Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ЧЕРЕЗ ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Здоровье
Автор: Озерова Наталья Владимировна, Надеждина Наталья Анатольевна   
11.11.2024 11:15

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ЧЕРЕЗ ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ЧЕРЕЗ ПРОИЗВОЛЬНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Озерова Н.В., Надеждина Н.А. Воспитатели, МБДОУ д/с 88 г. Белгорода

Аннотация: В статье раскрывается актуальность формирования здоровьесберегаюших технологий через произвольность поведения в подвижной игре у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: Поведение, произвольность, произвольное поведение, игра, подвижная игра, старший дошкольный возраст.

В наше современное время отмечается тенденция к увеличению числа дошкольников, имеющих различные хронические заболевания. Плохое самочувствие, является одной из причин отставания в росте, отсутствия внимания на занятиях, а также неудач в играх.

В современной системе перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по физическому развитию детей и их укреплению здоровья так как это одна из главных стратегических задач развития страны. Здоровье детей в любом обществе остаётся актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, т.к. оно определяет будущее страны.

 

Одной из эффективных систем профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья дошкольников, получила название «здоровьесберегающие технологии», которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – обогатить, поддержать, сохранить здоровье детей.

Без помощи взрослого беречь и укреплять свое здоровье ребенок не может. Именно взрослые создают благоприятную материальную среду, безопасность жизнедеятельности, игровую двигательную активность. Без игры немыслим мир детства.

Важным новообразованием в дошкольный период детства является произвольность поведения, формирование которого осуществляется не само собой, не естественным образом, а в результате совместной деятельности. Недостаточное развитие этого качества личности создает ряд определенных трудностей не только в обучении, но и воспитании ребенка, особенно на начальных этапах онтогенеза. В частности, дошкольник, не владеющий своим поведением, часто показывает низкий уровень готовности к систематическому школьному обучению, неумение адаптироваться к новым условиям, трудности в общении со сверстниками и взрослыми.

В связи с этим большую значимость приобретает поиск эффективных педагогических средств развития произвольности поведения именно в дошкольном возрасте.

Произвольность поведения является способностью к организации, управлению своим поведением, подчинению определенным требованиям вопреки сиюминутно возникающим желаниям при использовании разнообразных средств. Характерным выступает осознаваемое намерение по поводу собственных действий и поведения [3].

В дошкольном возрасте педагог должен целенаправленно организовывать работу по формированию у детей произвольности поведения. Одним из средств формирования произвольного поведения у дошкольников являются подвижные игры. Подвижная игра является естественным спутником жизни каждого ребенка, источником радостных эмоций, обладающих огромной силой [2].

Подвижные игры представляют особую ценность для специалистов в области физической культуры, так как не требуют специальной подготовки со стороны детей, в них можно играть в любом возрасте, а правила могут быть изменены для каждой группы детей. В отличие от спортивных игр, подвижные игры легко регулируются и в них можно играть на любой игровой площадке [2].

Подвижная игра с правилами – это сознательная и активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением связанной с правилами задачи, которая возлагается на всех игроков. Подвижная игра – естественный спутник в жизни детей, источник радостных эмоций, обладающих огромной силой. Подвижные игры – традиционный способ обучения [4].

Подвижные игры представляют собой универсальный инструмент развития произвольного поведении у детей старшего дошкольного возраста.

В подвижных играх, как подчеркивала Г.А. Урунтаева, дети начинают проявлять интерес к соревновательной стороне – соревнованиям в ловкости, скорости, смекалке, смелости, организованности. Подвижная игра – одно из условий развития произвольности поведения. В ней ребенок понимает и познает окружающий мир, в ней развиваются его интеллект, воображение, фантазия, формируются социальные характеристики. Подвижная игра – это всегда творческая деятельность, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, а также необходимость найти решение двигательной задачи [5].

Игра с правилами и активное их применение в дошкольном учреждении – эффективный способ сформировать наиболее ценные черты личности, а именно произвольность поведения. При выборе игр необходимо соблюдать определенный порядок и соотношение используемых игр. В каждой игре воспитанник должен полагаться на предыдущий опыт и добиваться успеха в собственном развитии. Развитие произвольности через использование игр с правилами, способствует общему развитию детей и существенно повышает их качество подготовки к обучению в школе, где особенно важным становится умение подчиняться обязательным нормам и правилам в новой системе школьных и социальных отношений.

Игра способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Таким образом, подвижные игры являются естественным средством здоровьесбережения.

Список использованной литературы

  1. Веккер Л.М. Психические процессы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //search. rsl. ru/ru/record/01006794320
  2. Степаненкова Э.Я. Методика проведения подвижных игр. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. 123 с.
  3. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 384 с.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 9 (371) выйдет
16 марта 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год
Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год