Цикл конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме «Зима» образовательная область «Познание» первая младшая группа |
Занятия по теме "Зима" | |||
Автор: Теплорадова Наталья Ивановна, Соавторы: Войцицкая Мария Сергеевна, Мичурина Марина Николаевна, Приказчикова Ольга Александрвна | |||
10.12.2023 00:33 | |||
Цикл конспектов непосредственно образовательной деятельности по теме «Зима» образовательная область «Познание» первая младшая группа Автор: Теплорадова Наталья Ивановна Старший воспитатель МБДОУ ДС № 82 «Сказка» г. Норильск Соавторы: Войцицкая Мария Сергеевна, Мичурина Марина Николаевна, Приказчикова Ольга Александрвна Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области познание в 1 младшей группе по теме: «Белый снег пушистый, в воздухе кружится» Теплорадова Н.И., старший воспитатель Войцицкая М.С., воспитатель Задачи:
Оборудование: Стол, стул, волшебная коробка, игрушка снеговик; гирлянда; два ведерка; белая бумага; двусторонний скотч; нитки; ножницы; обруч; миска со снегом, блестящие шарики (снежки).
Раздаточный материал: Бумажные снежинки (большие и маленькие). Ход НОД Вводная часть В игровой зоне группы. Воспитатель: Ребята, когда вы шли в садик, вы видели, как красиво на улице! Снег идёт. Снег уже покрыл всю землю и деревья. Земля и деревья укрыты как будто снежным покрывалом. Читает стихотворение: Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. (И. З. Сурикова) Основная часть Вдруг, раздаётся стук в дверь. Воспитатель: Интересно, кто это к нам пришёл? Давайте откроем дверь и посмотрим, кто там. Воспитатель открывает дверь, а там снеговик (игрушка). Снеговик (за снеговика говорит воспитатель): Здравствуйте, детишки! Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашим гостем! (Дети здороваются). Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто это? Это Снеговик. Посмотрите, снеговик сделан из снега. У него вместо носа морковка. На голове вместо зимней шапки ведро. Это снеговик. Скажем вместе снеговик. Лиза, скажи снеговик. Правильно, Лиза. Марьям, скажи снеговик. Марьям правильно сказала. Это снеговик. Марьям молодец. Скажем вместе снеговик. (Побуждать детей повторять слова). А вы знаете, из чего сделан снеговик? Он сделан из снега. Рома, скажи снеговик из снега. Рома правильно сказал. Снеговик из снега. Молодец Рома. Савелий, повтори, снеговик из снега. Молодец. Скажем вместе снеговик из снега. Молодцы! Воспитатель: Ребята, снеговик принес с собой много снега. Хотите поиграть со снегом? Воспитатель вместе с детьми подходит к столу, вместе с детьми сажает снеговика на стульчик, который стоит рядом с ним. На столе стоит миска со снегом. (Воспитатель подносит миску со снегом к детям, и они его трогают). Воспитатель: Ребята, посмотрите какой снег? Снег белого цвета, он сверкает, искрится, серебрится. Потрогайте какой снег. Холодный, мокрый. Дети (ответы). Побуждать детей повторять слова. Воспитатель: А ещё снег бывает пушистый, рыхлый, скрипучий. Какой ещё бывает снег? Дети (ответы). Побуждать детей повторять слова пушистый, рыхлый. Воспитатель: От тепла снег начинает таять и скоро превратится в воду. Но наш снеговик не растает, потому что наступила зима и на улице очень холодно. Воспитатель: Зимой часто идет снег. (Показываю снежинку). Это снежинка. Вместе скажем снежинка. Снежинки падают на землю. Люди говорят снег идет. Побуждать детей повторять слова. Воспитатель: Посмотрите, в нашей группе есть снежинки? Где же они? Поищем снежинки вместе? Вон они где! Что бы туда дойти нужно преодолеть сугробы. Ребята, вместе со снеговиком мы пойдем по снежным сугробам. Дети вместе с воспитателем передвигаются в учебную зону группы. Воспитатель, берет снеговика, сопровождает передвижение текстом физминутки и показывает движения, дети повторяют: Физминутка «Мы шагаем по сугробам» Мы шагаем по сугробам, По сугробам крутолобым. Поднимай повыше ногу. Проложи другим дорогу. Очень долго мы шагали, Наши ноженьки устали. Сейчас сядем, отдохнём, И