|  Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Лучик» города Балашова Саратовской области» Принято: на педагогическом совете МДОУ  д/с «Лучик» г. Балашова Утверждено: Заведующая МДОУ д/с «Лучик» г. Балашова
 РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЗДОРОВЬЕ» для  подготовительной группы «Теремок»
 Автор-составитель: Воспитатель г.Балашов 2012-2013 учебный год
 Пояснительная записка
 Данная рабочая программа реализует образовательную область «Здоровье» образовательной программы МДОУ д/с «Лучик» г. Балашов. Программа составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями, предусматривает реализацию регионального компонента, который составляет не более 15% от общего объема содержания образовательной деятельности.
 Программа разработана на основе программы «Основы здорового образа жизни» Н. Павловой, а также  на основе  общеобразовательной программы «От рождения до школы».
 Скачать полный текст программы Реализация данной программы проводится в процессе образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, совместной деятельности детей и воспитателя и самостоятельной деятельности детей, т.к. данная область не выделена в сетке НОД.Данная  программа направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
 сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
 воспитание культурно гигиенических навыков.
 Задачи программы:
 Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
 Развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Формировать интерес и любовь к спорту.
 2. Воспитание культурно-гигиенических навыков
 Воспитывать привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться. пользуясь индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком и расческой, следить за своим внешним видом, быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду в определенном порядке, следить за чистотой одежды и обуви.
 Закреплять умение аккуратно пользоваться столовыми приборами, обращаться с просьбой, благодарить.
 3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
 Продолжать знакомить детей с особенностями строения и функциями организма человека.
 Расширять представления о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим).
 Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека. Учить использовать специальные физические упражнения для укрепления своих органов и систем.
 Учить активному отдыху.
 Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.
 Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье.
 К концу года дети подготовительной  группы смогут:
 · Усвоить основные культурно-гигиенические навыки (быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользоваться только индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком и расческой, следить за своим внешним видом, быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду в определенном порядке, следить за чистотой одежды и обуви).
 · Иметь сформированные представления о здоровом образе жизни (об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье).
 Структура рабочей программы:
 · Пояснительная записка
 · Перспективный план
 · Мониторинг  усвоения программы
 · Учебно-методическое обеспечение
 · Литература.
 Перспективный план по образовательной области «Здоровье»
   
|   Месяц  | Формы организации образовательной деятельности |   Цель |  
| Сентябрь        | Беседа «Почему мы все разные?»  | Формировать представление о том, что все люди   разные, но ко всем надо относиться с уважением |  
| Беседа «Земля – наш дом»   | Формировать представление о разных народах,   проживающих на земле, о том, что все люди должны жить  в мире и согласии. Показать взаимосвязь   всех людей на планете. |  
| Д/и «Какие мы?»  | Учить описывать внешний вид людей, сравнивать,   находить различия. Развивать связную речь. |  
| Беседа «Культура поведения за столом» | Воспитывать КГН, закреплять знание правил поведения   за столом. |  
| Беседа «Если с другом вышел в путь» | Воспитывать уважение    к себе и окружающим, развивать представления о дружбе, о ценности   дружбы. |  
| д/и «Угадай настроение»   | Учить по мимике и жестам определять эмоциональное   состояние , развивать наблюдательность, воображение. |  
| Игровая ситуация «Как поступить?»   | Развивать у детей такие качества, как взаимовыручка,   поддержка через игру. Развивать фантазию, мышление. |  
|   |  |  
| Октябрь    | Беседа «Такие разные другие»  | Приучать детей    терпимо относиться к другим людям, уважать их. Развивать связную речь. |  
| д/и «Хорошо или плохо»    | Развивать ценностные ориентации и правильное   отношение  к  существующим нормам поведения |  
| П/и «Веселые ребята» | Развивать   у детей желание участвовать в общей игре; воспитывать уважительное отношение   друг к другу.
 
