Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru
 

Размещаем статьи

Публикация статей от педагогов с выдачей сертификата для аттестации

ISSN и Лицензия СМИ

Условия выдачи Сертификата

Технологическая карта НОД «Путешествие в страну Фитболандию. Развитие вестибулярного аппарата, сенсомоторной координации»
Здоровье
Автор: Стасьева Тамара Владимировна Сутупова Валентина Сергеевна   
15.12.2025 23:20

Технологическая карта НОД «Путешествие в страну Фитболандию. Развитие вестибулярного аппарата, сенсомоторной координации»Технологическая карта НОД «Путешествие в страну Фитболандию. Развитие вестибулярного аппарата, сенсомоторной координации»

Актуальность.

Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества образования. И в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Согласно современным нормативным документам целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья. В контексте реализации ФОП ДО, особую остроту приобретает задача не просто физического развития, а целостного здоровьесозидания ребенка. Реалии сегодняшнего дня — рост гиподинамии, раннее увлечение гаджетами, увеличение статистики по нарушениям осанки и мышечного дисбаланса у дошкольников — диктуют необходимость поиска инновационных, высокоэффективных и при этом эмоционально привлекательных для детей педагогических технологий.

Скачать конспект

Именно в этом ключе мы обращаемся к фитбол-гимнастике как к одному из наиболее перспективных направлений физкультурно-оздоровительной работы. Её выбор обусловлен не только уникальными свойствами самого снаряда — большого упругого мяча, — но и его многогранным воздействием на растущий организм:

  1. Коррекционно-оздоровительный эффект: Вибрация при выполнении упражнений на фитболе, передающаяся позвоночнику и внутренним органам, способствует улучшению обмена веществ, кровообращения и мобилизации компенсаторных возможностей организма. Это мощный инструмент для профилактики и коррекции нарушений осанки, укрепления «мышечного корсета».
  2. Развитие сенсомоторной интеграции: Неустойчивая опора мяча заставляет организм постоянно включать механизмы поддержания равновесия, что интенсивно развивает вестибулярный аппарат, координацию движений, проприоцепцию (чувство тела в пространстве) и мышечный контроль. Эти качества являются фундаментом для успешного овладения любыми двигательными навыками и важны для профилактики травматизма.
  3. Эмоционально-волевой компонент: Фитбол — это, прежде всего, игра. Его яркость, упругость и динамичность сами по себе создают мощный положительный эмоциональный заряд, мотивируют к движению, снимают психоэмоциональное напряжение и страх неудачи. Занятия превращаются в увлекательную игру, что полностью соответствует ведущему виду деятельности дошкольника.

Однако эффективность любой технологии зависит от грамотной методической основы. В своей работе мы опираемся на авторскую методику фитбол-гимнастики Эллы Власенко, которая является одной из первых и наиболее системных разработок в области адаптации фитбола для детей дошкольного возраста в России. Методика Власенко ценна тем, что она:

  • Системна: Предлагает четкую структуру занятий (подготовительная, основная, заключительная части) с научно обоснованным подбором упражнений.
  • Выстроена с учетом возрастных особенностей: Учитывает анатомо-физиологические особенности дошкольников, предлагая посильные, но развивающие упражнения.
  • Безопасна: Особое внимание уделяется обучению детей правильной посадке на мяче и технике безопасности, что является обязательным условием работы.
  • Интегративна: Упражнения с фитболом легко сочетаются с элементами дыхательной и пальчиковой гимнастики, самомассажа, сказкотерапии и музыкотерапии, что позволяет реализовать интегративный подход к здоровьесбережению.

Таким образом, представленный конспект не является случайным набором упражнений с мячом. Это целенаправленно построенное образовательное событие, основанное на передовой авторской методике, которое решает комплекс задач:

  • Оздоровительных (укрепление опорно-двигательного аппарата, формирование осанки)
  • Образовательных (освоение новых двигательных навыков, получение знаний о пользе занятий)
  • Воспитательных (воспитание привычки к ЗОЖ, развитие волевых качеств)

- Коррекционных (развитие вестибулярного аппарата, сенсомоторной координации).

Использование фитбол-гимнастики по методике Э. Власенко делает процесс физического воспитания современным, научно обоснованным, безопасным и невероятно увлекательным для детей.