потом гулять пойдём. Подходят к обручу, прикрепленному к потолку, на нем висят бумажные снежинки. Воспитатель вместе с детьми сажает снеговика на стул. Воспитатель: Ой, смотрите, сколько много снежинок. Подуем на снежинку подуем и посмотрим. Подуем и посмотрим, как они кружатся. Попробуем дотянуться до снежинки. Поймаем снежинку? Упражнение «Снежинки» Воспитатель показывает, как дуть на снежинки, дети повторяют. Затем воспитатель обрезает веревочки на которых держатся снежинки, берет их за ниточки и имитирует полет снежинок, как они кружатся, и. Затем еще обрезает ниточки на снежинках, и они падают на пол. Воспитатель: Посмотрите, как снежинки падают вниз и кружатся? Что кружится в воздухе? (снежинки). (Хоровые и индивидуальные ответы детей). Ребята, посмотри какого цвета снежинки? (Белого). Молодцы, правильно – они белые. Возьмите снежинки в руки. (Дети поднимают снежинки, рассматривают их). Воспитатель: Снежинка легкая как пушинка, можно сказать воздушная. А еще она любит летать, посмотрите вот так (рукой показывает и говорит высоко- поднимает руку вверх, присела — летает низко). Дети повторяют — показывают рукой, говорят: "Высоко", приседают — "низко". Молодцы. Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на снежинки. Они все разные, есть большие, а есть маленькие. Много снежинок – много снега. Поиграем с ними. Игра «Подбери по размеру» (Большие снежинки и маленькие). Воспитатель: Соберем снежинки в ведерки, большие снежинки в большое ведерко, маленькие снежинки в маленькое ведерко. Воспитатель берет ведерки и ставит их на пол, дети собирают снежинки по ведеркам, воспитатель помогает. Воспитатель: Молодцы. Собрали все снежинки. Из таких вот снежинок и состоит снег. Вот, как много снега у нас в ведерках. А из снега можно слепить снежки. Ребята, а вы любите играть в снежки? Снеговик любит играть в снежки. Позовем его поиграть с нами. Снеговик иди снами играть в снежки. Воспитатель берет снеговика, ведерки со снежинками и вместе с детьми переходит в игровую зону группы. Заключительная часть Подвижная игра «Снежки» В игровой зоне группы, воспитатель вместе с детьми сажает снеговика на стул возле стола. Воспитатель: Давайте из этих снежинок сделаем снежки. Возьмите снежинки в руки и сминайте их. У вас получатся снежные комочки, снежки. Воспитатель дает детям снежинки из большого ведерка. Маленькое ведерко остается стоять на столе, в сторонке. Дети сминают снежинки. Получаются комки «снега». У кого не получились, воспитатель помогает сделать. Воспитатель: Ребята, несите снежки в волшебную коробочку. Смотрите какие чудеса. Вот, какие снежки волшебные, красивые. На столе стоит волшебная коробка, воспитатель её открывает, а в ней уже лежат блестящие шарики, дети складывают туда бумажные снежки. Воспитатель: Поиграем со снежками. Воспитатель рассыпает снежки на пол, дети начинают собирать их в волшебную коробку. Можно повторить несколько раз. Воспитатель: Ох, ребята, молодцы, как хорошо вы умеете играть со снежками. Воспитатель: За то, что снеговик с нами поиграл, сделаем ему подарок. Воспитатель зовет детей подойти к столу, на котором стоит маленькое ведерко со снежинками, воспитатель располагает на столе тонкую полоску из белой бумаги и помогает детям приклеивать на нее маленькие снежинки, которые дети достают из меленького ведерка, получится шарфик. И дарим его снеговику. Воспитатель: Вот какой красивый шарфик у нас получился. Снеговик, вот тебе в подарок от ребят новый шарф. Ребята, снеговик посмотрите, что стало со снегом. От тепла снег начал таять и превратился в воду. Снеговик говорит, что он то же из нега и что бы он не растаял ему нужно на улицу. Скажем снеговику до свидания. Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область познание в 1 младшей группе по теме: «Волшебница-зима» Теплорадова Н.И., старший воспитатель Приказчикова О. А., воспитатель Программное содержание Цель: формирование начальных знаний детей о зиме и зимних явлениях природы.