 |  
| Д/и «Я-ты-мы»   |  Развивать уважительное отношение друг к   другу, развивать уверенность в себе, в своих силах. |  
| Беседа «Что такое дружба» | Закреплять представления детей о понятиях «дружба»,   «дружить». Развивать связную речь. |  
| Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»     | Закреплять представление о существующих профессиях в   детском саду, формировать умение строить свое ролевое поведение в зависимости   от ролевой позиции партнера по игре; воспитывать дружеские   взаимоотношения между детьми. |  
| д/и «Волшебные слова» |  Закреплять знание вежливых слов, обогащать   речь детей, воспитывать уважительное отношение друг к другу. |  
| Ноябрь  | Беседа «Добро и зло»   |  Формировать представление о добре и зле.   Обсудить личный опыт каждого ребенка в отношении добрых и злых поступков. |  
| Чтение х/л «Золушка»  |  Приучать внимательно слушать произведение,   дать представление о несовпадении плохой внешности и добрых намерений. |  
| Д/и «Сказочными тропами   |  Закреплять знание сказок, в которых   обсуждается проблема добра и зла.  |  
| Игра-драматизация «Заюшкина избушка» | Развивать   умение выражать эмоции героев литературных произведений с помощью жестов,   мимики. |  
| д/и «Что изменилось?» | Развивать   память, внимание. Воспитывать умение играть дружно, без ссор. |  
|  Игра «найди   по описанию» | Развивать   у детей мышление, внимательность, сосредоточенность. |  
| Декабрь  | Беседа  «Если   ты один в квартире» | Формировать   представление о правилах безопасного поведения. |  
| д/и «Что произойдет, если»   | Учить   детей устанавливать причинно-следственные связи в различных проблемных ситуациях |  
|  д/и «Правила Чистюли» | Закрепить   представления о правилах личной гигиены |  
| Беседа «Как вести себя с незнакомцем на улице» | Формировать   представление о правилах безопасного поведения. |  
| Беседа  «Что   такое жестокость» | Формировать   представление о жестокости, учить распознавать жестокие поступки |  
| д/и «Лишняя картинка» | Учить   детей распознавать жестокие поступки, формировать негативное отношение к ним. |  
|   Январь    | д/и «Что делать?»  | Формировать   умения и навыки решения конфликтных ситуаций через игру  |  
| Рассматривание сюжетных картин «Драчуны» | Формировать   умение  распознавать  опасные ситуации в системе   «ребенок-ребенок». Учить давать оценку    поступкам людей. Развивать речь |  
| Д/и «Когда так бывает?» | Расширять представления   детей об опасных ситуациях, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу во время игры.
 |  
|  | Беседа «Что такое ссора» | Развивать   представления о детских конфликтах, путях их разрешения. Воспитывать у детей   уважительное отношение друг к другу |  
| Февраль 
 
     |  Беседа «Моя семья»   | Активизировать  и закрепить    знания о семье,  о ее   значимости. Воспитывать бережное отношение к членам семьи |  
| д/и «Закончи предложение»   | Развивать  и обогащать словарный  запас ласковыми и вежливыми словами, посвященными   маме |  
| Д/и  «А ты мне кто?»     | Закреплять   представление детей о членах семьи, родственных связях. Обогащать словарный   запас. |  
| Сюжетно-ролевая игра «Семья» | -Учить детей интонационно выразительно произносить   заданные фразы;-развивать воображение и фантазию;
 -воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.
 |  
| Игровая ситуация «Поможем маме» | Развивать   желание помогать своим близким. Учить вежливо и точно формулировать просьбу,   благодарить;
 
   |  
| д/и «Мальчик    или девочка»   | Формировать   адекватное представление  ребенка о   половых особенностях мальчиков и девочек |  
| Д/и «Что такое хорошо, что такое плохо» | Закрепить   знания о правилах личной гигиены и правильном, бережном отношении к своему   здоровью;воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
 |  
| Март  |  Беседа «Что и как мы едим | Формировать   представления о полезных и вредных продуктах. Развивать речь.  |  
| д/и «Скажи наоборот» | Закреплять   представление о полезных и вредных продуктах. Формировать представления о   здоровой пище |  
|  | Сюжетно-ролевая игра «Семья на праздничном обеде» | Формировать   осознанное отношение к правилам хорошего питания. Обогащать словарь. Учить   самостоятельно выстраивать игровой сюжет. |  
|  | НОД «Внутренняя кухня человека» | Дать   элементарное представление  о работе   органов пищеварения. Раскрыть значение органов (желудок, кишечник, печень)   пищеварения для человека |  
|  | Сюжетно-ролевая игра «У стоматолога» | Формировать   представления о работе стоматолога.    Обогащать словарный запас. Закрепить представление о роли пищи в   сохранении здоровья зубов.  |                                                                      |