Технологическая карта НОД

«Путешествие в странуФитболандию. Развитие вестибулярного аппарата, сенсомоторной координации»

Воспитатель: Стасьева Тамара Владимировна, Сутупова Валентина Сергеевна

Образовательная организация: МДОУ №12 г. Черемхово

Группа: подготовительная

Образовательная область: физическое развитие

Тема занятия: «Путешествие в странуФитболандию. Развитие вестибулярного аппарата, сенсомоторной координации»

Тип занятия: интегрированное

Цель занятия: развитие вестибулярного аппарата и координации движения у детей старшего дошкольного возраста через использование фитбол-гимнастики в двигательной деятельности.

Задачи занятия

Обучающие: Совершенствовать выполнение основных видов движений с фитболом (прыжки, катание, балансирование). Укреплять опорно-двигательный аппарат и мышечный корсет; закреплять навыка правильной, безопасной посадки на мяче.

Развивающие: Развивать координацию движений, ловкость, гибкость, мышечную силу. Развивать дыхательную систему через игровые дыхательные упражнения.

Воспитательные: Воспитывать интерес к физическим упражнениям и здоровому образу жизни. Формировать навыки сотрудничества, соблюдения правил в игре.

Технические условия: интерактивная доска или проектор, компьютер, редактор PowerPoint для воспроизведения интерактивной карты, музыкальный центр.

Материалы к занятию: интерактивная презентация-карта «СтранаФитболандия», подборка музыки (бодрая, релаксационная), карточки-схемы упражнений, фитболы, коврики.

Время, мин.

Элементы методической структуры занятия

Наглядный дидактический материал

Содержание этапов занятия

Ожидаемый результат использования дидактического материала

30 мин.

Ссылка или скриншот

Методический комментарий

Действие воспитателя

Действия воспитанников

5 мин

Мотивационный этап

Интерактивная карта «Страна Здоровья и Фитболандия»

https://disk.yandex.ru/i/I-EU5cp1Vm3pwA

Интерактивная карта «Страна Здоровья и Фитболандия» (На карте изображены: «Гора правильной осанки», «Река чистой воды», «Лес утренней зарядки», «Тропинка хорошего настроения». В центре – закрытое облако). Дети в игровой форме актуализируют знания о ЗОЖ, а элемент сюрприза (облако) и возможность выбора поддерживают высокий эмоциональный тонус и обеспечивают переход к двигательной активности.

Показ карты и создание проблемной ситуации:

  «Ребята, я хочу пригласить вас в удивительную страну —Фитболандию. Но чтобы туда попасть, нужно проложить маршрут. Смотрите, вот её карта. Но что это? В самом центре страны поселилась Сонная Туча (показывает закрытое пятно), и всё замерло. Чтобы её развеять, нужно выполнить задания».
  > Детям загадывают интерактивные вопросы-загадки. Каждый правильный ответ они соотносят с символом, изображенным на карте. 

· «Что нужно делать каждое утро, чтобы быть бодрым?» (Зарядка) – ставим фигурку спортсмена в «Лес Утренней Зарядки».
  · «Что мы едим, чтобы быть сильными?» (Овощи, фрукты) – ставим фигурку яблока на «Гору».
  · «Что обязательно нужно делать перед едой?» (Мыть руки) – ставим фигурку капельки у «Реки».
  · «Что помогает нам дружить и не болеть?» (Улыбка, хорошее настроение) – ставим солнышко на «Тропинку».
   Открытие сюрприза:  

«Молодцы! Вы развеяли тучу! Смотрите, что было под ней!» (Облако исчезает, открывается изображение страны «Фитболандия»). «Вот куда мы сегодня отправимся! Здесь живут наши верные друзья – волшебные прыгучие мячи! Они помогут нам стать сильными, ловкими и весёлыми!

Обучающиеся слушают, рассматривают интерактивную карту, активно отгадывают загадки, предлагают свои варианты ответов, помогают «оживить» карту.

В результате обучающиеся смогут сформулировать детскую цель: хочу отправиться в путешествие в страну здоровья.

5 мин

Подготовительный этап (Разминка)

Музыкальное сопровождение (бодрая ритмичная музыка). Карточки-напоминалки о правильной посадке на фитболе.

Фитбол-разминка направлена на разогрев основных групп мышц, подготовку суставов к нагрузке и закрепление навыка правильной, безопасной посадки на мяче.

«Чтобы отправиться в страну, нам нужно «разогреть моторчики» и подружиться с фитболами. Садимся на мячи правильно: спинка прямая, как струнка, ноги устойчиво стоят на полу». 

  Проводит разминку на фитболах под музыку:  

1. «Часики» – наклоны в стороны.   2. «Пружинки» – легкие покачивания вверх-вниз.   3. «Рисуем круг» – круговые движения тазом и плечами. 