Словарная работа: Зима, снег идёт, мороз, ветер, метель, сугробы, белый, холодный, пушистый. Оборудование: костюм «Зима», мольберт, поднос, соль, ларец, блюдце, пенопласт, световой шар. Демонстрационный материал: картинки с иллюстрацией «Зима». Раздаточный материал: нарезанная белая, блестящая бумага. Предварительная работа. Наблюдение за сезонными изменениями в природе зимой, беседы о характерных признаках зимы, чтение стихов о зиме, рассматривание снежинок из окна, рассматривание иллюстраций «Зима». Индивидуальная работа: Никита Б., Виктория Ж., Валерия Т. совершенствовать умение рисовать пальчиком, Кира Е. развивать навыки общения и речь. Организация: В начале дети занимаются в игровой зоне, а затем постепенно перемещаются в учебную зону. Ход НОД Воспитатель (одет в костюм «Зима»): Здравствуйте гости, здравствуйте, ребята! По лесам и по полям Я спешила в гости к вам. Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила. В гости к вам пришла Зимушка-зима. Скажем вместе – «Зимушка-Зима» (Проговариваем вместе с воспитателем 1-2 раза слово «зимушка-зима»). Зима снежная, морозная, ветреная. В моем ларце много волшебного и интересного. Хотите узнать, что в моем ларце? - Зима принесла с собой снег, морозы, холодный сильный ветер. Что зима принесла с собой? (Снег, мороз, ветер) Хоровые и индивидуальные ответы детей. - Следом за Осенью пришла Зима. Время года называется – зима! Давайте вместе скажем как называется время года? «Зима». Хоровые и индивидуальные ответы детей. И пришла к нам Зима не с пустыми руками. Опыт со снегом Посмотрите, что это. Снег. Зима достает из ларца и показывает детям снег. - Скажите ребята, что это у меня? (Снег). Возьмите каждый снег себе в ладошку. (Дети выполняют задание). - Скажите, снег холодный или тёплый? (Холодный). Закройте ладошки. Откройте ладошки. - Что стало со снегом, куда он делся? (Снег растаял). - Покажите ладошки. Ой, они мокрые! - Что осталось в ладошках? (Вода). Что можно сказать про снег, какой он? (холодный, белый, пушистый, легкий.) Ребята, холодно зимой на улице зимой холодно мерзнут лицо, руки и ноги. Физминутка «Зима» Тихо падает снежок, То зима пришла, дружок! Мы играем, веселимся, И мороза не боимся! Рассказ воспитателя о зиме Воспитатель. Дети посмотрите, все в снежинках, все кружится, все блестит! Это волшебница Зима! Если посмотреть в окно, то зиму можно увидеть. Снег кружится в воздухе, вся земля покрыта снегом. Все деревья, кусты, дома и машины — все в снегу. Взрослые и дети одеты в зимнюю одежду. Снегоуборочные машины убирают во дворах и на дорогах снег. (Рассказ воспитателя сопровождается демонстрационным иллюстративным материалом). Если выйти на улицу, можно почувствовать, какая она холодная. Холодно деревьям, животным, людям. Наверное, и у вас на прогулке мерзнут лицо (лоб, нос, щеки), руки и ноги. Зиму даже можно услышать. Зимой в морозную погоду скрипит под ногами снег. Зимой дует сильный ветер. Люди его называют вьюга или метель. Закройте глазки и прислушаемся, услышим нашу зиму. Дети слушают звук метели. Ребята, хотите увидеть метель? Игра на дыхание «Сдуй снежинку» В руках Зимы поднос с мелко разорванной бумагой. Дети дружно дуют на «снежинки» Игровое упражнение «Мы шагаем по сугробам». По снегу мы идем опять Будем весело шагать Ноги выше поднимать На сугроб не наступать Дети перемещаются к учебной зоне Рисование «Снег идет» Дети подходят к столу. На столе поднос с солью. Зима любит рисовать белой краской, белым цветом. Все раскрасила в белый цвет. И с вами вместе будет рисовать белым. Зима (объясняет детям как нужно рисовать снег указательным пальчиком). Мы будем рисовать снежок указательным пальчиком вот, на этом волшебном подносе. Посмотрите, что в нём рассыпано. Это соль. Она белая как снег. Ребята снег какой? Белый, пушистый. (Повтор за воспитателем несколько раз). Сейчас я покажу вам как надо это делать. (Показ приема рисования). Воспитатель с детьми рисует снег пальчиками. Затем, воспитатель рисует деревья, сугробы. С неба падают