этап — этап знакомства детей с камнем. Рядом с ребенком на коврик или стол высыпается определенное количество разных камней, и взрослый не побуждает ребенка к совершению действий с ними, а сам демонстрирует способы деятельности: поглаживает, перемешивает их, постукивает ими, прячет в ладонях и т.д. Перефразируя известное изречение Луи де Бройля «Знания — дети удивления и любопытства», можно сказать, что удивление вызывает любопытство, а оно, в свою очередь, формирует знания. И вот уже удивление уступило место любопытству: ребенок САМ сначала с некоторой опаской протягивает руку (подавляющее большинство детей не имеют опыта взаимодействия с камнями), затем касается камешка, осторожно берет его и т.д. «Канал» сенсорного восприятия приоткрывается для приема информации.

Второй этап -когда камень уже освоен, можно использовать такие упражнения как «Ванночка с камнями» (одна из разновидностей сенсорных ванн). Ребенку предлагается емкость с камнями разной формы, цвета и размера. Ребенок, чаще всего, заинтересовывается тем, что там находится и начинает перебирать, перекладывать их из емкости в емкость, рассматривать камни и т.д. Иными словами, происходит выявление особенностей камня: его можно высыпать из коробочки или разбросать на плоскости (стола, пола), им можно постучать или по нему можно постучать и т.д.

Третий этап содержит в себе игры и упражнения, состоящие из ряда различных элементарных действий, еще не связанных между собой, но которые когда-то раньше производились — игра «Поиск игрушки». Педагог при ребёнке прячет в камнях одну игрушку, побуждая его к нахождению. По мере успешности поиска, игрушек используется несколько втайне от ребенка, а найти необходимо одну определенную.

Помимо этой игры еще можно играть в:

  • «Собери камешки в коробку» (ведерко; бутылку; тубус; мешочек — по мере усложнения);
  • «Нащупай в мешочке камень» (среди салфеток, игрушек, кубиков…);
  • «Нащупай в мешочке камень» (большой, маленький; круглый/ угловатый; с дырочкой и без; и т.п.)»

Четвертый этап отражает сюжетные линии художественных произведений, жизненных ситуаций с использованием камней как замещающих предметов – колышки для забора, кирпичи для дома, продукты:

  • «Спрячь зайчика от волка» (выложить линию между животными);
  • «Выложи забор вокруг сада/двора» (выложить округлую линию по заданному произвольному периметру);
  • «Построй домик для …» (выложить изображение по нарисованной мелом воображаемой линии);
  • «Выложи геометрическую фигуру» (по заданному воображаемому контуру) и т.п.;
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 10 (372) выйдет
23 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год