 Обучающиеся садятся на фитболы, контролируют свою осанку, синхронно с воспитателем выполняют разминочные упражнения в такт музыки.

В результате проведения разминки у обучающихсяповысилсятонус ЦНС, разогрелись мышцы спины, ног и брюшного пресса. Готовы к ОРУ на фитболах.

15 мин

Аналитико — практический (Основная часть)

Интерактивная карта (остров «Фитболандия» с активными зонами). Карточки-схемы ОРУ. Музыкальное сопровождение для разных видов деятельности.

ОРУ с фитболом комплексно воздействуют на опорно-двигательный аппарат, укрепляют мышечный корсет, развивают координацию и вестибулярный аппарат. Дыхательная гимнастика обогащает организм кислородом. Подвижная игра закрепляет навыки в соревновательно-игровой форме.

Путешествие по «Фитболандии»:  

«Наша страна полна чудес! Давайте исследовать ее вместе!»  

1. Зона «Скала Силачей» (ОРУ): Показывает упражнения по схемам:

  • «Дотянись до солнышка» (руки вверх). 

  • «Посмотри по сторонам» (повороты). 

  • «Устойчивый мяч» (подъем ног). 

  • «Ходики» (перекаты вперед-назад). 

  • «Мостик» (прогиб лежа на мяче). 

  2. Зона «Ветерок» (Дыхательная гимнастика): «После тренировки нужно восстановить дыхание. Садимся на коврики, берем мяч в руки. Вдыхаем медленно носом – мяч поднимается, выдыхаем ртом – опускается».  

3. Зона «Веселая Поляна» (Подвижная игра «Музыкальныйфитбол»): Объясняет правила: дети под музыку выполняют танцевальные движения вокруг фитболов ( количество фитболов – на один меньше ,чем игроков)музыка останавливается – нужно быстро занят свободный фитбол,игрок не успевший занят свободный фитбол выбывает. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.

Обучающиеся выполняют упражнения, стараясь соблюдать технику. Выполняют дыхательное упражнение. Активно и доброжелательно участвуют в подвижной игре, соблюдают правила. 

В результате обучающиеся владеют навыкамиработы с фитболом через комплекс ОРУ, приемами восстановления дыхания и развитой координацией и вестибулярным аппаратом.

4 мин.

Релаксационный этап

Музыкальное сопровождение (спокойная, релаксационная мелодия).

Пальчиковая гимнастика и элементы психогимнастики направлены на снижение мышечного и эмоционального напряжения, формирование умения расслабляться после физической нагрузки. 

 «Наше путешествие подходит к концу. Давайте поблагодарим наши мячи и отдохнем».  

1. Пальчиковая гимнастика «Мячик» (катают маленький мячик между ладонями).  

2. Релаксация «Облака»:  

Дети ложатся на коврики на спину, закрывают глаза. Звучит спокойная музыка. Тихий голос воспитателя: «Мы лежим на мягкой траве, смотрим на проплывающие облака. Наши ручки и ножки отдыхают, становятся тяжелыми и расслабленными. Мы хорошо потрудились и теперь отдыхаем…».

Обучающиеся выполняют плавные движения в такт речи, затем ложатся, закрывают глаза, слушают голос воспитателя, максимально расслабляются.

В результате обучающиеся владеют навыкамиснижения уровня мышечного и эмоционального напряжения, восстановления дыхания. Достигнуто состояние спокойствия и уравновешенности.

1 мин

Оценочно-рефлексивный

 

Рефлексия направлена на осознание полученного опыта, оценку своих действий и эмоций, формулирование личных выводов о пользе занятия. 

«Вот мы и вернулись из путешествия. Давайте вспомним: 

  • Что мы сегодня делали?  

• Что было самым интересным? А самым сложным?  Что у вас получилось хорошо, а что не очень? Почему?

• Как вы думаете, чем полезны упражнения с фитболом?  

Вы все – большие молодцы! 

Обучающиеся высказывают свои впечатления, отвечают на вопросы, делятся тем, что узнали и почувствовали. 

В результате

обучающиеся смогут высказать своё отношение к процессу и результату.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (408) выйдет
21 декабря 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (407) за 2025 год
Скачать Номер 44 (406) за 2025 год
Скачать Номер 43 (405) за 2025 год
Скачать Номер 42 (404) за 2025 год
Скачать Номер 41 (403) за 2025 год
Скачать Номер 40 (402) за 2025 год
Скачать Номер 39 (401) за 2025 год
Скачать Номер 38 (300) за 2025 год
Скачать Номер 37 (399) за 2025 год