снежинки, Словно белые пушинки, Покрывая все кругом Мягким бархатным ковром. Индивидуальная работа как по развитию речи, так и по рисованию: Кира, что мы рисовали (снег). Какой он (белый, пушистый, легкий). Вика, Никита, Лера ка мы рисовали (указательным пальчиком). Зима: — Молодцы, ребята! Какая чудесная, красивая, зимняя картина получилась у нас! Снег идет, падает. Снегопад. Деревья в снегу и сугробы все бело. (Зима дорисовывает деревья, сугробы). Подведение итога Воспитатель: — Вот, мы с вами поиграли, узнали много интересного, рисовали, слушали звуки «Зимы». Что мы узнали? Что пришла зима. На улице стало холодно, выпало много снега, Снег белый, пушистый, а когда растает, то просто вода. Что людям, животным холодно зимой. Люди одевают зимнюю одежду. Выход из занятия П/и со снегом (бумагой) – «Собери снежки», «Подбрось и поймай, «Поймай снежинку» и др. Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область познание в 1 младшей группе по теме: «Пришла зима» (с элементами беби-театра) Теплорадова Н.И., старший воспитатель Мичурина М.Н., воспитатель Программное содержание: Знакомить детей с характерными особенностями времени года, расширять знания о признаках зимы; Расширять представление детей о зиме, зимней одежде. Формировать познавательный интерес, способность видеть красоту окружающего мира, наблюдательность. Словарная работа: Пассивный словарь: зима, снег белый, снежинка легкая, пушистая. Активный словарь: шубка, куртка, шапка, валенки, сапожки, рукавицы, шарф. Оборудование: кукла, ткань имитирующая снежную полянку (бело-голубого фона), 2 детских ведра: большое и маленькое, магнитофон, мелодия минус «Белые снежинки», звукозапись «скрип снега под ногами». Демонстрационный материал картинки: шуба, куртка, шапка, валенки, сапожки, рукавицы, шарф, иллюстрации с изображением зимнего леса и зимнего города, календарь, обруч со снежинками (Календарь погоды. Зима. Методические рекомендации по организации наблюдений за окружающим миром детей 2-3 лет. Составители: Е.А. Кудрявцева, М.А. Перьмякова), голубой лист А3 с наклейным двухсторонним скотчем для продуктивной деятельности. Раздаточный материал: бумажные белые снежинки от 6 — 8 см; салфетки белого цвета, Предварительная работа: Рассматривание дидактических картинок «Выпал снег», «Береза и ель», «Одежда детей зимой»; Чтение стихотворения А. Барто «Снег»; попевка «В лесу родилась елочка»; пальчиковая гимнастика «Снеговик»; наблюдение из окна «За снегом»; игры с «сенсорными коробочками». Индивидуальная работа: В начале нод с Артемом С. – назвать одним обобщающим словом «зимняя одежда», с Артемом С. – спинку держать ровно, дуть не спеша. В середине НОД с Викой М. – активизировать в речи слова прилагательные: легкая, пушистая, с Тимуром М. сминание бумаги в комок. В конце НОД с Ритой С. — активизация в речи слова «снег». Организация: Начинается в игровой зоне, переход к рассматриванию картинок в детских уголках, перемещение к обручу (четверостишье), игры в игровой зоне, перемещение к мольберту для продуктивной деятельности. Ход НОД Сюрпризный момент Воспитатель вносит куклу. Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это к нам пришел? Ответы детей. Поздороваемся с Катей, скажем «Здравствуй, Катя». Катя говорит, что собирается идти гулять. Но не знает, что надеть и какая погода на улице. Ребята на улице, стало холодно, много снега намело, пришла настоящая зима. Поэтому необходимо тепло одеться, чтобы не замерзнуть на прогулке. Ребята, а что мы с вами одеваем, когда идем гулять зимой на улицу? Ответы детей. По ходу ответа детей воспитатель выкладывает картинки на мольберт (шубу, теплую куртку, шапку, валенки, рукавицы, шарф). Индивидуальная работа с Артемом С. Артем как назвать шубу, куртку, шапку, валенки, сапожки, рукавицы, шарф одним словом? Ответ Артема. Одеваем теплую, зимнюю одежду. Воспитатель: обращается к кукле Кате. Катя, а хочешь узнать, что такое зима? Катя согласна. Посмотрите ребята, Кате здесь будет удобно. Помогите мне посадить ее на стульчик. Вместе