Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Роль подвижных игр в формировании здорового образа жизни дошкольника
Здоровье
Автор: Раскатова Марина Николаевна Галиева Надежда Ивановна   
29.09.2024 23:35

Роль подвижных игр в формировании здорового образа жизни дошкольникаРоль подвижных игр в формировании здорового образа жизни дошкольника

Аннотация Забота о здоровье ребёнка стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению детей. В детском саду ребёнок проживает треть своей дошкольной жизни. И эту жизнь его организуют сотрудники ДОУ. И от того, как она будет организована, зависит в немалой степени состояние здоровья детей.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, дошкольники, подвижные игры, двигательный режим, физическое развитие, семья, руководство играми, движение.

Здоровье является основополагающей ценностью и основным условием полноценного психического, физического и социального развития ребёнка. Интерес к здоровью ребёнка обусловлен все более распространённой тенденцией к увеличению числа заболеваний, снижением функциональных способностей детей и темпов их физического и умственного развития.

 

Для детей важнейшей здоровьесберегающей средой является школа и детский сад, которые при взаимодействии с другими социальными объектами могут стать эффективным институтом культивирования здорового образа жизни. С целью сохранения здоровья детей нужно применять традиционные формы: спортивные мероприятия и соревнования, оптимизацию режима обучения, сбалансированное питание, психологическое сопровождение образовательного процесса. На формирование культуры здоровья, ответственного поведения, воспитания духовности, развития нравственного здоровья школьников и дошкольников направлен целый комплекс различного рода мероприятий, урочная и внеурочная деятельностью в школе, творчество в системе дополнительного образования.

Особое значение в этом контексте придаётся образовательному процессу, который заключается в освоении ребёнком основ здоровья с самого раннего возраста. В рамках этого процесса детям следует привить привычку к чистоте, аккуратности и порядку, овладеть базовыми культурными и гигиеническими навыками, развивать самоконтроль во время двигательной деятельности. Необходимо попробовать на себе и оценить влияние физических упражнений на организм и самочувствие, а также правильно вести себя в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, а иногда и предотвращать их. Внедрение комплексного подхода в формировании культуры здорового образа жизни у дошкольников позволит им закрепить необходимые привычки и навыки, которые станут основой для их дальнейшей жизни.

Организация и содержание образовательного процесса в стиле обучения определялись комплексным подходом, направленным на повышение потребности у дошкольников в здоровом образе жизни. Приоритетом в воспитании детей является повышение уровня физического и психического благополучия и прививание привычки здорового образа жизни. Здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. В этом контексте важно развивать у детей самостоятельность и ответственность. Все, что дети учат, они должны применять в практической жизни. С раннего возраста необходимо создавать образовательную среду, насыщенную атрибутами, символами, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями определённого рода. Особое внимание следует обратить на педагогический аспект, который заключается в «обучении здоровью с самого раннего возраста».

С самых первых дней ребёнка формируется характер и будущее его отношение к жизни. И очень важно при этом помнить, что все усилия, благородные стремления воспитать ребёнка деятельным, жизнерадостным, добрым и отзывчивым не принесут должного результата, если мы не сумеем вырастить его здоровым.

Подвижные игры – один из важных факторов формирования здорового образа ребёнка. Дошкольники испытывают огромную потребность в движении, которая удовлетворяется в играх. Иногда кажется, что ребёнок подвижен сверх меры, и тогда взрослые пытаются ограничить потребности малыша. Для того чтобы игры оказали должное воздействие на полноценное развитие ребёнка, важно направить руководство подвижной деятельностью детей на формирование жизненно необходимых навыков, укрепления здоровья, и, конечно же, воспитания.

Важно помнить, что дети должны уметь играть сами, а не только под руководством взрослого. Осторожно, не подавляя инициативы ребёнка, педагог может давать разное направление в игре, усложнять её, повышая этим интерес к ней. На состояние здоровья детей положительно влияет проведение подвижных игр на свежем воздухе в любое время года. Двигательный режим детского сада предусматривает пребывание детей на воздухе в зимнее время не менее 4-х часов в день, а в тёплое время года – почти целый день. Подвижные игры в полной мере отвечают этим требованиям. В играх используются движения (бег, прыжки, метание и т.д.), в которых участвуют наиболее крупные группы мышц ног, спины, живота и тем самым повышают деятельность всего организма ребёнка.

Подвижные игры предохраняют организм детей от охлаждения, так как движения способствуют выработке тепла. Благодаря интенсивным движениям у детей укрепляется мышечная система, сердечная деятельность, органы дыхания. Дыхание детей становиться более глубоким. Это благоприятно влияет на здоровье ребёнка. Проведение подвижных игр на свежем воздухе является самой простой формой закаливания. Правильно организованный двигательный режим способствует укреплению нервной системы ребёнка, что является одной из важных задач сохранения и укрепления здоровья детей. Во время игры дети испытывают радость, сближаются, у дошкольников формируются дружеские чувства.

Профессор А.Н. Крестовников отмечает, что эмоции способствуют лучшему выполнению того или иного мышечного движения, обостряют работу органов чувств, которая необходима для данного движения. Ребёнку дошкольнику свойственна некоторая неуравновешенность, возбудимость.

Игры на площадке, в помещении, в парке заставляют детей адаптироваться к условиям окружающей среды, действовать по-разному в зависимости от меняющейся ситуации. Ребёнок сам решает, где это более удобно для него, чтобы перепрыгнуть через «ров», ожидая, когда это лучше сделать. Успешно выполняется несколько раз подряд одно и то же движение обогащает опыт ребёнка. Ребёнок более уверенно применяет его в последующих играх. Все это способствует развитию инициативы и активности.

Подвижные игры позволяют педагогу развивать необходимые качества в детях, такие как скорость и быстрота движения, выносливость и другие. В играх с бегом, ловлей сам характер движений вызывает необходимость действовать как можно быстрее. Содержание, правила игры требуют ловкости при выполнении движений: суметь увернуться от ловушки, незаметно проскочить, ловко перелезть через препятствие. В играх с бегом сам характер ловли движений вызывает необходимость действовать как можно быстрее.

Содержание, правила игры требуют ловкости в выполнении движений: уметь уворачиваться от улова, проскальзывать незаметно, ловко перелезать через препятствие. Таким образом, с помощью игр у детей развивается и выносливость. Также подвижные игры являются прекрасным средством воспитания выдержки. Большое количество игр вызывают у ребёнка необходимость действовать не сразу, а только после специального сигнала. В играх дошкольникам очень часто доводится быстро тормозить свои действия, останавливаться во время бега.

В проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни мы не можем не отметить важность взаимодействия с семьёй. Несмотря на заинтересованность родителей в этом вопросе, им не всегда удаётся решить многие вопросы, тем более что многие дети большую часть времени проводят в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказать помощь семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья.

Дошкольный возраст – наилучшее время для проявления человеческих способностей, когда формирование личности ребёнка происходит наиболее быстро. От того, как проведёт ребёнок этот отрезок жизни, будет зависеть многое. Наличие здорового будущего завтра – это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребёнка сегодня!

Список использованной литературы

  1. Быкова А.И. (2005), Методика проведения подвижных игр в детском саду, Изд-во АПН РСФСР, Москва.
  2. Карепова Т.Г. (2012), Формирование здорового образа жизни у дошкольников, Изд-во «Учитель», Волгоград.
  3. Крестовников А.Н. (2011), Изменение возбудимости коры головного мозга при физических упражнениях, Теория и практика физической культуры, том XII, изд-во «Физкультура и спорт».
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год