«Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольников» |
Здоровье | |
Автор: Поздерина Елена Владимировна | |
11.05.2025 07:30 | |
Цель: совершенствование работы ДОУ по физическому развитию, расширение компетентности педагогов по организации двигательной активности детей. Что такое подвижная игра? 1. Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые – педагоги (П. Ф. Лесгафт, А.П. Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности. «Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами».
Подвижная игра — незаменимое средство совершенствования движений, развития их координации, формирования быстроты, силы, выносливости. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие и укрепляется здоровье ребенка. Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются навыки в основных видах движений (беге, прыжках, метаниях, лазаньи и др). Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков. 1. Классификация подвижных игр. Подвижные игры по степени сложности делятся на:
Элементарные в свою очередь делятся на:
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, повадки животных и т.д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обуславливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (то есть дети играют небольшими группами или всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте. «Зайцы и волк», «У медведя во бору», «Охотники и зайцы», «Воробышки и кот», «Медведь и пчелы» и др. Бессюжетные подвижные игры– это игры типа ловишек, перебежек, которые не имеют сюжета, образцов, но сходные с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве. «Найди пару», «Придумай фигуру», «Пятнашки», «Перебежки», «Ловишки» и др. Причем игра «Ловишки» имеет несколько вариантов. Они нужны не только для того, чтобы внести своеобразие, поддержать интерес у детей к игре, но и для того чтобы решить педагогические задачи — совершенствование движений, воспитание физических качеств при выполнении более сложных игровых действий, правил, при изменении игровой ситуации, условий, требующих определенных умственных и физических усилий от детей и вместе с тем повышающий интерес к игре. Это игра «Ловишка, дай руку», содействующая ориентировке в пространстве, развивающая находчивость, смелость, чувство товарищества; «Ловишка с мячом», развивающая меткость, увертливость, ориентировку в пространстве; «Ловишка с лентами», развивающая умение изменять характер движений, их темп, увертываться, ориентироваться в пространстве; «Ловишка — ноги от земли», способствующая ориентировке среди предметов, расположенных в пространстве, ловкости, увертливости, сообразительности. В дошкольном возрасте используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового). «Чье звено быстрее соберется», «Кто первый через обруч к флажку», «Перемени предмет», «Быстро возьми, быстро положи», «Кто быстрее до флажка» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнять задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры – эстафеты, то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результаты команды). К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, кольцеброс, флажки, ленточки, обручи, скакалки, шнуры, мячи и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т.д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользование ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнований с целью достижения лучших результатов. «Удочка», «Найди себе пару с такой же игрушкой», «Подбрось и поймай», «Погрузка овощей» и др. В играх – забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы и аттракционы можно использовать на праздниках, развлечениях или просто поиграть в течении дня. Цель этих игр — создание веселого, радостного настроения. К сложным играм относятся:
Городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей. В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам. Подвижные игры так же различаются по степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий. Игры бывают:
«Пятнашки», «Мы веселые ребята», «Мыши и кот», «Рыбаки и рыбки», «Бездомный заяц» и др.
«Море волнуется раз…», «Ручеек», «Я садовником родился», «Пустое место», «Заинька, выходи», «Светофор» и др.
«Чего не стало?», «Кто позвал?», «Съедобное — несъедобное», «Тишина», «Медведь» и др. Требования к подбору подвижных игр по возрасту детей. При планировании подвижных игр необходимо учитывать возраст детей. С детьми 3—4 лет игры проводят на понятном и близком им материале. Их привлекает главным образом сам процесс движения: им интересно бегать, догонять, бросать предметы и искать их. Поэтому для них подбирают игры с одним-двумя основными движениями. Как их выполнять, показывает взрослый, который принимает непосредственное участие в игре. Важно также учесть и то, что в этом возрасте ребенок плохо владеет своими движениями: часто теряет равновесие, падает, прилагает значительные усилия во время выполнения физических упражнений. Поэтому игры для младших дошкольников подбирают простые, интересные, разнообразные, с обязательным чередованием движений и отдыха. Содержание их составляют посильные и интересные задания ( «Догони мяч», «Беги ко мне» и др.). Основные движения в этих играх — кратковременный бег и ходьба с последующим отдыхом. Ходьба, бег, несложные прыжки — наиболее доступные движения для малышей. Игры, в которых есть бег, хорошо укрепляют сердечно сосудистую систему, развивают быстроту и ловкость. Такие игры, как «Мой веселый, звонкий мяч», «Допрыгни до мяча» и др., формируют навыки прыжков вверх с места, воспитывают смелость, настойчивость и другие качества. Правил в этих играх немного — одно-два. Невелико и количество ролей (один — «кошка», остальные — «котята»; один — «наседка», остальные — «цыплята»). Вначале водящим бывает взрослый. Если игра коллективная, по мере освоения детьми правил и организованных действий, их можно