с детьми воспитатель усаживает Катю на стульчик. Катенька, посиди, послушай. (Иллюстрации с изображение зимы в лесу и городе размещены в группе заранее. Передвижение по группе.) Ребята, в лесу выпал снег и спрятал все листья на земле, всю траву укрыл, все дорожки. Стало, кругом белым-бело. Как красиво в зимнем лесу! Обращаю внимание на «уголок природы». Посмотрите на календарь, на какое время года указывает стрелочка? Ответы детей. Если дети не называют, воспитатель проговаривает сам. Просит повторить детей Катю, Петю, и вместе сказать «Зима». Обратите внимание на мольберт картинки с изображением заснеженного города. Выпал в городе снег и укрыл все дорожки, дома, детскую площадку, люди и дети надели теплую, зимнюю одежду. Как красиво стало в городе зимой и холодно, но гулять в теплой, зимней одежде не будет холодно. Игровое упражнение на развитие речевого дыхания «Подуй на снежинку» Воспитатель: Ребята, а где у нас в группе много снежинок? Ответы детей. Воспитатель направляет внимание детей на обруч со снежинками. Подойдем поближе перемещаемся вместе с детьми к обручу. Художественное слово Большие ножки шли по дорожке: топ-топ-топ, Маленькие ножки бежали по дорожке топ-топ-топ-топ-топ. Вот мы и пришли. Как много снежинок, они пушистые, легкие, проверим? Подуйте на снежинку. Выпрямим спинку, встанем красиво, вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через рот, дуем на снежинку, не спешим деятельность детей. Индивидуальная работа с Артемом С. – держи спинку ровно, дуй не спеша. Ребята, снежинки легкие, пушистые. Элементы «Беби-Театра» Посмотрите, как красиво расстилаю бело-голубое покрывало. На полянку, на лужок Тихо падает снежок. Лёгкие пушинки, Белые снежинки. сбрасываю вырезанные снежинки на полотно. Возьмите в ручку снежинку, положите на ладошку и подуйте на нее. Снежинку можно сдуть, потому что она? Индивидуальная работа с Викой М. – Вика, скажи какая снежинка? Ответ Вики. Сколько много падает снежинок. А из множества маленьких снежинок получается снег. Мы с вами устроили настоящий снегопад. Вся земля покрыта снегом, как снежным покрывалом. Выпал беленький снежок. (Воспитатель подбрасывает белые салфетки). Это белый снег. Действия с салфетками для показа детям: подбрасываю, разрываю, сминаю салфетку и половинку салфетки, ходьба под звукозапись имитация скрипа снега под ногами, игра в снежки, игра раскладываем в ведерки снежков по величине: большое, маленькое. Вот, снежинки – (воспитатель разрывает салфетку на части), как много получилось снежинок. Из множества снежинок можно сделать снежок большой и маленький. Воспитатель сминает салфетку – получился большой снежок, другую разрываю на 2 части получился маленький снежок. Индивидуальная работа с Тимуром М. — сминать бумагу в комок. Ребята, когда мы шли в садик вы слышали, как скрипит снег под ножками? Ответы детей. «Снег скрипит под ногами» Ходьба «по снегу» под звукозапись «Скрип снега» Я топчу сапогами: топ – топ – топ Покрывало зимы. Вот, как снег скрепит под ногами. А зимой можно поиграть в снежки: бросать друг в друга, кто дальше бросит? Воспитатель: (обращается к кукле Кате). Катя, поиграй с нами. Игра «Собери снежки» Ставлю детские ведерки. Снежок можно разложить в ведерки, большой снежок в большое ведерко, маленький снежок в маленькое ведерко. Дети действуют по показу. Молодцы собрали снежки в ведерки. Ребята подойдем и кукле Кате расскажем, о каком времени года мы узнали? Ответы детей. о зиме. Что бывает зимой? Ответы детей. Падают снежинки, идет снег, снегопад. Какой снег? Ответы детей. Белый. А снежинки какие? Ответы детей. Легкие, пушистые. А чтобы не замерзнуть зимой, надо надевать? Ответы детей Теплую. Зимнюю одежду. Воспитатель: Кукла Катя говорит детям спасибо, теперь она все знаю о зиме, и во что одеваться и как играть на прогулке. И в благодарность она вам дарит полянку, где вы изобразите снегопад. Берем снежинку и приклеиваем в том месте, где вам больше нравится. Совместно с детьми приклеиваем снежинки к голубому фону.
|