ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ЧЕРЕЗ ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ |
Здоровье | |||
Автор: Озерова Наталья Владимировна, Надеждина Наталья Анатольевна | |||
11.11.2024 11:15 | |||
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ЧЕРЕЗ ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Озерова Н.В., Надеждина Н.А. Воспитатели, МБДОУ д/с 88 г. Белгорода Аннотация: В статье раскрывается актуальность формирования здоровьесберегаюших технологий через произвольность поведения в подвижной игре у детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: Поведение, произвольность, произвольное поведение, игра, подвижная игра, старший дошкольный возраст. В наше современное время отмечается тенденция к увеличению числа дошкольников, имеющих различные хронические заболевания. Плохое самочувствие, является одной из причин отставания в росте, отсутствия внимания на занятиях, а также неудач в играх. В современной системе перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по физическому развитию детей и их укреплению здоровья так как это одна из главных стратегических задач развития страны. Здоровье детей в любом обществе остаётся актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, т.к. оно определяет будущее страны.
Одной из эффективных систем профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, получила название «здоровьесберегающие технологии», которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – обогатить, поддержать, сохранить здоровье детей. Без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье ребенок не может. Именно взрослые создают благоприятную материальную среду, безопасность жизнедеятельности, игровую двигательную активность. Без игры немыслим мир детства. Важным новообразованием в дошкольный период детства является произвольность поведения, формирование которого осуществляется не само собой, не естественным образом, а в результате совместной деятельности. Недостаточное развитие этого качества личности создает ряд определенных трудностей не только в обучении, но и воспитании ребенка, особенно на начальных этапах онтогенеза. В частности, дошкольник, не владеющий своим поведением, часто показывает низкий уровень готовности к систематическому школьному обучению, неумение адаптироваться к новым условиям, трудности в общении со сверстниками и взрослыми. В связи с этим большую значимость приобретает поиск эффективных педагогических средств развития произвольности поведения именно в дошкольном возрасте. Произвольность поведения является способностью к организации, управлению своим поведением, подчинению определенным требованиям вопреки сиюминутно возникающим желаниям при использовании разнообразных средств. Характерным выступает осознаваемое намерение по поводу собственных действий и поведения [3]. В дошкольном возрасте педагог должен целенаправленно организовывать работу по формированию у детей произвольности поведения. Одним из средств формирования произвольного поведения у дошкольников являются подвижные игры. Подвижная игра является естественным спутником жизни каждого ребенка, источником радостных эмоций, обладающих огромной силой [2]. Подвижные игры представляют особую ценность для специалистов в области физической культуры, так как не требуют специальной подготовки со стороны детей, в них можно играть в любом возрасте, а правила могут быть изменены для каждой группы детей. В отличие от спортивных игр, подвижные игры легко регулируются и в них можно играть на любой игровой площадке [2]. Подвижная игра с правилами – это сознательная и активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением связанной с правилами задачи, которая возлагается на всех игроков. Подвижная игра – естественный спутник в жизни детей, источник радостных эмоций, обладающих огромной силой. Подвижные игры – традиционный способ обучения [4]. Подвижные игры представляют собой универсальный инструмент развития произвольного поведении у детей старшего дошкольного возраста. В подвижных играх, как подчеркивала Г.А. Урунтаева, дети начинают проявлять интерес к соревновательной стороне – соревнованиям в ловкости, скорости, смекалке, смелости, организованности. Подвижная игра – одно из условий развития произвольности поведения. В ней ребенок понимает и познает окружающий мир, в ней развиваются его интеллект, воображение, фантазия, формируются социальные характеристики. Подвижная игра – это всегда творческая деятельность, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, а также необходимость найти решение двигательной задачи [5]. Игра с правилами и активное их применение в дошкольном учреждении – эффективный способ сформировать наиболее ценные черты личности, а именно произвольность поведения. При выборе игр необходимо соблюдать определенный порядок и соотношение используемых игр. В каждой игре воспитанник должен полагаться на предыдущий опыт и добиваться успеха в собственном развитии. Развитие произвольности через использование игр с правилами, способствует общему развитию детей и существенно повышает их качество подготовки к обучению в школе, где особенно важным становится умение подчиняться обязательным нормам и правилам в новой системе школьных и социальных отношений. Игра способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Таким образом, подвижные игры являются естественным средством здоровьесбережения. Список использованной литературы
|