также привлекать к роли водящих. Игры повторяют на протяжении года, постепенно усложняя. Их количество на месяц не больше 10. Младшие дошкольники особенно эмоционально воспринимают игровые образы. Поэтому стимулируя правильное выполнение движений, учитывают именно эту особенность их психики. Например, советуют попрыгать, «как зайчики», пройти тихо, «как лисичка» или «мышка» и т. д. Длительность игры средней и большой подвижности у детей 3—4 лет не должна превышать 6—8 мин. Дети 5 лет, по сравнению с предыдущими возрастными группами, проявляют большее желание к играм с динамичными движениями (бег, прыжки, упражнения в лазанье, равновесии и т. д.). Им нравится догонять друг друга, убегать от водящего. Постепенно они начинают интересоваться результатами своих действий: попасть мячом в цель, легко перепрыгнуть через «ручеек». Увеличение их двигательных возможностей позволяет подбирать игры с разнообразными видами основных движений: с метанием — «Кто дальше бросит?», прыжками — «Лягушка», бегом — «Перелет птиц» и др. Однако не рекомендуют проводить игры со сложными видами движений (прыжки, лазанье) до тех пор, пока дошкольники не овладели ими. В начале их учат правильно выполнять движение, а лишь затем проводят игру, где это движение является ведущим. Количество подвижных игр на месяц – 12 при условии, что повторяются игры младшей группы. Значительная подвижность детей данного возраста, неумение экономно распределять свои силы требует от взрослых внимательного отношения к регулированию нагрузки во время игры (чередование движений с кратковременным отдыхом). Даже небольшая пауза (в пределах одной минуты), во время которой происходит обмен впечатлениями об игре, дает возможность ребенку восстановить свои силы. Общая длительность подвижной игры для дошкольников этой возрастной группы в пределах 8—10 мин. Хорошая двигательная подготовленность детей 6 лет дает возможность шире использовать в играх разнообразные и более сложные движения (броски и ловля мяча в игре «Подбрось и поймай», колец в игре «Серсо», прыжки с разбега через «ров» в игре «Волк во рву» и т. д.). В этом возрасте большое значение имеют игры с мячом, скакалкой, обручем, флажками. Они нравятся конкретностью и наглядностью оценки игровых действий: поймал мяч или попал им в кольцо, прокатил обруч до определенного места и т. д. Игры с предметами в основном индивидуальные. Ребенок принимает в них участие в соответствии со своим желанием, не ограничивая себя четкими правилами. Такие игры дают ему большие возможности для выполнения разнообразных движений, меньше утомляют и всегда вызывают большой интерес. Постепенно игровые задания усложняют: суметь убежать от ловишки, попасть мячом в подвижную цель и т. д. В правилах также более четко обусловливается объем их действий, предусматривается несколько водящих (в коллективных играх). Важным моментом руководства игрой является дозирование движений. Особенно это относится к таким видам, как бег с максимальной скоростью, прыжки, лазанье. Длительность непрерывного бега со скоростью выше средней для детей этой возрастной группы составляет 20— 25 сза одно повторение игры. А ее общая продолжительность 10—12 мин. В системе физического воспитания детей 7 лет подвижным играм отводится значительное место. Характерной особенностью игр у детей данного возраста является большая их самостоятельность. Они сами определяют элементарные правила, по своему желанию могут их изменять. Содержание игр часто бывает связано с использованием разнообразных пособий, что побуждает детей к определенным действиям: скакалка — к прыжкам, мяч — к метанию в цель, подбрасыванию или прокатыванию и т. д. Дети любят, когда в играх неожиданно возникают различные ситуации (препятствия), и стараются преодолеть их. Учитывая этот интерес, следует обращать их внимание на результат игры, ставить перед ними конкретные задания: что должны делать играющие, в какой последовательности, что им запрещено. Например, после одного условного сигнала бежать или быстро занять свое место, после второго — присесть, после третьего сигнала остановиться или бросить мяч своему партнеру ( «Запрещенное движение», «Перебежки», «Мяч капитану» и др.). В этом возрасте дошкольников интересует не только содержание игры и роль в ней, но и результаты (быстрее всех пробежать, точнее попасть в цель и т. д.). Нужно чаще проводить игры с элементами соревнований на точность, ловкость, быстроту движений. Проводя соревновательные игры, следует приучать детей к сдержанности, избегать ненужных криков, споров, проявлять положительные эмоции. Важно также научить детей самостоятельно рассказывать содержание известной им игры, объяснить ее правила, вместе со своими товарищами организовать и проводить ее. Время непрерывного бега в подвижных играх у детей 7 лет увеличивается до 25—35 сза одно ее повторение. Общая продолжительность игры составляет 12—15 мин. Физическую нагрузку регулируют размерами дистанции, которую пробегают дети, уменьшением или увеличением количества или сложности правил и преодолеваемых препятствий, введением кратковременных пауз для отдыха или анализа ошибок. Количество игр на месяц в старшей и подготовительной группах не более 14 при условии, что повторяются игры предыдущих групп. Заключение. Двигательная деятельность детей, составляющая основу воспитательно-образовательного процесса, благотворно влияет на физическое развитие, формирование двигательных навыков и физических качеств, на укрепление здоровья, повышая функциональную деятельность организма и усиливая эмоционально — радостные ощущения. Являясь одним из основных средств и методов физического воспитания, подвижные игры способствуют эффективному решению перечисленных задач. Оздоровительный эффект, достигнутый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающими в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка.
|